4 Повелитель крыс

Егор идет к бабушке на кухню. Он чувствует, что ему становится скучно. Как же так, ведь ещё утром он хотел избавиться от этой девчонки. На рыбалке она его замучила своей наживкой и вот ему одному уже не по себе.
 
Бабушка спрашивает:- Что Егор поссорились?
- Нет, Просто у Светы свои дела.
- Ну, тогда помогай мне
- А что делать?
- Будем лепить пельмени.

Егор очень любит бабушкину стряпню. Такие вкусные пельмени может готовить только бабушка. Он надевает фартук. Не успевает слепить один пельмень, как в кухне появляется дедушка. Он тоже надевает фартук, и они лепят пельмени втроем.

- Хочешь, Егор я тебе одну историю расскажу.
Как не хотеть. Дед всегда рассказывает очень интересно мама, наверное, в него пошла. Её тоже заслушаешься. Дед начинает рассказ.

- Я тогда мальчонкой был. Посчастливилось мне увидеть повелителя крыс. Были раньше люди, которые могли собирать крыс в огромные стаи и отправлять их куда-нибудь. Услугами «Повелителя крыс» пользовались в первую очередь мельники. На мельницах водились несметные полчища этих вредных грызунов. Их-то и изгонял удивительный умелец.

- А что разве раньше жили волшебники? - Егор застывает с ложкой в руках.
- Волшебники, не волшебники, но умелые люди.
- Удивительно.

- Был у меня приятель. Его отец владел мельницей и, когда там развелось особенно много крыс, решил от них избавиться. Он съездил куда-то и через пару дней привез седого сухонького старичка. Тот обошел мельницу и заглянул во все её закоулки. Где водились крысы. Я с Федоткой обошёл за старичком всю мельницу. Старичок заглядывал в крысиные норы и говорил:
 
- Ваш хозяин пришёл, будете меня слушать.
- Затем старичок вышел во двор мельницы, ножом очертил на земле круг и велел открыть настерж ворота.

- Ну, хозяин, - спросил он, - на кого ты сердит? Кому крыс твоих отдавать?
- Ни на кого я не сердит, - замахал руками мельник, - пусть идут куда хотят.

Старичок вышел за ворота и воткнул нож посреди дороги. После чего он вернулся во двор. Встал на колени в начертанный на земле круг и начал что-то сосредоточенно шептать. Затем резко поднялся, взмахнул рукой и громко сказал: «А теперь идите, куда хотите».

И тут произошло невероятное. Из всех подвалов и закоулков мельницы повалило огромное количество серых бестий. Крысы бежали в полной тишине без писка и направлялись прямо за ворота по дороге, где был, воткнут нож. При этом ни одна крыса не переступила круг, в котором стоял старик. Прошло совсем немного времени, и отвратительные грызуны скрылись вдали.

Старичок побрел в село.
- Кому крыс, тараканов вывести?!- протяжно кричал он, идя по улице, а мы бежали следом.

Один мужичок неодобрительно ответил ему.
- Поворачивай. Нет у меня ни крыс, ни тараканов.
Старичок усмехнулся и, уходя, крикнул.
- Нет, так будут.

- Дедушка, а у него завелись крысы? - спросил Егор, заканчивая лепить очередной пельмень.

- Представь себе, уже через пару дней у него появились полчища тараканов, а по двору и даже в самом доме стало шнырять множество крыс. Он их и травил, и ставил ловушки, кормил кашей с толченым стеклом… Напрасно! Крыс меньше не становилось. Крысы ведь умные животные.

Наконец он бросился искать того загадочного старичка. Нашел. Старичок вначале долго отказывался, видно, держал обиду на мужика, но потом всё же вывел у него всех крыс, а заодно и тараканов.

- Какая интересная история, - задумчиво произнёс Егор.
В дверях стояла Света.

- Я знаю эту историю. Мне её дедушка рассказывал. Мой дед хотел научиться изгонять крыс и стать их повелителем. Вот только он рано умер, а я маленькой была и не помню, удалось ли ему это. Почему вы меня не позвали лепить пельмени?

- Егор сказал, что ты занята важным делом.
- Моё дело могло подождать. Вы тут интересные истории рассказываете, а я одна в комнате сижу.
- Дедушка успел только одну историю рассказать, да и ту ты знала, - успокоил её Егор.

- Хорошо. Теперь моя очередь рассказывать.
Светлана надела большой бабушкин фартук, устроилась на коленках на стуле, взяла чайную ложку для мяса и начала рассказ.

- Дело было весной. Стояли погожие теплые денёчки. Я тогда в санатории находилась. Был обычный субботний день. За мной приехала мама, чтобы взять меня на выходные. Она беседовала с доктором.

Время дневного сна, по санаторию гуляла тишина. Я вышла на улицу и присела на скамейку. Утром на прогулке мы кормили белок. Вот и сейчас две белки играли в кронах деревьев. Прыгали, друг за дружкой только рыжие хвосты мелькали. Догонялки себе устроили.

Вдруг одна белочка задела лапкой по сломанной ветке. В это место когда-то ударила молния и образовалась щепа. Эта щепа издала длинный дребезжащий звук. Белки замерли от неожиданности. Первая подбежала и ещё раз коснулась лапой по щепе - опять звук чуть выше и дольше.

Теперь вторая белочка за самый край тронула щепу. Снова раздался звук. Белки слушали этот звук, чуть склонив головки на бок. Потом мама моя вышла и мы ушли. Я не знаю, сколько времени белки занимались такой интересной музыкой. Вот такая моя маленькая история. - Светлана замолчала.

Егор заметил, девочка лепила пельмени аккуратные все одинаковые и как бы с маленькой косичкой. Не дожидаясь вопроса, она сказала.
- Это бабушка научила меня лепить такие красивые пельмени.

За разговором все и не заметили, что налепили больше трехсот пельменей. Егор любил слушать разные истории. Он обратил внимание ещё осенью, что все рассказчики люди интересные. Они рассказывают, не торопясь, то, понижая голос до шепота то, произнося фразы громко. На лице рассказчика масса эмоций. Восторг от смешного рассказа или таинственность.

Дедушка и бабушка в рассказы и истории вставляют старинные слова уже вышедшие из разговорной речи. Тогда словно переносишься в другую эпоху. Вот и Светлана так хорошо рассказала свою маленькую историю. Лицо её сияло, словно она сама играла на щепе, а белки слушали.

Бабушка принялась варить настряпанные пельмени. Они помогли ей убрать со стола и накрыть его к ужину. Егор знал, что ещё будет вечерний чай, самое интересное время суток. Но он не знал, что ему преподнесет сегодняшний вечер.

Светлана быстро расправилась с пельменями и делала Егору знаки. Убрав за собой тарелки. Дети сказали спасибо, и вышли из-за стола. Когда они поднимались в комнату Светланы, то остановились у большой картины и долго смотрели на неё.

- Что-то она сегодня выглядит ещё печальней. Смотри на картине нарисовано лето, а веет от неё поздней осенью, когда хочется забраться с ногами на диван и читать смешные истории или волшебные сказки, - вздохнула Светлана.

- Это тебе так кажется. На улице вечер, в гостиной не зажгли свет, вот и картина выглядит унылой. Завтра при утреннем свете всё будет смотреться иначе.

- Помню, как прошлым летом ты хотела меня напугать, выскочив из-под лестницы. Но я увидел твое отражение в окне и не испугался. Потом напустила в мою комнату майских жуков, ведь я уже спал.

В тот вечер я допоздна читал книгу Эдмонда Гамильтона о звездных войнах. Мне снится сон. Я капитан звездного корабля, отражаю атаку инопланетян. Слышу, как взрываются ракеты, тут мне в лицо что-то падает. Неужели осколки попали в мой корабль и повредили его, в глазах замелькали звездочки. Со сна не могу понять, в чём дело.

Вижу огромную серебристую луну и даже не замечаю, что уже не сплю. Жуки летают по комнате, жужжат и падают мне на постель. Один такой жук упал на лицо и разбудил меня. Явь так чудесно переплелась со сном, и снова не оправдались твои надежды, я не испугался.

- Я поняла, что моей фантазии не хватит, чтобы испугать тебя и прекратила охоту.
- Так это была охота?
- А ты не понял?
- Я не знаток женской психологии...
- Не повторяй дедушкины слова.
- Больно умная...
- Вот поэтому дневниками Авроры буду заниматься я...

Так разговаривая, они подошли к комнате Светланы.
- Теперь расскажи, что тебе удалось прочитать в дневнике Авроры?
- Хочу тебе сказать, что для семи лет это очень смышленая и развитая девочка.

Представь себе, она свободно могла говорить на нескольких языках. Тогда в обиходе был немецкий и французский.
- Я тоже говорю на этих языках, - перебил её Егор.

- Ты послушай дальше. Из её дневника я узнала, что Даня - её брат тоже делал кое-какие записи. Она очень печалилась, что он уедет учиться, и она останется одна с гувернанткой. Ещё девочка очень тревожилась за мать. После смерти их отца, он был ранен в Бородинском сражении и умер по дороге домой, мать сильно изменилась. Она не верит в его смерть, переехала в городской дом и ждет, когда привезут тело.

- Ты что-нибудь знаешь о своих дальних родственниках?
- Кое-что знаю. Я специально не занимался своей родословной.
- Я вот что тебе скажу. У меня в роду тоже были Рукавишниковы. Значит мы с тобой дальние родственники. Мой прадед после ярмарки в Новгороде смог выкупить себя и свою семью из крепостной зависимости.
 
Все дети его учились грамоте и умели работать на земле. Они выращивали всё, что могло расти на огороде и в поле. Впоследствии один из его детей полюбил дочку графа, и они уехали жить в Москву. Вот это и есть те предки, которые роднят меня с тобой.

Они вошли в комнату Светланы. Везде: на диване, на столе, на книжной полке белели маленькие листики из блокнота.

- Не пугайся за этот беспорядок. Я записывала все, что могло бы нас заинтересовать. Почерк у девочки, в самом деле, не очень понятный. Она писала гусиным пером, и чернила выгорели. Вот посмотри на эти страницы, - Светлана показала Егору несколько страничек.

- И ты смогла их прочитать? - воскликнул Егор. Почерк у девочки на самом деле не очень понятный, черточки, завитушки.

- Я попросила у твоего дедушки лупу и работала с ней.
Светлана собрала исписанные листики белой бумаги и протянула их Егору. Они ещё долго сидели и разбирали записи маленькой Авроры. Светлана пыталась разобрать расплывшиеся буквы, а Егор старательно записывал то, что она ему диктовала.

Аврора записывала в свой блокнот все, что происходило с ней в течение дня. Егор и Светлана поражались. Столько приключений не может произойти за один день с одной маленькой девочкой.

Вдруг на одной странице они увидели запись, которая очень хорошо сохранилась.
- Милая сестричка не описывай в дневнике того, чего не было на самом деле. Я понимаю, ты живешь в мире грез. Это все мадам Бланш. Заведи для этого особую тетрадь. Со временем её будет интересно почитать. Твой Даня!

- Нужно подняться на чердак ещё раз и как следует просмотреть все ящики, коробочки и сундуки. Значит, есть ещё одна тетрадь. Девочка умна не по годам. Её истории могут перерасти в прекрасные сказки и новеллы.

- Обрати внимание. После записи брата это стал настоящий дневник. Нам нужно найти тетрадь или альбом Авроры и может быть какие-то записи Даниила.
 
За окном сгущались сумерки. Они решили перед чаем подняться на чердак. Пришлось прихватить с собой фонарики потому что на чердаке было уже темно. Поиски привели к неожиданному результату. Они нашли записи Авроры, мадам Бланш и Даниила.
Время летело незаметно. Снизу зазвенел колокольчик. Бабушка звала всех на вечерний чай.

Чаепитие обычно проходило в гостиной на первом этаже. Они так обрадовались своей находке, что Егор крикнул вниз бабушке:
- Мы задержимся на пять минут, и спустимся вместе с дедушкой.

Они бегом направились в комнату Светланы, сложили свои находки в большую папку и, предвкушая интересное занятие на весь вечер, отправились пить чай.
В это время бабушка встречала новых гостей. Двое молодых людей и девушка поздоровались с Егором и Светланой.

- Знакомьтесь, эти студенты будут в течение двух недель изучать наш пруд. Их пока только трое, потом приедет ещё Наташа.

Студенты представились. Егор точно помнил, что они ни разу не гостили у них. Может быть, он знает Наташу, и это она посоветовала им остановиться в старом доме. В этот раз он почувствовал легкое неудовольствие от новых знакомых, чего раньше с ним никогда не было.


Продолжение следует.
http://www.proza.ru/2014/04/10/636


Рецензии
Удивительное дело, такие семьи бывают редко, похожи на старинные купеческие, есть немного от аристократических. Большое семейство, приглашённые гости, ночующие в комнатах для гостей... Мне очень нравятся!

Татьяна Мишкина   18.08.2020 09:26     Заявить о нарушении
Старого дома давно нет, как нет и рощи. Расширялся завод и все снесли...

Галина Польняк   24.08.2020 08:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.