Виктор Пелевин. Т

Это вершина пелевинского творчества - вторая после "Чапаева и Пустоты".
Сюжет романа совсем не прост, хотя в кратком пересказе все выглядит по другому: некий граф Т. (Лев Толстой) ищет Бога (который поначалу фигурирует под названием "Оптина пустынь"). Ищет в стиле больше подходящем для игры-стрелялки или крутого боевика — если речь идет о кино. Толстой у Пелевина уже ничего не пишет — он лишь мочит врагов, как Рэмбо. Но это лишь внешняя сторона — для привлечения читательского внимания. На самом деле сам роман крайне сложен для понимания.

Когда его читаешь, то вопросам, которые возникают при чтении, несть числа. Кто такой граф Т.? Реальный Лев Толстой, который просто спит и видит сны, или человек, который болен шизофренией, а потому одержим демонами, или же Т. - это результат работы группы литературных негров, пишущих книгу про графа Т.? Может ли граф освободиться от них? Если у графа есть создатели, то кто создал тех, кто пишет книгу про графа Т.? Что за Оптина пустынь?  Постоянно приходится разбираться с местонахождением главного героя: он так быстро перемещается  во времени, пространстве и даже в разных мирах (вселенных), что все это запутывает читателя до невозможности. К тому же все повествование перенасыщено философскими диспутами, диалогами героев и монологами самого графа Т. той же тематики — просто голова идет кругом. Никто не говорит о понятных любому человеку вещах: все ведут разговоры о Боге и человеке в стиле, больше подходящем для переписки Шопенгауэра и Ницше, чем для художественного произведения. И при всем при этом, книга безумно интересна!

Пелевин никогда не страдал отсутствием фантазии, но здесь он превзошел сам себя. Сложнейшие проблемы человеческого бытия подаются в такой привлекательной упаковке (один Федор Достоевский, который мочит зомби и высасывает их души — чего стоит!), что даже невозможно подобрать хоть какой-то аналог творчеству Пелевина в русской литературе. Любые философские рассуждения наших классиков обычно вызывают тоску смертную, а здесь невозможно оторваться от текста. Чем-то мне "Т" (как и некоторые другие произведения Пелевина) напоминает Библию — там тоже серьезные вопросы бытия перемежаются жутковато-криминальными рассказами и пикантными историями, мало подходящими для книги, где содержится божественное откровение: сдача Авраамом своей жены в аренду фараону, резня, которую иудеи учиняли своим соседям, любовь царя Соломона к девочке...
В этом романе Пелевин вроде бы говорит о том, что и всегда (наш мир нереален, в нем нет ничего объективного, а все, что мы видим вокруг — это продукт нашего разума), но почему-то его философия на этот раз выглядит крайне привлекательной. Может быть потому, что центром всей книги является проблема существования самого человека, а не просто окружающего его мира. В этой книге Пелевин покусился на незыблемый постулат: "Я мыслю — следовательно я существую". То, что главный герой граф Т. мыслит, — это еще не значит, что он существует. Всю книгу Т. сомневается в том, что его мысли — действительно его, ведь некий демон Ариель постоянно убеждает Т., что тот существует только потому, что его создает группа авторов, пишущих роман, в котором  граф Т. является главным действующим лицом. В этой связи очень любопытны рассуждения Пелевина о том, кто первичен: автор (писатель) или читатель. В этих рассуждениях очень легко окончательно заплутать неокрепшему читательскому уму и потерять представление, что он читает. Если глобальнее взглянуть на эту проблему (кто кого создает), то вопрос ставится о взаимоотношениях Бога и человека. И итоговый вывод весьма оптимистичен для всех нас.

Когда читаешь настоящую пелевинскую вещь (к примеру, ДПП — это все-таки не совсем Пелевин), то кажется в конце произведения тебе откроются все тайны бытия. Но... - почему-то не открываются. А в этом романе, как мне показалось, философия Пелевина обрела законченный вид: он не просто пытается смутить читателя своими мудреными рассуждениями, здесь он наконец-то дает ответы на все вопросы, которые вызывали его теории. В "Т" все становится на свои места и трудно не согласится со словами главного героя, открывшего истину: "надо создавать себя самому!"

Помимо философских рассуждений в книге много обычных пелевинских высказываний на злобу дня "не в бровь, а в глаз": когда "создатель" графа Т. беседует с ним, то сообщает много полезных сведений о сегодняшней России. Но это просто приятное дополнение к основной философской линии — чтобы читатель уж совсем не одурел, размышляя о проблемах человеческого бытия.
 
С этого романа ни в коем случае нельзя начинать знакомиться с пелевинским творчеством — им нужно заканчивать чтение пелевинских произведений. Не случайно, что в конце своего путешествия в "Оптину пустынь" граф Т. встречает философа-кавалериста Василия Чапаева — героя другого программного произведения Пелевина "Чапаев и Пустота" (опубликован в 1996 году). Именно этой книгой пелевинский библиографический круг замкнулся.

Некоторые утверждают, что главная книга человечества — это Библия. Те, кто такое говорят, просто не читали "Т" Пелевина. История мировой литературы с выходом этой книги попросту закончилась. После такого романа больше и писать ничего не нужно и не только Пелевину. Правда через год Пелевин выпустил еще один сборник повестей и рассказов (тоже весьма впечатляющий), но на этом писатель Пелевин действительно прекратил свою деятельность. Следующий роман под этой фамилией ("Снафф") к Пелевину уже не имел никакого отношения — это был чисто издательский проект и кто писал этот убогий текст, мы не знаем. А что же случилось с Пелевиным? Он себя создал — он себя и убил. Все просто.

P.S.: литературным редактором книги в выходных данных указан не реальный человек, а герой произведения, который в нем выполнял сходную роль для графа Т.! Причем фамилия литературного редактора обведена траурной рамкой — и, действительно, этот герой романа не выжил...

Второй P.S. Могу представить как В.В.Путин читает Льва Толстого или Ивана Бунина. Чего в жизни не бывает! Но вот Путин, читающий роман Пелевина... Это был бы чисто пелевинский сюжет — вроде Федора Достоевского, который мочит зомби и высасывает души из мертвяков.


Рецензии