Как лучше?

Как лучше?


   На днях получила в электронной почте сообщение о машине Форд 1910 года. И, для сравнения, то, что произошло за сто лет в Штатах. Много неоспоримых фактов: о длительности жизни, скорости на дорогах, среднем заработке и ценах… Что бросилось в глаза -  только у 14 процентов населения был душ в доме и у 8 процентов телефон. Это сто лет назад!


   Еще каких-то тридцать лет назад эти же цифры были применимы к Украине – телефона у моих родителей не было. Он появился только лет 25 назад. Я росла в коммунальной квартире с одним туалетом на двадцать пять человек и полным отсутствием не то что ванной комнаты, а даже душевой. В баню, в баню, не бояре… Если честно, до сих пор удивляюсь, как люди жили ( или выживали) без ежедневного душа. Из-за этих  25 живых душ на один унитаз мы и свалили из Одессы в никому неизвестный маленький городок: чтобы поделить число ходящих на один толчок на пять, и пользоваться душем. Принесли красавицу-Одессу в жертву, да…


Стала думать дальше: а как же мы без телефона-то жили? В детстве – кричали в окно, звонили в дверь. В возрасте «девушки на выданье»: звонили на рабочий телефон.  Не терялись из виду, одним словом. Те, кто хотел. Сейчас можно просто отговориться: не было связи, сообщение не получила – надо же… Если не хотелось общаться, конечно.



 Стала дальше проводить параллели. Напрасное занятие, наверное… Особенно, что касается технического прогресса – Интернет, айпэд, айфон – такие обыденные в повседневности наших детей. Да и нашей, сейчас уже, обыденности. Когда-то видео-телефон показывали только в фантастических фильмах. А тут – пожалуйста: хоть скайп, хоть фэйс тайм. Из любой точки планеты.


  Оставим технику, возьмем простой быт. Значит, уточнили: еще всего несколько десятков лет назад далеко не каждая семья имела душ и телефон. А что касается гигиены… Женской гигиены, например. Да простят меня мужчины за откровенности здесь, году этак в 1996 моя приятельница поехала во Францию из Москвы, автобусом. Приехав, она была в восторге, и на мой вопрос на счет личной гигиены в автобусе, она сказала:

- Сейчас появились такие прокладочки ежедневные – так удобно! Дорого, правда,,,

То есть, они у нас только стали появляться. Тогда же и тампоны. Подытоживаем: всего двадцать-двадцать пять лет назад в плане личного гигиенического удобства наши женщины жили в каменном веке. То же касается и импортных таблеток предохранения от беременности.


   Вспомнилось детство. Наше счастливое советское детство – нет, нет, я серьезно. Ведь нам казалось, что так и должно быть. Какие могут быть капризы или просьбы, когда все так. Правда, когда мы переехали в Ужгород и все мои венгерские подружки ходили одеты как с иголочки после приездов из народной республики Венгрии, у меня все же закрадывалось подозрение, что может быть и не так. Но я была девочка скромная, нетребовательная.


Очень мне хотелось иметь фломастеры. Вот это была моя мечта ( в классе у многих они уже были). И когда моя мама раскошелилась на 18 штук венгерских фломастеров таких разных цветов, что мне даже не снились… Вот это было счастье! Я до сих пор помню их запах, серьезно! Там были такие необыкновенные розовые, сиреневые и салатовые цвета. Доставая фломастер из пластиковой упаковки, я долго смотрела на этот цвет. Открывала крышечку, принюхивалась к необычному,  так сразу полюбившемуся запаху, и только потом начинала рисовать. Грифель был тоненький… В школу мне их брать запрещали: украдут еще! И вот, как-то раз придя со школы, у меня оборвалось сердце: мой младший брат, которому что фломастеры, что карандаши давай, не регулируя силу своей трехлетней толстой ручки, зажав мой самый любимый розовый в своем кулачке, со всей силой вдавливал его в лист бумаги. Можете себе представить состояние десятилетней девочки, у которой только что отняли самое любимое и уничтожают его? Не можете? Лучше и не представлять! Грифель был безнадежно испорчен… А цвет я помню до сих пор, спустя почти сорок лет. Каждый раз, завидя предмет такого цвета, сразу же вспоминаю свои фломастеры. Вот что, значит, мечта!


   Первый банан я попробовала в возрасте четырнадцати лет – приехав в Одессу, мы с подружкой отправились в гости к очень крутой девочке, у которой папа «плавал» – моряк. Она вынесла нам по банану -  так, как будто это деликатес из деликатесов. Каким он и был. Тогда. Вкус я этот запомнила надолго. Следующим бананом я лакомилась лет через десять или более, уже в Москве. Тогда же, почти в четверть века, я попробовала икру – не баклажанную, и не кабачковую: этого добра нам хватало в Украине.


Первые французские духи я купила сама – в дьюти фри Мадрида. Мне было уже 28. Не смотря на то, что жила в Москве и там как-то полегче было с этим – доставали, заказы всякие… Не судьба. Зато потом я  отыгрывалась за «голодное» юношество – у меня их всегда было много))


   Могу продолжить список – если напрячься… Просто я к чему.  Можно, конечно, жаловаться и кричать: как же плохо мы жили! Очереди, полное отсутствие всего и прочее. Но вспоминая свое «голодное детство» я вот ни капельки не жалею о том, что у нас был один туалет на все семейство, у меня не было свой спальни и я кочевала то к бабушке, то к брату, у нас был один телевизор, за которым собирались все: от мала до велика. Еще и соседка иногда захаживала. Смешно вспоминать, как мы «дрались» за просмотр каналов ( их и было-то всего несколько). Как получали удовольствие не от собственной дачи, а от поездок на пикники с родителями, расстелив покрывало, достав батон хлеба и одну баночку какого-то венгерского паштета на нас четверых… Еще и собаке хватало облизнуться. Облазив весь лес в поисках грибов и ежевики, счастливыми возвращались домой с находками. Добытчики! И бабушку, которая постоянно возмущалась, что устала перебирать-мыть-закручивать найденное.


   Я ничуть не стала хуже от того, что у меня долго не было фирменных джинсов или французских духов. Быть может, моя жизнь бы сложилась по-другому, кто знает?


   Зато с уверенностью могу сказать: держа глубоко в подкорках наше советское детство-юность-молодость, мы не разучились ценить.  То многое или немногое, которое имеем сейчас. Потому что прекрасно знаем, как это может быть. И до сих пор помним цвета-запахи-вкусы наших детских мечт.


   Интересно, есть ли у наших детей,  садящихся за руль собственного авто в семнадцать и воспринимая это как само собой разумеещееся, подобные ассоциации?

Думаю, вряд ли…


Хотя, кто знает, как лучше?


Рецензии
Дорогая Ника! Неужели и Вы не верите, что бойню в Одессе устроили переодетые наёмники, которых заранее готовят янки для ещё не разбомбленных славянских стран? См. ссылку в livejornal от Киммы на моём сайте, в рецензиях. Подобные зверства мы видели в Сербии, Боснии и др. странах, ставших жертвами "миротворческих сил"...

Жерар Макс Брокен   06.05.2014 20:26     Заявить о нарушении
Дорогой Макс, мне стыдно признаться, но я абсолютно аполитична ( в этом Лера не разбирается))))
Я понимаю только одно: русские и украинцы всегда были вместе и заодно. Что происходит сейчас просто не доходит до моего женского ума...(( Как вообще можно убивать друг друга, за что???!!!
Страшно! Учитывая, что мои родители и брат на Украине, к счастью Западной... Но кто знает, что будет там!?
Ну, а Одесса - мой родной город. В котором и украинский язык-то никогда и не звучал. Посмотрела видео, выставленные в Инет. Что сказать? Слов нет!
И, к сожалению, это только начало?!
Макс, а где ссылка от Киммы в ЖЖ?

Ника Энкин   07.05.2014 07:23   Заявить о нарушении
Дорогая Ника! Сейчас я выходил для проверки по этой ссылке (от Киммы), но уже не нашел тот материал, который я видел сутки назад. Может быть, Вам это удастся. Там было много снимков о событиях перед подожженным зданием в Одессе
со всеми последствиями для погибших людей...

Жерар Макс Брокен   07.05.2014 11:05   Заявить о нарушении
Дорогая Ника! Спуститесь вниз через 2 моих рецензии к моей рецензии Кимме от 06.05.14 в 05:09. Tам я попросил ссылку, и Кимма её написала в 12:58. Нажмите там на ссылку и Вы увидите:
How the thugs killed Odessa inhabitants in the Trade Unions House - the details of bloody scenario


Жерар Макс Брокен   07.05.2014 11:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.