Лакуны эпох

                Продолжение следует
  Если Моисей и имел об этом Боге понятие, то явно весьма смутное. И поэтому задает ему вопрос:"Вот, я прийду к сынам Израилевым и скажу им:"Бог отцов ваших послал меня к вам". А они скажут мне:"как Ему имя? Что сказать мне им?"(Исход,3:13).
  И Бог вынужден открыться. "Бог сказал Моисею:"Я есмь Сущий. И сказал:так скажи сынам Израилевым:Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею:так скажи сынам Израилевым:Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое навеки, и памятование о Мне из рода в род. Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им:Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал:Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте"(Исход,3:14-16).
  Далее следует уточнение:"Господь, Бог Евреев, призвал нас",-эти слова Моисей должен был сказать фараону.
  Но с каким Богом или богами жили евреи в Египте? Об этом библейские авторы умалчивают. Хотя ответ просится сам собой:скорее всего, с местными богами.
  Косвенным подтверждением этого может служить тот факт, что вместе с евреями из Египта вышло много иноплеменного народа. Значит, особого различия между ними не было.
  Еврейскую религию еще предстояло создать, но, прежде всего,-народ, который имел бы общую религию, объединяющую его.
  Задача чудовищной сложности. Читая Пятикнижие Моисея, я часто ловила себя на том, что возмущаюсь его жестокостью. И была удивлена, что Елена Рерих в одном из писем в Европу оправдывает его. "Моисей был в полном смысле вождем и законодателем,- писала она.- Все намеки на жестокость и мстительность установленных им законов неосновательны... Во многих отношениях они справедливее и милосерднее законов, ныне существующих... Назовете ли вы уничтожение диких зверей, угрожающих пожрать всех домашних животных, жестокостью, мстительностью, непримиримостью и т.д.? А среди выведенных из Египта немало было именно таких... Вождю нужно было спасти от них лучший элемент, который мог бы стать семенем будущего народа израильского".
  Она же, человек посвященный в тайное знание, приоткрыла завесу над тем, кем был Моисей. "Моисей, будучи учеником египетских жрецов, был посвящен в их тайное знание, в Единство Космоса, единство в многообразиии. И именно идею единства он утвердил в виде Единоначалия, именно в массах закрепив почитание единого аспекта Божества как Иеговы. Кроме того, существовали другие причины, почему был избран образ Иеговы как Руководящее Начало или Божество для еврейского народа. Вспомним, на какой высоте стояла наука о светилах в древнем Египте. Иегова был связан с Сатурном, и народ израильский, как отдельная нация, зародилась под этим светилом".
  Разумеется, в библейской "биографии" Моисея ни о чем подобном не говорится. Он эдакий защитник несчастного еврея, убивший мучившего его египтянина, и,боясь наказания, убегает из Египта. Хотя трудно поверить в то, что у него, выросшего у фараоновой дочери, вдруг вспыхнуло национальное самосознание.
  Судя по всему, он и еврейского языка не знал, и поэтому заикался (проще говоря, "пыкал-мыкал", подбирая слова), а не из-за физического недостатка.
  "Высокое" воспитание и привлекло к нему Бога, который мог разговаривать с ним, если не на равных, то как с человеком, посвященным в тайны бытия и Вселенной, что в значительной степени облегчало его собственную "работу".
  Однако создавая образ национального вождя, составители Библии этот акцент из его "биографии" убрали, а сочинили ему более "подходящую", с их точки зрения. Во многом явно позаимствовав ее эпизоды из биографии аккадского царя Саргона, которая дошла даже до нас, будучи записанной им самим, как тогда водилось, на табличке.
  "Я,Царь Саргон, Царь могущественный, Царт Аккада. Моя мать была царского рода;отца своего я не знал, брат моего отца правил страною. В городе Азупирану, лежащем на берегу Евфрата.
  Моя мать, царевна, зачала меня; в трудах она родила меня. Она положила меня в ковчег из камыша и горной смолой запечатала выход мой. Она пустила меня на реку, не поглотившую меня. Река понесла меня; к водоносу Акки принесла она меня. Акки-водонос, в сострадании своем, принял меня".
  Сколько существует Библия, столько,вероятно, длится и спор, а действительно ли Моисей был реальной, а не мифической фигурой? Большинство признает, что - реальной. А вот когда и кем он был на самом деле,- споры не утихают. кто-то пишет, что Моисей рос в знатной еврейской семье, но если бы это было так, Библия не преминула бы сообщить об этом.
  Да и о его библейской семье говорится весьма скупо и в общих чертах:"Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына, и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца"(а если бы не был красив?)(Исход,2:1-2).
  Некоторые подробности этой семьи даются в Числах:главу ее звали Амрамом, жену - Иохаведа, и она родила Аарона, Моисея и Мариам. И,кстати, жена доводилась мужу теткой, что в те времена было обычным явлением.
  Иосиф Флавий, однако, утверждает, что Моисей был из знатной семьи. А,кроме того, добавляет, что тот был ... египетским военачальником, усмирившим восставших эфиопов.
  Это любопытная деталь, которая в Библии упущена, но в ней есть совершенно не проясненный эпизод, в котором Аарон и Мариам упрекали Моисея "за жену эфиопку, которую он взял; ибо он взял за себя Эфиоплянку"(Числа, 12:1). Господь разозлился на них за это и покарал Мариам временной проказой(Аарона нельзя было, поскольку он был священником и должен был быть чистым). А разгневался якобы потому, что "Моисей же был человеком кратчайший из всех людей на земле", хотя как раз о кротости его можно  говорить меньше всего.
  Видимо, биография реального Моисея, особенно его египетский период был намного богаче и интереснее, чем библейского. И то, что она не нашла отражения в Библии, не случайность:у создателей ее была иная цель, под которую они тщательно отбирали то, что работает на нее.
  Между тем, древние историки считали Моисея египтянином. Жрец и историк Монето писал, что имя Моисея было Хозарсиф, и он был сыном сестры фараона Рамзеса второго. Тот ему не доверял, видел в нем претендента на свой престол и поэтому назначил писцом храма, после чего, оскорбленный и опасавшийся за свою жизнь Моисей, бежал из Египта.
  Эту теорию попытался развить ни кто иной как... Зигмунд Фрейд, написав статью "Моисей и монотеизм". Уже первая ее глава называется "Моисей-египтянин". Сделав лингвистический разбор имени "Моисей", он приходит к выводу, что по-египетски это будет "мой ребенок", и надо читать его по-египетски "Амона ребенок", потому что дочь фараона не могла дать ребенку еврейское имя.
  По мнению Фрейда, Моисей жил во времена фараона Атона, который выдвинул идею единого бога, но потерпел неудачу, а Моисей ее развил и осуществил. И ушел для этого из Египта, чтобы создать из толпы народ с новой религией.
  Немало копьев сломано и вокруг загадочной кончины Моисея. Многие исследователи, в том числе и Фрейд, склонны поддержать версию о том, что его убили бунтовщики, которым надоела навязываемая им религия с бесконечными правилами и запретами.
  Утверждение Библии, что никто не знает, где могила его, может служить косвенным подтверждением этого предположения. А также то, что хотя Моисею было 120 лет, когда он умер, "зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась"(Вт.,34:7). Так отчего же он умер? Бог повелел?
  Есть важный момент уже в Новом Завете. Иисус Христос начинает говорить о том, что "Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет". И в предверии этих событий Он поднимается на гору высокую с тремя учениками, чтобы встретиться с Моисеем и Илией.
  Очень символично, не правда ли? Так и тянет провести параллели, если принять во внимание, что в обоих случаях вопросы жизни и смерти решала толпа.
  Кстати, многие богословы склонны считать Моисея прообразом Христа:Моисей дал народу Ветхий Завет, Христос - Новый. Но, может, скорее, предтеча? Как заметил Апостол Иоанн, "закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа".
                Продолжение следует
   


Рецензии