Александр Аронов

На снимке в центре стоит Александр Аронов. Справа сидит писатель Л.Жуховицкий.
Каминный зал. ЦДРИ.


Александр Яковлевич Аронов, 1934-2001

Я не помню, как родилась мысль пригласить на встречу с читателями малоизвестного поэта Александра Аронова. Вечер вёл его друг писатель Леонид Жуховицкий - автор книги, появившейся в середине 70-х годов прошлого века. Книга сразу привлекла внимание читателей. Её названием была строка стихотворения Александра Аронова   «Остановиться, оглянуться».
Про поэта Александра Аронова всерьез не писали критики, его имя ни разу не фигурировало ни в каких long-short-листах ни одной премии, его авторские вечера не проходили ни в Политехе, ни в ЦДЛ. Хотя начинал он вместе с Беллой Ахмадулиной и Андреем Вознесенским. Он сам написал:

Отсвет имени на строчке
В сотни раз прекрасней слова.
Я ничем вам не помог, мои слова.
Чтобы вам не сгинуть снова,
Не пропасть поодиночке,
Друг за друга вы держитесь,
как трава.

Поэт читал стихи и забавные и серьёзные. Доверительно рассказывал о себе. Впечатление от встречи было памятным, хотя главные его стихи ещё не были написаны. Только теперь, читая всё написанное им, я могу оценить глубину и значительность поэта.

Родился 30.8.1934, умер 19.10.2001, — русский советский поэт, журналист; москвич.

В 1956 году окончил Московский городской педагогический институт им. В. П. Потёмкина, а затем аспирантуру Института художественного воспитания при Академии Педагогических Наук РСФСР. Работал школьным учителем в Подмосковье и в Москве, занимался математической лингвистикой в ЦЭМИ АН СССР.

А первая его должность называлась очень смешно: "запасной учитель Московской области".

Более 30 лет был обозревателем газеты «Московский комсомолец», вёл постоянную колонку и печатался в различных рубриках газеты.

Печатал свои стихи в газете «Московский комсомолец», а также журналах «Огонёк» (№ 32 1988 г.) и «Знамя» (№ 3, 1997 г.).

Наиболее известен своими стихотворениями «Остановиться, оглянуться» (название стало расхожей фразой, многократно использованной в качестве, например, заголовков газетных и журнальных статей) и «Если у вас нету тёти» (положено на музыку Микаэлом Таривердиевым и стало популярным как и песня в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»). Определённую скандальную известность получило также стихотворение «Гетто. 1943 год» («Когда горело гетто»), посвященное сложным взаимоотношениям русского, польского и еврейского народов по итогам Второй мировой войны.

Известный журналист Александр Минкин в своей статье «Три пророка»  поставил стихотворение Аронова «Пророк» в один ряд с одноименными произведениями Пушкина и Лермонтова.

Событиями жизнь поэта небогата. Стихами и друзьями богата.

Предлагаю  прочесть стихи Александра Аронова.

Закон.
Долг.
Власть.
Ты куклой был пред ними.
Ты жил.
Ушел.
Ни проклят, ни прощен.
Твой лоб
Во тьме
Всегда язвило имя
Твое,
Твое,
Не чье-нибудь еще.
________________________________________
  А это стихотворение, пожалуйста, прочтите очень медленно.

ПРОРОК

Он жил без хлеба и пощады.
Но, в наше заходя село,
Встречал он, как само тепло,
Улыбки добрые и взгляды,
И много легче время шло,
А мы и вправду были рады –

Но вот зеркальное стекло:
А мы и вправду были рады,
И много легче время шло,
Улыбки добрые и взгляды
Встречал он, как само тепло,
Но в наше заходя село,
Он жил без хлеба и пощады

Прочтите вслух, и вы увидите, как стихи - не меняя ни одной буквы! - повернутся вокруг "зеркальной строчки", и смысл слов - тех же самых! - изменится на противоположный. Это волшебство. Он мог бы погнаться за славой в Лужники, в Политехнический - туда, где в те годы стихи собирали больше народу, чем сегодня знаменитые рок-, поп- и прочие группы.



ГЕТТО. 1943 ГОД.


Когда горело гетто,
Варшава изумлялась
Четыре дня подряд.
И было столько треска,
И было столько света,
И люди говорили:
— Клопы горят.

А через четверть века
Два мудрых человека
Сидели за бутылкой
Хорошего вина,
И говорил мне Януш,
Мыслитель и коллега:
— У русских перед Польшей
Есть своя вина.

Зачем вы в 45-м
Стояли перед Вислой?
Варшава погибает!
Кто даст ей жить?
А я ему: — Сначала
Силенок было мало,
И выходило, с помощью
Нельзя спешить.

— Варшавское восстание
Подавлено и смято,
Варшавское восстание
Потоплено в крови.
Пусть лучше я погибну,
Чем дам погибнуть брату, —
С отличной дрожью в голосе
Сказал мой визави.

А я ему на это:
— Когда горело гетто,
Когда горело гетто
Четыре дня подряд,
И было столько треска,
И было столько света,
И все вы говорили:
"Клопы горят".
1991

ХАЙФА. ЛАГЕРЬ ДЛЯ ПЕРЕСЕЛННЦЕВ.


О чем ты там, польская, плачешь еврейка,
В приюте, под пальмой, где стол и скамейка,
Дареный букварь и очки, и оправа,
И буквы, в тетрадку входящие справа?

Студентик, учитель, пан будущий ребе
Так громко толкует о хляби и хлебе,
О том, как скиталась ты в странах нежарких
Две тысячи трудных и семьдесят жалких.

Прошло две войны. Унесло два семейства.
Каникулы. Кончились оба семестра.
Ты выучишь иврит и столько увидишь,
Забудешь и польский, и нищий свой идиш,

И ешь ты, и пьешь, и ни гроша не платишь,
Читаешь и пишешь – и что же ты плачешь?
По мебели, на шести метрах в избытке,
По старой соседке, антисемитке.

ПЕРВЫЙ ЗАКОН МАЛЬБЕКА.


Ни на кого нельзя смотреть снаружи —
Единственный закон земли Мальбек.
Базар, толпа, случайный человек —
Ни ты ему, ни он тебе не нужен.
На тамошних калек и не калек
Поднять глаза — нет оскорбленья хуже.

Ты кто, чтобы оценивать людей
И подвергаться их оценке темной?
Согни свой взгляд, ленивый и нескромный,
Подсмотренным не хвастай, а владей.
Есть где нам разойтись меж площадей,
На местности пустынной и огромной.

Горбатый только третий год горбат,
Красавица сегодня лишь красива,
Они идут, вперед или назад,
Их останавливать — несправедливо.
Один индюк чужому взгляду рад,
Да он и без тебя живет счастливо.

И оборванец — кандидат в цари,
И мудреца не украшает старость.
Вот если ты готов, что б с ним ни сталось,
Приблизиться к нему, понять хоть малость,
Каким себя он видит изнутри, —
Тогда обид не нанесешь. Смотри.


19 октября, в день лицеистов, года 2001 не стало САШИ АРОНОВА.
В день смерти мы прочли скорбные слова прощания с  Александром Яковлевичем Ароновым.

Письмо написали  Белла Ахмадулина, Евгений Рейн, Вадим Черняк, Сергей Ниточкин, Игорь Губерман, Александр Еременко, Александр Минкин, Сергей Аман, Геннадий Айги, Иван Жданов, Леонид Жуховицкий, Татьяна Бек, Сергей Мнацаканян, Олег Хлебников, Андрей Чернов, Андрей Яхонтов.

Назвали они своё письмо «СТАЛО ОГЛУШИТЕЛЬНО ТИХО».

«Умер поэт Александр Аронов.
Таланта Бог дал ему много, а славы судьба дала ему мало. Он чувствовал свою силу настолько, что решился - после Пушкина, Лермонтова - написать третьего "Пророка"; прямое продолжение двух первых. ..

Умер Саша Аронов - наш друг, веселый, добрый, радостный и отзывчивый человек, а самое главное - большой русский поэт. Увы, об этом не всегда вспоминали, но всегда помнили.

Присутствие поэзии Александра Аронова в нашей жизни ощущалось в течение десятилетий. Ощущалось тогда, когда повторяли его строку "Остановиться, оглянуться", даже не зная имени автора, когда пели его песню "Если у вас нету тети, ее вам не потерять..." Он никогда не терял своего прекрасного мироощущения. Он талантливо жил в этом мире. Правда, иногда в нем возникало и чувство печали, присущее большим дарованиям, но и тогда он отшучивался в стихах. Это он  про себя? :

Он не то что решительней тигра,
И, пожалуй, внушительней слон.
Но зато оглушительно тихо
В тех местах, где отсутствует он.

Сегодня стало оглушительно тихо. Саши нет с нами. Но остались его прекрасные, умные и выразительные стихи. Мы скорбим».

«Умер Саша Аронов. Я узнал об этом случайно, в субботу. Я виноват, что не был у него в его последний день.
Когда мне было семнадцать лет, я, мальчик из окраинного района Москвы Очакова, сказал: «Что мне делать? Меня не приняли на факультет журналистики». Аронов сказал: «Иди к нам, в «Московский комсомолец».

Это была газета молодежной интеллигенции. Я видел в коридорах Анатолия Гладилина, Николая Глазкова, Бориса Слуцкого. Я очень виноват перед Сашей, что не смог ему помочь.

Только во все наши времена нашей юности я читал его стихи:

Остановиться, оглянуться,
Внезапно вдруг на вираже,
На том случайном этаже,
Где нам доводится проснуться,
Ботинком по снегу скребя,
Остановиться, оглянуться,
Увидеть день, дома, себя,
И тихо-тихо улыбнуться.
Ведь уходя, чтоб не вернуться,
Не я ль хотел переиграть:
Остановиться, оглянуться,
И никогда не умирать...

Саша! Прости, что ты умер.
Юрий ЩЕКОЧИХИН, ученик Александра Аронова

Библиография:

Книги:

«Островок безопасности» М.,»Сов. Писатель»1987. (предисловие С.Чупринина)
 
«Первая жизнь». М., “Правда”, 1989.

 «Тексты» М., "Книжная палата", 1989 (предисловие С.Чупринина);.

Все стихи Александра Аронова:


А мне бы почта полевая...
Досматривать кино не очень хочется...
Если б ты на этом свете... - Тебе лично
 Если у вас нету тети (Музыка М.Таривердиева)
Когда горело гетто... - Гетто. 1943 год
Когда мы уточним язык... - Легенда
Когда сомкнутся хляби надо мной...
Мне нравится ваша планета... - Гость
На свете есть одни поэты... - Поэты
Ни на кого нельзя смотреть снаружи... - Первый закон Мальбека
О чем ты там, польская, плачешь еврейка... - Хайфа. Лагерь для переселенцев
Он жил без хлеба и пощады... - Пророк
Они владеют таинством двери... - Ох, люди, люди...
Остановиться, оглянуться...
Посредине дня...
Развернется трамвай или, можно считать... - Чистопрудный вальс
Строчки помогают нам не часто... - А. Межирову
У края земли... - Колыбельная
Черт подери их там, в Испании! Нежелание быть испанцем.
Я королём был довольно славным.

Примечания
А. Я. Аронов в «Журнальном зале»
Александр Минкин «Три пророка»  Вот эту заметку я бы перепечатала. Но правила сайта запрещают.  Дорогие читатели, по этой ссылке Вы можете прочесть  великолепную, совсем небольшую заметку Александра Минкина «Три пророка». Статья раскрывает скрытые смыслы трех стихов о пророке  великих поэтов  Пушкина, Лермонтова и Аронова.     Спасибо за внимание.


Рецензии
Стихи у Александра Аронова прекрасные. И душевной щедрости его на всех сполна хватило. Вчера я общался по телефону с Олегом Григорьевичем Чухонцевым: он познакомился с Александром Ароновым ещё в 1957 году. Есть и в моей творческой биографии примечательный факт: своей первой публикацией в "МК" стихотворения "Во всём живёт твоя душа" в 1976 году я обязан именно Александру Яковлевичу Аронову. 16 октября в 18.30 в Москве, в ЦДЛ, пройдёт вечер памяти Александра Аронова. Почтить его память придут его друзья...
P.S. А это моё стихотворение, посвящённое ему:http://www.stihi.ru/2013/11/22/3680


Николай Кружков   13.10.2014 07:49     Заявить о нарушении
Спасибо,НИКОЛАЙ! Я перепечатала на свою страницу Ваше стихоторение:
Застало оно меня сонного...
Кружков Николай Николаевич
***

Памяти Александра Аронова

Застало оно меня, сонного,
И я не поверил всерьёз:
Письмо мне от Саши Аронова
С оказией кто-то привёз.

Писал он, что многое здорово,
Потом рассуждал не спеша,
Что сразу не плавится олово,
Где мечется в муках душа.

Что выстрадать слово приходится,
Строфе обеспечить овал,
И мне, молодому, как водится,
Простые советы давал.

Карета, мол, белая катится*
У вас на какой-то закат,
Какое-то белое платьице
Невеста взяла напрокат.

Всё верно. Но вы, тем не менее,
Покрепче держите штурвал,
А ваше я стихотворение
Сегодня опубликовал**.

Душа наша молится, кается,
Простите. Пишу впопыхах...

А что Кьеркегора касается***,
Отвечу попозже. В стихах.

*привожу две последние строки моего стихотворения "Под лёгкий майский взвыв черёмухи":

И белая карета катится
На остывающий закат...

**моё стихотворение "Во всём живёт твоя душа" было опубликовано Александром Ароновым в газете "Московский комсомолец" в 1976 году

***имеется в виду стихотворение Александра Аронова "Кьеркегор и Бог",
здесь в моём исполнении: http://www.youtube.com/watch?v=O_FagJIsMJ0
© Copyright: Кружков Николай Николаевич, 2013
Свидетельство о публикации №113112203680
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении правил

С благодарностью!

Майя Уздина   13.10.2014 09:10   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Майя. Творческих Вам успехов и душевной радости!

Николай Кружков   13.10.2014 19:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.