Легенда про мост

               
               
               
                (  История деда Михаила )

                Конечно, вы, молодёжь, об этом не знаете и даже не представляете себе. Но в прежние  времена, когда ещё мы  жили единолично, вся жизнь села у нас проходила на мосту. На мосту  гуляли свадьбы, на мосту провожали на службу в армию, на мосту проходили вечерние гуляния молодёжи.
            Этот мост строили всем селом – так он был необходим, потому что своенравная и дикая речка Маралиха весной так разливалась, что  затопляла всю Лягу, Кобелёвку и Заречку, срывала все  мелкие и временные мостки и попасть с одного берега на другой долго не представлялось никакой возможности. А надо  сказать, что эта река была в те времена широкой и многоводной. Тогда прыгать в воду с моста и ближайших деревьев решались только взрослые и сильные мужчины.                Руководил строительством местный прораб Герасимов Афанасий. Для начала он выбрал подходящее место, где оба берега были высокие и  не было необходимости возить грунт  и камни, чтобы сделать насыпь. Лес для моста  нужен был очень крепкий. Для этого ездили в  Колыванский  лесхоз, выбирали и спиливали там  толстые лиственницы и сплавляли их  плотами по Чарышу. Вблизи деревни лес вылавливали, вытаскивали на берег, сушили и отправляли на лесопилку. Самые  толстые и длинные деревья использовали, как сваи.
Конечно, делали всё вручную, потому что никакой техники тогда ещё не было в деревне.
Работали все от мала до велика : кто  очищал деревья от коры, кто распиливал, кто отвозил  готовый лес. У старожилов сохранилось в памяти, что в строительстве моста участвовали сельчане Сергеев, Васючков, Часовских и многие другие.  Мост получился всем на загляденье – высокий и широкий, крепкий и надёжный.
                Много повидал наш мост на своём веку: печали,  радости, горе, встречи, расставания… Но одна история особенно всем запомнилась. И Марфа, и Игнат, оба  были из довольно крепких и зажиточных семей. А в старые времена кто жил зажиточно? Те, у кого было кому работать и дома -  в хлеву, и в поле -  на пашне. У Марфы отец вместе с тремя братьями имели 20 десятин земли, десяток коров, 5 лошадей и мельницу.   А в семье у Игната Медведева  кроме коров и лошадей была ещё и маслобойка.
             Как Марфа, так и Игнат не сильно горевали о своём будущем -  женихов и невест в селе было достаточно. Но оба были ещё молодыми, особенно Марфа – ей только исполнилось 16 , поэтому о свадьбе не помышляли и пока ещё вовсю гуляли на мосту. В тёплые вечера в любое время года первым выходил гармонист Никита и разворачивал во всю ширь свою трёхрядку. Вскоре приходила Марфа со своей подружкой Настей – весёлые и голосистые девки. Начинали с частушек, словно зазывая на вечёрку. И летели над деревней их звонкие заливистые голоса. Когда собиралась основная часть молодёжи, Никита, тряхнув густым рыжим чубом, ударял по ладам и заводил плясовую.  И тут Марфутка была тоже самой лучшей – сверкали её яркие голубые глаза, кружилась вокруг стройных ног   зелёная юбка.
Наплясавшись вдоволь, Марфа и Настя быстро убегали домой, чтобы никто из ребят не успел стать их провожатыми. Настя говорила обиженно:
- Ну, что ты, Марфутка, не хочешь ни с кем погулять хоть полчасика? Ну, хотя бы вон с Игнатом Медведевым – красивый парень.
Марфутка смеялась и говорила:
- Мама не велит, говорит, что я ещё молодая. Рано мне с парнями гулять, да и тебе тоже.
А Игнат староват для меня – ему уже 20 лет.
              Правду сказать, Игнат уже имел кое-какой опыт, поэтому в один вечер преградил Марфутке дорогу через мостик:
-Погуляем!
Растерялась Марфутка и молчала в недоумении. Тут и взял её Игнат за руку и провёл через мостик.
- Чтобы не оступилась и не упала случайно наша красавица и певунья, - смеялся он.
                Давно  приглянулась ему Марфа, но никак не мог он подойти к ней – очень уж шустрая оказалась девчонка – исчезала куда-то прямо из под носа. А в этот вечер он решил укараулить её на мостике по дороге к  дому. Никуда она мимо не пройдёт! Так и случилось. Правда,  сильно испугалась бедняжка. Но это пройдёт, привыкнет постепенно.
               Игнат осторожно коснулся руки девушки :
- Не пугайся, пожалуйста, моя ласточка! Я тебя ничем не обижу.
Усмехнулась Марфута:
- Это ты можешь меня испугать? Да я сама кого хочешь испугаю!
И гордо дёрнула головой: - Провожай скорее – меня мама дома ждёт!
                Но  дичиться перестала. Так и стали они вместе гулять вечером до Марфуткиного дома. В тот летний вечер гулянья задержались далеко за полночь .
Очень уж хорош был вечер! Не хотелось расходиться и Игнат с Марфуткой уселись на скамейке в сеновале . Сколько было сказано нежных ласковых слов под луной! Сколько подарено поцелуев! Очнулась она на перине из пахучего мягкого, нагретого за день солнышком, сена. Но было уже поздно…
- Слушай, Настя, я, кажется, затяжелела. Что же делать мне? – поделилась она с подружкой и заплакала.
             Как назло, Игнат куда-то  пропал. Говорили, что уехал в город к своему дяде.  А время шло. Всё труднее стало скрывать беременность. Хорошо хоть одежду тогда носили широкую и под пышными складками юбки  живот был незаметен. Кроме того вся семья работала в поле и на пасеке. Дома оставалась одна Марфа. Родила она весной, тёмною безлунной ночью. Слава Богу, всё обошлось!  Она накрыла тельце подушкой, подержала какое-то время… Не дышит… затих…Завернула новорождённого в какие-то тряпки и хотела бросить его в речку. Постояла в отчаянии на берегу с помертвевшим лицом и решила закопать здесь прямо под мостом.
Она копала ямку поглубже. Вдруг что это – послышался шорох. Нет, тихо… Помолилась Марфутка и быстро-быстро стала засыпать яму влажной землёй. Тихо! Какие-то шаги на мосту!Она застыла на месте… Но всё стихло опять.  Она  присыпала сверху яму песком и закидала мелким речным камешком.
                Никто её не видел, как ей казалось, никто ничего не знал и не узнает. Так решила она    и успокоилась. Только долго ещё, очень долго, чудился ей детский плач и мерещилось в темноте   его маленькое тельце. Но не осталось содеянное  тайной. Кто-то увидел случайно или специально подсмотрел, что происходило той ночью под мостом. Так и попала Марфа в тюрьму на долгий десяток лет. Не минул её и Божий суд – не  было у неё больше детей никогда в жизни.
                Наша судьба  подчас так удивительно переплетает события, что трудно даже предположить что-либо.  Игнат в городе жил хорошо,  имел большую семью и  работу.
Но что-то вдруг стало ему тягостно на душе ,  захотелось повидать родные места и приехал он в деревню. Загулял у старого друга и поздно вечером возвращался к родственникам, где остановился пожить. Идти пришлось через мост. Шумела вода в реке. Шумело в голове у Игната. Оперся он на перила и стал глядеть вниз…  Вдруг послышался ему детский тоненький плач. Игнат стал всматриваться в прибрежные камни под мостом и вдруг увидел ребёнка.
- Сейчас…сейчас я тебе помогу! – прошептал он и перегнулся через перила.
Утром его безжизненное тело обнаружили под мостом случайные прохожие. И долго ещё в деревне обсуждали это событие и нашёптывали: «Родная кровь его туда утянула.»


Рецензии