Настя
Я ставлю маленькой Насте пятерку в дневник, а она дергает меня за браслет и робко спрашивает: «Ольга Игоревна, а кто лучший на этой неделе?». «Сейчас мы обязательно вместе решим» - отвечаю я, манерно открываю журнал и оглядываю группу. Со стороны это, наверное, выглядит ужасно смешно. Молодая учительница строго отчитывает своих первоклашек: «Ну что я вам скажу… Маша всю неделю занималась неплохо, но сегодня домашнюю работу выполнила неаккуратно. Ангелина вообще не сделала одно из упражнений. Полина могла намного лучше выучить стихотворение. Ну про Диму я вообще молчу. Кто у нас остался… Мила, Настя и Лиза. Голосуем? - Трое счастливчиков напрягаются в ожидании вердикта, - Кто за Милу - поднимите руки. За Настю? За Лизу? Отлично, на этой неделе лучшей становится Лиза». С невозмутимым лицом я делаю пометки в журнале и начинаю складывать учебники. У Насти глаза на мокром месте. Лиза сияет. Дима не хочет выходить из кабинета. Родители в восторге: мотивация на уровне, к концу первого года дети умеют различать настоящее простое и длительное и употреблять в разных типах предложений модальный глагол «can».
Наконец я одна. Я открываю окно на всю. Холодный ветер врывается в кабинет, дышу: вдох-выдох, вдох-выдох. День закончен. Сегодня без жертв. Никто не послал меня матом, никто не подрался, никто никого не облил чаем, кофе или еще чем-нибудь. Даже не было ни одного нервного срыва. Странно. Скоро же лето. Я выхожу с работы в субботу ровно в двадцать сорок, в двадцать сорок пять мне обычно уже удается поймать маршрутку и забиться в самый дальний угол, надеть наушники и солнечные очки и до самой моей остановки никого не видеть и не слышать. Но сегодня вечером у меня больше нет уроков, и я могу спокойно пойти домой пешком. Конечно, долго, зато сколько удовольствия! Идешь не спеша, тащишь в пакете стопочку учебников и тетрадей, слушаешь музыку. Дышишь: вдох-выдох, вдох-выдох. А навстречу тебе по центральной улице города несется яркая толпа. Она пахнет весной и пивом. Она празднует субботний вечер. Она отдыхает.
Резко звонит телефон. На самом деле телефон у учителя всегда звонит резко - привыкнув к отключенному на время уроков звуку, никогда не бываешь готов к звонку. Номер почему-то не определяется. Снимаю трубку, слышу знакомый голос: «Ольга Игоревна, добрый вечер, у нас тут поставили уроки на воскресенье, можно мы тогда сегодня вечером позанимаемся? И… мне бы не два часа, а три. Или хотя бы два с половиной. Очень нужно, правда, очень…» Предэкзаменационная лихорадка набирает обороты. И я прекрасно знаю, что как бы я ни отговаривала, моя большая Настя все равно приедет. И будет заниматься. Два часа, два с половиной, три – сколько хватит сил. Чтобы совесть была чиста, чтобы мы обе знали, что сделали абсолютно все, что могли. Скоро день Э.
Родители забирают Настю ровно в полночь. Я завариваю чай и открываю новости в Интернете. На первой полосе меня ждет радостное известие: «ЕГЭ по английскому языку станет обязательным». «Господи, это ведь неправда. Правда же это неправда?» - повторяю я, как мантру, и пролистываю статью: «Президент России Дмитрий Медведев предложил с 2020 года ввести английский язык в число обязательных единых государственных экзаменов». Похоже, где-то там, наверху социальной пирамиды кто-то совсем ослеп. Окончательно и бесповоротно. Не ведают, что творят.
На часах половина второго. Пора спать – первый урок в воскресенье начинается в девять утра. Закрываю глаза. Мне снится весна. Летит тополиный пух, мне чуть за тридцать, в субботу вечером я пешком иду домой. Звонит телефон, и уже не маленькая Настя просит о дополнительном полуночном уроке. Просыпаюсь, уговариваю себя: «Не нужно переживать, Ольга Игоревна, просто дыши: вдох-выдох, вдох-выдох».
2012
Свидетельство о публикации №214040901391