Поездка на фестиваль в Барнаул
Сюда Акинфий Демидов пригнал две сотни русских приписных крестьян для закладки заводов и казаков для охраны. Медь и серебро, вот что привело сюда русских - добыча меди и серебра, деньги, деньги, деньги. А телеутское название реки дало имя городу, Порангыул в русской фонетике, в русском произношении стал Барнаулом. Сейчас потомки телеутов и русских переселенцев едут в своих автомобилях впереди и позади меня по Павловскому тракту, наполняют офисы и торговые центры, идут по тротуарам, сидят в кафе и концертных залах, но вопрос добычи денег не стал менее актуальным и по-прежнему занимает умы.
Мотивация городского человека, - вспоминая шукшинские сюжеты подумал я, разлядывая мелькающие рекламные билборды, - имеет в основе сочетание доступности престижной покупки через оформленный кредит, и одновременно отсутствие понимания, зачем ему это нужно, к какому результату это должно привести, что делать дальше и какой из этого всего следует вывод. Его гнетет и подгоняет недавнее прошлое, у каждого поколения советских, а теперь и российских людей есть свой гнет тревожного и парус прекрасного прошлого. Для современного барнаульца тревожным прошлым вспоминаются 90-е годы, а прекрасным и уже мифологизированным прошлым видятся 70-е, 80-е годы с лучшим в мире школьным образованием, полной трудовой занятостью, бесплатной медициной и получением квартир по очереди. С тем он и заходит в свой офис и в торговый центр, современный горожанин, с прекрасной памятью о нежном шелке пионерского галстука и тревожной памятью о талонах на сахар, сигареты и водку, крахе денежных пирамид, всеобщем взаимном кидалове и сворачивании барнаульского промышленного производства. Он знает свое прекрасное и тревожное прошлое и знает свое настоящее, такое какое оно есть, а вот своего совместного с этим городом собственного будущего он, жертва атомизированного городского существования, представить не может. Поэтому сдает в наем свою городскую квартиру и живет в таежной горной деревне, или мечтает сделать так, но откладывает до следующего года.
С этим я и вышел из УАЗа возле алтайской академии культуры и искусств, здания на проспекте Ленина, построенного в стиле сталинского ампира, куда мы с Олегом привезли реквизит к нашему спектаклю "Цель Дон Кихота". На входе я обратился к женщине консьержу с вопросом как проехать во внутренний двор для разгрузки реквизита. И тут мне невольно вспомнились слова Станиславского о том, что "наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра". Консьерж барнаульской академии культуры говорила хорошо поставленным голосом, грамотным литературным языком, демонстрируя простоту и вежливость обращения. "Вот это уровень!" - подумал я, зашел в зал и огляделся по сторонам. Что тут сказать, вы хотите знать как выглядит безупречно образцовый театральный зал? Поезжайте в Барнаул, зайдите в академию культуры и посмотрите. Выдержаный в спокойных зеленых тонах, от благородного темно-зеленого до салатного, с настоящей гипсовой лепниной на стенах и потолке, зал расчитан на 400 зрителей, а сцена широка и удобна.
Охранник открыл нам кованные ворота, мы въехали во двор и перетаскали за кулисы свои рыцарские доспехи, мечи, костюмы и шляпы. Наш спектакль из жизни испанцев 16 века, но в целом его сценическая задача, как я понимаю, это поставить перед зрителем вопрос о том, стоит ли быть добрым и справедливым, надо ли заступаться за слабых и помогать угнетенным и чем это грозит неосторожному человеку. Мы, театр "Гамаюн" из Аската, привезли свой спектакль на первый региональный фестиваль любительского театрального творчества "Чайка" имени русского актера и режиссера Константина Сергеевича Станиславского, не случайно я вспомнил его на входе. Здесь же организаторы фестиваля вывесили лонг-лист со всей программой и я с интересом с ним ознакомился. Программа расчитана на два дня, вместе с нами участвуют одиннадцать коллективов, вот полный список:
1. Первомайская детская музыкальная школа №1, г.Барнаул, спектакль "Целебная трава" по пьесе Татьяны Караманенко и Людмилы Пеньевской;
2. Образцовый театр "Колосок" г.Камень-на Оби, поэтический спектакль по стихам Николая Гумилева "Лабиринты души";
3. Поэтический театр "Аквилон", г.Новосибирск, поэтический спектакль по произведениям А.С.Пушкина, М.Горького, Ф.Г.Лорки, А.Ахматовой "Вечный спор";
4. Народный театр-студия "Маскарад", г.Новоалтайск, литературная поэтическая композиция "Наша дружба начинается с улыбки";
5. Народный театр "Гамаюн", с.Аскат, спектакль "Цель Дон Кихота", по роману Мигеля Сервантеса;
6. Молодежный театр "Стрекоза", г.Барнаул, спектакль "Реквием" по одноименной поэме Анны Ахматовой;
7. Студенты 4 курса Алтайской государственной Академии культуры и искусств, г.Барнаул, спектакль по пьесе Тенесси Уильямс "Трамвай Желание";
8. Студенты 2 курса Алтайской государственной Академии культуры и искусств, г.Барнаул, спектакль по пьесе Александра Вампилова "Старший сын";
9. Студенты 2 курса Алтайской государственной Академии культуры и искусств, г.Барнаул, спектакль по пьесе Степана Лобозерова "По соседству мы живем";
10. Студенты 4 курса Алтайской государственной Академии культуры и искусств, г.Барнаул, спектакль по пьесе А.П.Чехова "Дядя Ваня";
11. Театральная мастерская "Homo Artisticus", Алтайский Государственный Университет, г.Барнаул, спектакль "Веселая жизнь" по рассказам Михаила Зощенко;
Прочитав программу я воодушевился, это сколько ж актерских и режиссерских работ доведется посмотреть. И для двух дней не так уж и много. Я посмотрел всю фестивальную программу от торжественного открытия до награждения участников. Всё здесь было оправдано по замыслу, по логике сценарного плана - скучно не было совсем. И бал открытия и все коллективы первого дня подкупили своей рафинированностью и чистотой. Заходишь ведь с улицы, с интонации города, с его пролазливостью и жуликоватостью, а тут со сцены звучит Гумилев про изысканного жирафа на озере Чад, Пушкин и Лорка о любви и коварстве. Кажется, ну неоткуда взяться этой искренности при таком градусе общественного загрязнения, но нет - выходят на сцену, перевоплощаются и верят, и жизнь не мешает им становиться добрее и лучше.
Замыкали программу первого дня мы со своим "Дон Кихотом". Здесь будет уместно назвать всю труппу: режиссер Яна Шахова; Дон Кихот - Дмитрий Иванютенко; Санчо Панса - Сергей Ситников; трактирщик, офицер, цирюльник - Геннадий Пастухов; бискаец, каторжник, герцог - Олег Кабанов; волопас, каторжник, мельник, Мэрлин - Анатолий Мачиешан; ключница - Лариса Логинова; племянница - Ирина Выдрина; прислуга, герцогиня - Наталья Дорошенко, прислуга, крестьянка, призрак Дульсинеи - Татьяна Казанина, крестьянка, домино - Елена Чевалкова, домино - Татьяна Мачиешан;
Программа второго дня состояла почти сплошь из проверенных драматургических шедевров - Чехов, Вампилов, Тенесси. Актерские и режиссерские работы выглядели профессионально, но почему-то все заметно решили сэкономить на оформлении сцены, на видеоряде, на мелких деталях. Фестиваль был организован кафедрой театральной режиссуры и актерского мастерства Алтайской государственной академии культуры и искусств. В жюри вошли ведущие преподаватели будущих актеров и режиссеров. Тем не менее, когда началась премия, члены жюри наверняка испытывали затруднения с выбором лучших работ, их было много. Одиннадцать коллективов показали себя зрителям, и выглядели на сцене довольно убедительно и даже вполне удачно, и организаторы заготовили достаточно грамот и дипломов в самых различных номинациях. Но самым ярким и запоминающимся стал наш спектакль, получивший три главные премии: в номинации лучшая мужская роль, награжден Дмитрий Иванютенко, в номинации лучшая режиссерская работа награждена Яна Шахова, и в номинации Гран-При лучшим спектаклем фестиваля отмечен наш "Дон Кихот".
Повлияет ли премия на судьбу театра в Чемальском районе? Время покажет, а пока просто любите жизнь - ходите в театр!
Свидетельство о публикации №214040800997