41. Учитель начальных классов в школе-семилетке

НА СНИМКЕ: 4 класс 38 школы (1926-1927 учебный год). Из архива Дмитрия Гриневича. Видимо, в этом классе он был учителем, когда в ноябре 1926 года начал работать в 38 школе-семилетке

Итак, в 1930-м году. Дмитрий Петрович Гриневич работает учителем начальных классов и учителем рисования в школе-семилетке №8.

Он в школе на хорошем счету.  Он любит детей, а дети обожают его.

Но, что касается знаний, которые давали детям, вопрос особый. Это было время плохо продуманных экспериментов, которые внедрялись сверху. И учителю ничего не оставалось, кроме как следовать этим методам.

В 1923-1925 гг. в школы были внедрены т.н. программы ГУСа, в соответствии с которыми отменялось предметное изучение и вводилось комплексное изучение природы, труда и общества. Об этом хорошо написано у Вениамина Каверина в книге «Два капитана»:

«Считалось, что мы в первой группе, хотя по возрасту кое-кому  пора уже было учиться в шестой. Старенькая преподавательница Серафима Петровна, приходившая в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… Право, мне даже трудно объяснить, чему же она нас учила. Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский. На уроке естествознания утка изучалась как утка: какие у неё крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. На уроке географии та же утка изучалась как житель земного шара: нужно было на карте показать, где она живёт и где её нет. На русском Серафима Петровна учила нас писать «у-т-к-а» и читала что-нибудь об утках из Брема. Мимоходом она сообщала нам, что по-немецки утка так-то, а по-французски так-то. Кажется, это называлось тогда «комплексным метожом». В общем всё выходило «мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе. Она была старенькая и носила на груди перламутровые часики, приколотые булавкой, так что, мы, отвечая, всегда смотрели, который час».
 
Дмитрий Гриневич по этому поводу записал в «Тетради»:

«Что только не «требовалось» с учителя!! Каких только «методов» мы не применяли! Сейчас можно сказать: бедные, несчастные  дети! Я теперь, вспоминая прошедшее, думаю, как дети всё же чему-то научились?»

Настал новый учебный год. Начались занятия. Всё шло хорошо до 4 сентября.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/04/08/530


Рецензии
Хорошо бы расшифровать эту аббревиатуру - ГУС.
Спасибо.

Дмитрий Ромашевский   29.04.2014 10:21     Заявить о нарушении
ГУС - это Государственный учёный совет Народного комиссариата просвещения. Ьыл образован в 1920 г. и упразднён в 1933 г.

Художник Дмитрий Гриневич   04.05.2014 09:25   Заявить о нарушении