Шапокляк сценарий короткометражки

ИНТ. СТАРАЯ ПИТЕРСКАЯ СТАЛИНКА ДЕНЬ

На стене – картина с изображением Петропавловской крепости на фоне Невы. Слышится даже плеск волн, однако это журчит вода в ванной. Панорама позволяет увидеть и другие картины, которыми увешаны стены старомодно обставленной квартиры: это всё питерские пейзажи, явно принадлежащие перу одного автора. Параллельно этой панораме, раздаётся звонок в дверь. Плеск воды прекращается, слышится торопливое шарканье, щёлканье отмыкаемой двери, разговор.

СОСЕДКА
Здравствуйте, с праздничком Вас! С днём Корюшки! Я, вот,  нажарила…
ГЕРОИНЯ
(нелюбезно)
Спасибо, не ем… Извините.

ИНТ. КОРИДОР КВАРТИРЫ ГЕРОИНИ

ГЕРОИНЯ, худощавая опрятная пенсионерка, с возмущённым бухтением закрывает входную дверь, выходит из кадра, возвращается с тряпкой в руках и, опустившись на колени, с остервенением трёт чистый, без следов грязи, порог.

Раздаётся звонок телефона. Героиня торопливо убегает в ванну.

ИНТ. ЗАЛ КВАРТИРЫ ГЕРОИНИ

Вновь слышно журчание воды, телефон продолжает звонить довольно долго. Героиня, хлопотливо на ходу вытирая руки полотенцем, хватает трубку.
ГЕРОИНЯ
(говорит в трубку)
Доченька! Хух, успела!...Да ничего я не мыла. Соседка зашла. Ты мне скажи – ты уже прилетела? Ещё позавчера?... И не позвонила…

Разговаривая, Героиня автоматически полотенцем протирает рамку с фотографией: в антураже художественной мастерской, рисующая питерский пейзаж молодая художница улыбается, развернув на камеру перепачканное красками лицо.








ГЕРОИНЯ
(продолжает)
 Куда пригласили? В Палермо?... Мне потом не надо, ты сейчас расскажи! Это с выставкой опять? Нет, подожди, что значит – «насовсем»…

Медленно осознавая услышанное, Героиня замедляет движение руки с тряпкой, протирающей стекло фото-рамки – стекло трескается, под давлением её руки. Женщина оседает на стоящее рядом кресло. Из трубки телефона доносится голос взволнованной её молчанием дочери.

ГЕРОИНЯ
(слабым голосом в трубку)
…Значит, насовсем… Да, я поняла. Конечно, расскажешь. И картинку привезёшь… Всё хорошо, доченька, не волнуйся, я в порядке. Целую.

ИНТ. ВАННАЯ КОМНАТА В КВАРТИРЕ ГЕРОИНИ. ДЕНЬ

Снова журчит вода. Панорамой проходит устрашающая по своим размерам «батарея» различных бутылок и флакончиков антибактериальных средств – их на полке несколько десятков.

Героиня моет руки. От долгого мытья, они покраснели. Наконец, она выключает воду, поднимает голову и долго глядит на себя в зеркало висящего над раковиной шкафчика. Открывает дверцу – полка забита теми же антибактериальными средствами, в центре – пара баночек с лекарствами.

ИНТ. СПАЛЬНЯ В КРВАРТИРЕ ГЕРОИНИ. ДЕНЬ

Героиня сидит на краю идеально застеленной кровати. Возле неё – коробка с большой кипой фотографий, на коленях – несколько оставшихся фото.

Она методично протирает каждую фотографию тряпкой и складывает в коробку. Положив в коробку последнюю протёртую фотографию и закрыв коробку крышкой, она убирает её в прикроватную тумбочку, берёт баночку с таблетками.

Высыпав большую горсть таблеток на ладонь, Героиня несколько секунд сидит, бессмысленно уставившись перед собой. Внезапно глаза её округляются от ужаса, она дико кричит, словно увидев привидение, и трясёт при этом руками, отчего таблетки высыпаются на пол.

В углу мелькает неразличимая тень.



ИНТ. ЗАЛ КВАРТИРЫ ГЕРОИНИ. ВЕЧЕР

Героиня возбуждённо разговаривает, почти кричит по телефону, нервно вышагивая по комнате туда-сюда.

ГЕРОИНЯ
Крыса! Я тебе клянусь – огромная серая помойная крыса! Доченька, да не выдумываю я! А я тебе говорю – не показалось! Да всё со мной в порядке! Какой специалист – психиатр, что ли? То есть, ты думаешь – мама совсем «ку-ку»? Нет, не обижаюсь… А когда приедешь? Ладно, поговорим. Привезти?... Крысиду!

ИНТ. КУХНЯ В КВАРТИРЕ ГЕРОИНИ. ДЕНЬ

Героиня открывает дверцу навесного кухонного шкафа (вид изнутри шкафа) – её лицо перекашивается, она стонет от ужаса: идеально ровный ряд банок с крупой нарушен. Одна из банок лежит полупустой, вся полка засыпана манной крупой.

Решительным движением повязывается косынка-бандана, мягкие пушистые тапки убираются в сторону, одна, затем вторая ступня рывком впихиваются в прорезиненные рабочие шлёпки. Так же по одной, надеваются жёлтые резиновые хозяйственные перчатки.

Дверцы навесного кухонного шкафа распахнуты, Героиня, стоя на стуле, энергично трёт полки шкафа, почти наполовину в него погрузившись. Весь кухонный стол заставлен содержимым шкафа: банки с крупами и т.д.

ИНТ. БАЛКОН В КВАРТИРЕ ГЕРОИНИ. УТРО

Выдвигается ящик балконного «овощехранилища» - над ним нависает лицо Героини, которое вновь перекашивается: вилок капусты наполовину съеден.

Надеваются жёлтые перчатки; героиня, стоя на коленях, активно трёт этажерку «овощехранилища», вокруг на полу – ящики и овощи.





ИНТ. КУХНЯ В КВАРТИРЕ ГЕРОИНИ. ДЕНЬ

Открывается дверца холодильника – ужас на лице Героини: полки холодильника залиты молоком из разорванного (разгрызенного) пакета.

Надеваются жёлтые хозяйственные перчатки. К этому моменту темп чередования картинок «битвы с Крысой» достигает своего пика.

ИНТ. КВАРТИРА ГЕРОИНИ. ВЕЧЕР

Вид из окна: в окне напротив большая пушистая белая кошка спит на подоконнике. Мальчик лет 7-ми, отодвинув штору, гладит кошку, затем, берёт её на руки и отходит от окна вглубь квартиры.

Героиня резким движением одёргивает занавеску, подозрительно оглядывает, и даже обнюхивает подоконник.
Всё ещё настороженно косясь на подоконник, возвращается к столу, за которым происходит подготовка главного «орудия».

На расстеленной газете лежит простая железная плоская мышеловка-прищепка, стоит флакончик антибактериального средства. Героиня, усевшись за стол, тряпкой чистит мышеловку, как боец винтовку перед боем.


ИНТ. КВАРТИРЫ ГЕРОИНИ. ДЕНЬ

Героиня, глядя куда-то вниз, потрясённо распахивает рот, затем брезгливо морщится, наклоняется к объекту внимания и медленно поднимает перед собой. Когда её рука доходит до уровня глаз, мы видим небольшую надгрызенную картину с питерским пейзажем.
ГЕРОИНЯ
Ах ты, дрянь!

ИНТ. КОРИДОР В КВАРТИРЕ ГЕРОИНИ. ДЕНЬ

Входная дверь квартиры Героини распахнута, слышен её голос с лестничной площадки.

ГЕРОИНЯ
…Спасибо огромное, так меня выручили… Вы уж извините, если я иногда…Ага…До свидания.





Сияющая Героиня, держа в руках как драгоценность, пакет с крысиным ядом, входит в квартиру и автоматически, очень долго и старательно топчется, вытирая ногами обувь о входной коврик.

ГЕРОИНЯ
(потряхивая пакетиком с ядом)
Ну, что, мерзавка – кушать!

Ножницами отрезается верхушка пакетика с изображением дохлой крысы; рука аккуратно подсовывает крышку от банки с гранулами «крысида» под холодильник; другую крышку с ядом – под «овощехранилище»; третью – под кухонный шкаф; таким же движением – старинное фарфоровое блюдце с печеньем  – ближе к чашке с чаем.

ИНТ. КВАРТИРА ГЕРОИНИ. ВЕЧЕР

Героиня наливает чай в чашку сидящей с ней за столиком ДОЧЕРИ. Дочь долго глядит в окно. Дождь спокойно и уютно шуршит по стеклу. В окне напротив, на подоконнике потягивается пушистая белая кошка.

ГЕРОИНЯ
Да. Несколько раз видела: сидит на подоконнике, и смотрит на мальчишку с кошкой.

ДОЧЬ
Мам, я договорилась – тётя Лида с первого этажа будет продукты приносить и…

ГЕРОИНЯ
(перебивает)
А продукты она жрёт в основном белые! Рис, манку… И даже – молоко в холодильнике! Тебе подлить?

Дочь с жалостью и ужасом слушает мать, отрицательно машет головой, решительно вздыхает, достаёт из кармана визитку.

ДОЧЬ
Значит так, мам. Мы с тобой завтра едем вот к этому доктору. Это – лучший специалист по навязчивым состояниям, он…


ГЕРОИНЯ
(перебивает)
 
Ты думаешь - я её выдумала? То есть – ты мне не веришь? Ты в психушку меня хочешь запереть?! А сама - в заграницу?

Дочь бросается к матери, обнимает, отчаянно пытаясь успокоить, еле сдерживая слёзы.

ДОЧЬ
Ну, что ты, мам, ну – всё, всё! Успокойся, что ты! Прости меня, пожалуйста!

Дочь, в порыве нежности, гладит мать по голове, целует ей руки. Потом разглядывает их с горечью – красные, шелушащиеся, больные от постоянного мытья.

  ДОЧЬ
Мам, а помнишь, как ты меня по Питеру водила? Как мы с тобой часами у Невы сидели? Гуляли как до одури? Может, всё-таки, попробуем?

Героиня, вспомнив о чём-то, выбегает из комнаты, через время возвращается с погрызенным питерским пейзажем.

ГЕРОИНЯ
Ну, теперь – веришь?!

Дочь осознаёт всю глубину помешательства матери. Она долго смотрит на Героиню, медленно забирает картину, отставляет её в сторону, с опустошённой усталостью, кивает.

Счастливая от уверенности, что Дочь ей наконец поверила, героиня бодро плюхается за стол, с аппетитом откусывает печенье.
 
ГЕРОИНЯ
Любимое моё! Это в кондитерской возле того магазинчика? «Художник», по-моему…
 ДОЧЬ
(автоматически уточняет)
Сейчас «Арт-квартал»…



ГЕРОИНЯ
 Красок, поди, опять накупила?...  Да, кстати! Ты мне картиночку новую привезла?


Дочь, озабоченно спохватившись, встаёт, идёт в коридор.

ДОЧЬ
Не помню, должна была взять,  там, в сумке у меня…

Дочь выходит в коридор, через мгновение оттуда раздаётся её вопль.

ИНТ. КОРИДОР В КВАРТИРЕ ГЕРОИНИ

Дочь в ужасе смотрит вниз – её большая холщёвая сумка лежит на полу, один угол её разодран в клочья, вокруг разбросаны тюбики и баночки с краской.

 Подбежавшая на крик Героиня азартно возмущается

ГЕРОИНЯ
Вот! А ты мне не веришь. Погрызла, мерзавка.

Дочь, спешно собирая краски, бросает в сердцах.

ДОЧЬ
Нет крысы, мама! Очнись! Ты сама всё это делаешь! Это болезнь!

ГЕРОИНЯ
(глухо, сурово)
Уходи.

Дочь, уже плача в открытую, делает шаг к матери (оставив на полу  грязный след), но натыкается на её угрюмый взгляд и выбегает из квартиры, закрыв за собой дверь.

Героиня некоторое время стоит, не шевелясь на месте. Шум дождя за окном усиливается. В окне напротив мальчик гладит и тискает белую кошку.

Героиня, шаркая, уходит в ванную, возвращается с тряпкой.
Долго смотрит на грязный след от туфельки Дочери. Опускается возле него, уже заносит руку с тряпкой, чтобы вытереть – и безвольно роняет тряпку.


Постепенно, раскачиваясь всем телом, она начинает то ли плакать, то ли выть, гладя след рукой, как одушевлённое существо.

Рука становится грязной, грязь размазывается по полу.

Шорох за спиной заставляет Героиню замереть и оглянуться.

На неё смотрит сидящая в нескольких шагах КРЫСА.
Вся она коряво и неровно перемазана белой краской. Тюбик белой краски (такой же, как рассыпавшиеся из сумки Дочери) лежит рядом.

Героиня, потрясённо глядя на Крысу, переводит взгляд на окно с белой кошкой. Она всё понимает.

 Героиня снова глядит на Крысу. Теперь это осмысленный и спокойный взгляд здорового, вменяемого человека.

Крыса, словно почувствовав, что ей ничего больше не угрожает, подходит к Героине.

Та, не торопясь,  по-житейски обстоятельно, начинает тряпкой стирать с Крысы краску.




КОНЕЦ


Рецензии
Эти строчки будто бы выхвачены из зимнего холода
лучами жаркого солнца!
Я наслаждаюсь этим великолепием

Дюмьен Моруа   09.04.2014 14:14     Заявить о нарушении
Рада стараться, Дюмьен! :)

Бондарь Светлана   09.04.2014 16:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.