Корреспонденция. Мы отдыхали, крепли, мужали

Насколько важна работа с подростками, большинство читателей нашей газеты знает. И одной из форм этой работы считаются военно-спортивные лагеря. В нашем городе они прочно вошли в арсенал воспитательной работы. Семь лет подряд поднимает флаг «Юный дзержинец» - военно-спортивный лагерь Исакогорского района.
Октябрьский район тоже имеет свой лагерь, который впервые собрал ребят в свои палатки в 1965 году. Название его «Ровесник».
У «Ровесника» были свои трудности – это отсутствие учебного оружия; несколько непродуманный состав воспитанников – слишком много было «обычных» ребят, причём, младшего возраста; просчёты в его организации, для устранения которых комсоставу приходилось выезжать из лагеря, что крайне нежелательно. И, несмотря ни на что, ребята хорошо отдохнули. Окрепли, возмужали и, в хорошем смысле, повзрослели.
И все тепло вспоминают о нашем палаточном городке, о времени, проведенном в нём.
Как мы там жили? Чем?

Эстафета
От столовой послышались команды и шум построения. Кто-то не мог найти своё место в строю, у кого-то оказалась не в порядке форма. После завтрака у нас военно-спортивная эстафета.
Эстафета. К ней готовились все. Комиссар определял маршрут, разбивал на участки. Получилось десять этапов. Десять, не похожих один на другой. Крутые подъёмы и спуски, метание гранаты, бег в противогазе, преодоление водных преград, перенос тюка через реку, а финал – ориентирование и поиск флага.
Командиры взводов, уединившись, по вечерам составляли списки команд, не по одному разу переставляя участников по этапам. Каждый из них искал тот единственный заветный этап, на который надо ставить самого сильного и выносливого, с которого команда уйдёт вперёд и выиграет соревнование. Наконец, списки готовы. Конечно, в каждом было по несколько сюрпризов противникам.
А там, за тремя холмами от финиша, уже дан старт. Прошли первые минуты, и кто-то из глазастых крикнул: «Вон – бегут!» Действительно, по дальнему склону катилась какая-то точка. Потом вторая, третья. Эстафета захватила всех, она окутала нас напряжением и вселила лёгкость; она сдвинула понятие о времени: сжав его для одних, как пружину, и растянув для других. Она властвовала на дистанции всего двенадцать минут, но за это время так насладилась своей властью, что буквально заразила нас собой, и выйти из-под её влияния мы смогли лишь только к вечеру.
До отбоя говорили только о ней. Одни огорчённо о чём-то сетовали, другие горячо оправдывались, а третий взвод младшего сержанта Крутикова ликовал. Они выиграли шесть этапов, и затем первое место. Сработала-таки сержантская хитринка. Стремительный и выносливый Серёжа Голубь оставил всех позади на самом трудном, пятом этапе и задал темп своей команде. Воля к победе захватила третий взвод настолько, что Витя Старковский, боявшийся дотоле воды, буквально кинулся с тюком в речку и стремительнее всех её форсировал.
Эстафета. Она многому всех нас научила. Она, как лакмусовая бумажка, точно определила личные качества большинства курсантов.

Воспитывали себя сами
Это ведь только кажется, что воспитателями у курсантов были сержанты, начальник и комиссар. Они лишь определяли направления, меры и методы.
Не секрет, что большинство ребят в лагере – это, так называемые, «трудные». А раз «трудный» - значит, вхож в компанию какую-то, где есть своё деление на ранги, где есть сильнейший и где царит закон сильного. Подчинившись закону сильного раз, подростки так и живут под его влиянием. Что схватил первым и отстоял – это твоё. Как там другим – тебя не касается, лишь бы тебе хорошо было. И в результате: пять одеял – у сильного, двумя довольствуется слабый; лучший кусок за столом – у сильного, что останется – слабому. И так далее.
Развеять в прах эти привычные «нормы» жизни – вот первая и основная задача при воспитании «трудного» (а, в общем-то, самого что ни на есть обыкновенного) подростка.
Первое – наряды на кухню. Очередь. Ходят все. Сначала упустили из виду, что там сильный может заставить слабого работать за себя. Сразу исправились и стали ставить подборками: из сильнейших наряд, из сильных, из слабых. И сразу почувствовали – убывает вера в тот дворовый закон. Особенно заметно это было в один из дней, когда в посудомойку попали за одну провинность трое самых «сильнейших». Ни один из них не сделал больше другого, но уж и, ни в коем случае, не меньше. И если бы наряд был по графику, ребятам надо было бы объявить благодарность.
Походы. Самый действенный метод коллективного воспитания.
Итак, объявляется: завтра идём, допустим, в Кехту. Среди футболистов, волейболистов, шахматистов и теннисистов оживление: «Преподнесём урок. Знай наших!» Кроме мячей, футболок, ракеток и прочего, в мешки и… чемодан (специально для этого взятый) бережно укладываются отглаженные «клёши» - не форменные брюки, рубашки, ботинки. Но ещё укладывается палатка, продукты на два дня, топор, кастрюля и прочее общественное имущество.
На палатку и рюкзак с продуктами выделяется по особой группе сильнейших. Несут по очереди. И опять – больше другого никто не пронесёт – секунды считали – но и меньше тоже никто не допустит.
Закон сильнейшего воспитывает у подростка махровый индивидуализм. Кстати, и у сильного, и у слабого. И когда после одного из походов мы услышали, как кто-то обозвал в столовой своего соседа, - «Ну, ты – индивидуалист!» - мы возликовали. Значит, кое-что всё-таки дошло, поняли. И не беда, а хорошо, что они это слово отнесли к разряду ругательных. Вдвойне хорошо, что дошли до этого сами и под воздействием своего же коллектива. Уже коллектива.
Маленькие победы воспитания в нашем лагере. Их было немало. И каждая радовала и убеждала, что плохих детей нет, а есть плохие воспитатели. «Трудным» же подросток становится только из-за этих плохих воспитателей.

Мы ходили в походы и ловили рыбу. Устраивали соревнования и конкурсы. Работали и отдыхали. Мы поставили концерт в клубе для наших добрых хозяев и соседей-колхозников. Мы занимались военным делом и спортом. Мы воспитывали себя, готовясь в большую дорогу, готовясь к повзрослению, к жизни в труде на благо нашей Родины. Все ли мы подготовились всерьёз к этому за месяц лагерной жизни? Видимо, ещё не все. Или не каждый по-настоящему. Что ж, время для этой подготовки ещё есть.

Газета «Северный комсомолец» (Архангельск), № 104 (7987), 1 сентября 1971 г.


Рецензии