Александр Аникеев. Социализм и коммунизм

РЕЦЕНЗИЯ на публикацию (Александр Аникеев (Аникеев Александр Борисович). «Социализм и коммунизм. Диалектика развития»)

Сколько замечательных слов! Можно подписаться почти под каждым абзацем. И тут же практически по каждому из них привести серьёзные возражения...
Сколько интересных предложений! И среди них, в частности, такое: «...за исполнением этого и должны следить представители исполнительной и правозащитной власти...» Вот-вот! Опять появятся «специальные» люди, задачей которых будет повсюду ходить со своими «справедливомерами», замерять уровень справедливости и проводить селекцию на достойных и недостойных. И где же набрать такое количество «объективных и беспристрастных»? А самое главное, по какому принципу и кто их будет отбирать? Такие же «объективные и беспристрастные»? В реальности этим займутся либо изворовавшиеся представители т.н. «элиты», либо, если дойдёт до крайности, «майданутые». В ...дцатый раз предлагается исполнение любимейшего «танца с граблями», при этом напрочь игнорируется тот факт, что подобного рода размышления прочтут единицы (пусть даже сотни!), но остальной массе это всё абсолютно «фиолетово». Достаточно посмотреть на рейтинги телепередач или интернет–сайтов. Много там желающих докапываться до истин или хотя бы интересующихся достижениями науки, в том числе и предложениями по преобразованию общества? Что бы тут не выдумывалось, но пока для огромного количества людей гораздо более насущный вопрос — цена бутылки водки (возможны иные близкие варианты). И, чтоб немного скуку развеять, в довесок — какой-нибудь балаган, называемый иноземным словом «шоу», иногда с дополнением «ток». Вспомним и про неформальную «национальную идею» — жить «на халяву» (варианты: «по щучьему велению», «эй, золотая рыбка!» и т.п.). Не успел рассеяться дым от денег, «сгоревших» в приснопамятном АО «МММ», как люди побежали записываться в очередь на участие в его реинкарнации. «Уж теперь-то мы поумнели, знаем, как надо!»
Трудно не согласиться с этими словами автора: «...самое сложное — убедить население изменить правила жизни...» Но КТО и КАК это сделает? Нынешнее «Министерство правды»? Как говорится, три «ха-ха!»
Теперь кратко по отдельным тезисам.
По поводу «норм» на питание, одежду, жильё и т.д. — это уже предлагалось неоднократно, и чем кончилось, хорошо известно.
По поводу труда. Как пелось ещё в 1980-е годы группой «Наутилус Помпилиус»: «...мерилом работы считают усталость...» А его эффективность будут оценивать те же «объективные и беспристрастные»? И нужно ли до сих пор упираться в анахронизм 8-часового рабочего дня? Очень много говорится о необходимости взаимосвязи получаемых материальных благ и уровня квалификации работника. На уровне декларации — нет вопросов, а при практическом применении — сколько угодно. Хотя бы такой простейший: что делать высококвалифицированному специалисту, если потребности общества настолько с годами изменились, что его профессия перестала быть востребованной? Много ли сейчас нужно специалистов по изготовлению и установке лошадиных подков? «Нам кузнец не нужен...» Конечно, можно с умным видом порекомендовать такому «кузнецу» изучить компьютер и стать системным администратором в какой-нибудь преуспевающей IT–фирме. Неплохой совет, особенно если человек совершенствовался совсем в другой деятельности, а до пенсии осталось не так много. Но даже получив соответствующее образование, рассчитывать ему на трудоустройство не приходится, поскольку уже староват, неперспективен. Вот уборщиком, охранником, в лучшем случае заведующим складом — пожалуйста, а компьютерщиков и своих хватает, помоложе.
По поводу партий. Сколько таких партий с самыми правильными лозунгами на знамёнах ни появлялось, всегда рано или поздно происходило их вырождение. Причём, как ни странно (но только на первый взгляд), тем быстрее, чем скорее этой партии удавалось дорваться до практической, реальной власти. И много сказанных автором совершенно справедливых и нелицеприятных слов в адрес КПСС это только подтверждает.
По поводу сравнений с такими странами, как Финляндия, Швеция, Норвегия. Во-первых, не надо забывать, что все эти страны тратят сравнительно небольшие средства на нужды армии (и оборотная сторона этого — живут в иллюзии безопасности, но лишь до тех пор, пока ситуация не вынудит кого-нибудь из более сильных стран их захватить). Во-вторых, что гораздо серьёзнее, в этих странах демографическая ситуация на грани катастрофы. Спрашивается: что мешает титульным нациям в этих странах при таком высоком уровне социальной поддержки иметь нормальные семьи с большим количеством детей? Решается же эта проблема во многом благодаря притоку мигрантов из стран, совершенно не похожих в ментальном плане. О последствиях, надо полагать, напоминать нет нужды. Соответственно, второй вопрос: какова вероятность сохранения достигнутого уровня жизни (и «справедливости») в этих странах через несколько десятилетий, если к тому времени значительно изменится этнический состав их населения?
Один из основных тезисов рассматриваемой публикации звучит примерно так: необходимо обеспечить достойный (справедливый) уровень удовлетворения самых насущных потребностей членов общества. При этом приводится перечень этих самых насущных потребностей (количество квадратных метров жилья и т.д.). К сожалению, упускается из виду тот факт, что даже у одного и того же человека эти «самые насущные» потребности могут с возрастом претерпевать очень сильную трансформацию. В такой ситуации вправе ли кто-то решать за него и устанавливать, что ему нужно в первую очередь? Или он всё-таки выберет сам, «проголосовав» заработанными деньгами? Обобщая: КТО и ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ будет определять номенклатуру и количество «самого насущного»? И, соответственно, что делать тем, кого этот список не удовлетворит? Ведь, как известно, «насильно мил не будешь».
По поводу другого основополагающего тезиса — закона о социальных гарантиях. Наверное, само по себе принятие такого закона не помешало бы. Другое дело, как его сформулировать и насколько неукоснительно соблюдать. Как известно, наша страна отличается тем, что суровость местных законов зачастую компенсируется фактической необязательностью их исполнения. Можно составить самый замечательный закон, можно предусмотреть страшные кары за его игнорирование, но будет ли достигнут нужный результат? Скорее всего, как обычно, его нарушителям просто дороже (в прямом, денежном, смысле) обойдётся сделка с контролёрами.
Уже который век наиглавнейшие вопросы для думающих людей в России — «кто виноват?» и «что делать?» По поводу «кто виноват?» обычно споры идут самые жаркие, так что на второй вопрос сил (как физических, так и интеллектуальных) практически не остаётся.
Но главное даже не это. Признавая ряд очевидных принципов в отношении «что делать» (надо то, надо это), никто за декларируемыми общими рамками не удосуживается предложить действенные практические советы на тему «КАК сделать?» (можно чуть иначе: «КТО и КАК сделает?»)...
Есть в рассматриваемой работе такие слова: «Или в России больше нет грамотных экономистов и остались лишь бухгалтеры и финансисты, которые научились только деньги считать???» В том-то и дело, что вместо «экономистов» в эту фразу можно подставить практически любое слово, означающее профессию. Грамотных специалистов найти можно, да только кто их будет искать? Кому они нужны при такой власти? От них ей «никакой пользы, кроме вреда».
В заключение хотелось бы пригласить всех, интересующихся социальной справедливостью и подобными вопросами, на свою страничку (http://www.proza.ru/avtor/devin) в раздел «Социальная справедливость и свобода рынка – 2000» (Предисловие и первые три – четыре главы). Там можно встретить тезисы либо почти дословно совпадающие, либо очень близкие сформулированным в работе «Социализм и коммунизм. Диалектика развития». Вместе с тем найдётся и немало спорного, что, быть может, сторонникам идей, высказанных в рассматриваемой публикации, будет даже интересно.


IV.2014


Рецензии
Здравствуйте, Андрей!
Спасибо за рецензию на произведение социал-футуриста и диалог с автором! Мне понравились несколько высказываний автора:

"Моя задача сбить как можно больше с марксизма-ленинизма, чтобы особенно молодёжь туда не лезла, перевербовать в социал-футуристов и начать компанию по их объединению!!!"

"Я убеждён, что это не его работа, а компилятивный сборник!!!"

"Религия, диктатура пролетариата и полное отрицание частной собственности - для меня как красная тряпка для быка... Социализм и коммунизм прекрасно обходится без этого и я ЭТО ДОКАЗЫВАЮ!!!!"

"Хорошо, что в мире других общественных (стадных) животных нет религии, а то бы тоже друг друга грызли..."

"для них экономики без финансов НЕ СУЩЕСТВУЕТ".

"Или вы считаете себя умнее Аристотеля???"

Знаете, Андрей, после всего этого возникло желание перечитать Аристотеля, чтобы корректно ответить на ключевой вопрос дискуссии.

С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   27.01.2020 23:56     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!

Что и говорить, Александр Борисович — заметный персонаж среди местных авторов, озабоченных проблемами переустройства общества, с очень неоднозначной репутацией. В частности, Вячеслав Новичков, отзыв на чью публикацию "Третий проклятый вопрос" Вы у меня видели, пишет: «Не могу не сказать несколько слов об упоминаемом Вами очень плодовитом (на Проза.ру) авторе - Аникееве Александре Борисовиче. Последний воровал из моей работы целые страницы, иногда частично перевирая, и вставлял в свои собственные заметки без каких-либо отсылок на источник. На моё удивление удивил меня ещё больше, заявив: "Жалуйтесь"».
У меня на Прозе.ру много раз случалась полемика с ним, и, к сожалению, оказалась малопродуктивна. Одни и те же идеи кочуют из публикации в публикацию, причём зачастую без каких-либо изменений, и в комментариях используются те же фрагменты собственных публикаций. Если бы дело было только в этом, но ведь его идеи неоднократно подвергались критике. Не логичнее было бы привести заслуживающие внимание контраргументы (если они, конечно, есть), чем закидывать оппонента бесконечными повторами и грудами восклицательных и вопросительных знаков?

Стоит ли читать Аристотеля лишь для корректного ответа на такого рода умопостроения?

Благодарю за очередной визит на мои отзывы!

С уважением,

Андрей Девин   28.01.2020 00:29   Заявить о нарушении
"Стоит ли читать Аристотеля лишь для корректного ответа на такого рода умопостроения?"

Очень жаль, что Аристотеля мало кто читает. Великий мыслитель!

Александр Галяткин Юлия Фадеева   28.01.2020 00:42   Заявить о нарушении
Ни в коей мере не сомневаюсь. Речь лишь о том, что для знакомства или освежения в памяти его работ нет нужды в таком поводе, как высказывания Аникеева.

Андрей Девин   28.01.2020 01:11   Заявить о нарушении
Андрей, это просто очень смешные высказывания.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   28.01.2020 01:46   Заявить о нарушении
Можно и так охарактеризовать. Главное: воспринимать не слишком серьёзно.

Андрей Девин   28.01.2020 01:51   Заявить о нарушении
Любая настоящая революция неминуемо порождает талантливые произведения в искусстве, интересные социальные модели и концепции, как реакцию творцов на глобальные изменения и попытку осмыслить происходящее. В 90-м завершился беспрецедентный социальный эксперимент, произошло перераспределение собственности, изменился общественный строй. По всем формальным признакам произошли революционные изменения.
Но, на мой взгляд, ничего выдающегося после 90 года в литературе и кино создано не было. То есть по этому критерию получается, что произошла не революция, а нечто совсем другое.
Поэтому было интересно познакомиться с подходами и направлениями мысли у той части публики, которая пытается создать концепции преобразования мироустройства, может быть, здесь мы найдем подтверждение, что в 90-м произошла именно революция. Ваши рецензии дают возможность, получить общее представление о диапазоне предлагаемых решений.
Пока я прочитал не все рецензии, поэтому интрига остается.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   28.01.2020 12:41   Заявить о нарушении
Александр, мои отзывы на представленные на Прозе.ру чужие идеи о переустройстве общества не намного более ценны, чем сами идеи. Всё это больше из разряда "бла-бла-бла", профессионально занимающиеся такими вопросами специалисты на Прозе.ру не кучкуются, им элементарно некогда, они заняты делом.
Поэтому я ни в коем случае не преувеличивал бы значение моих отзывов на те или иные публикации, да и вообще отзыв — это субъективная оценка, не всегда обоснованная, поэтому для лучшего представления полезнее начинать с первоисточников. Другое дело, что кроме книги Лежавы о золоте не вижу большой практической пользы от знакомства с другими авторами, оказавшимися в моём списке. Однако повторю: эта оценка субъективна!

Андрей Девин   28.01.2020 13:31   Заявить о нарушении
Практическая польза от отзывов есть. Можно четко отследить по представленной выборке все главные тренды. На мой взгляд, важно не то, что и как пишут авторы, а в каких направлениях идет ход их рассуждений. Профессионально занимающиеся такими вопросами специалисты просто продвигают те же тренды на другом уровне и за деньги. Ничего концептуально нового они не предлагают. И пока не могут предложить. Конечно, мы говорим только о России.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   28.01.2020 14:59   Заявить о нарушении
Вы не учитываете круг моих персональных интересов, а также присущую мне лень. В силу указанных причин огромный пласт идей и концепций будущего проходит мимо моего внимания, поэтому, говоря языком социологов, моя подборка отзывов непрезентативна. Но если хоть что-то представляет для Вас интерес, только рад.

Андрей Девин   28.01.2020 17:34   Заявить о нарушении
Это понятно. Но мне и не нужен материал для аналитической записки. Получил благодаря вашим рецензиям для себя общее представление об уровне концептуальности в обществе на примере нашего сайта и хорошо. Кстати, на том же AFTERSHOCKе или ГА уровень концептуальности авторов ничуть не выше. Информационный уровень намного выше, а концептуальный нет. Там все вертится до бесконечности вокруг только одной концепции.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   28.01.2020 18:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.