Орешек Святочная быль

 
Жили-были муж с женой. Все у них было хорошо, только детей им Бог не дал: вот и печалились. Как-то зимним вечером они сидели за самоваром, и вдруг в дверь кто-то постучал. Выглянули хозяева в окно – там темень непроглядная. Открыли дверь – ввалился клуб морозного белого духа, в котором стоит на пороге старичок – борода в инее, сам в снегу. Озяб –  едва вымолвил: « Добрые люди, позвольте у вас отогреться!» «Проходите, дедушка». Усадили старика, накормили, отогрели горячим чаем и стали расспрашивать, кто таков, откуда и куда путь держит. Старичок отвечает: «Хожу по святым местам, где люди добрые пустят, там и ночую. Похлебки плеснут, корку хлебушка дадут – тем и сыт, слава Богу!» И стал рассказывать о том, что на святой Руси слышал, где какие чудеса видел.
Хозяева гостю о своем житье-бытье поведали, на сиротство свое пожаловались. Старичок у них переночевал, а утром, поблагодарил за радушие, вынул из своего дорожного узелка небольшой кувшинчик и говорит: «Этот кувшинчик не простой, в нем – орешек, если этот орешек достать, то будет у вас ребеночек. Возьмите на счастье». С тем и ушел.
 Не успела за ним дверь закрыться, бросились муж с женой к кувшинчику и давай трясти, чтоб орешек выскочил. Да не тут-то было: горлышко узкое, не вытряхивается орешек. Бились- бились, так и махнули рукой с досадой: «Где уж нам – видно судьба одним век вековать».
Прошла зима, за ней – весна, настало лето. Как-то муж отправился на сенокос и нашел в траве скворчонка. Принес в избу; вскоре птенец освоился, подрос, стал учиться летать - задел дарёный кувшинчик, тот упал и разбился. Орешек выскочил, покатился к двери, скользнул в сени и юркнул в дверь - она была чуть приоткрыта. Хозяева вдогонку бросились, а орешек скачет по ступенькам крылечка: тук, тук, тук… Внизу стояла маленькая нищая -  пришла за подаянием. Она поймала скачущий орешек и… съела! Муж с женой только ахнуть успели. Смотрят на девочку, а она ручонку протягивает: «Дайте хлебушка!» Босая, одежонка оборвана. У женщины сердце сжалось: «Ты чья? Где твои родители?» А малышка отвечает: «Ничья. И нет у меня никого». Взяли девочку к себе, и стала она им дочкой.
 


Рецензии