Лакуны эпох

                Продолжение
 Христианские богословы считают, что Моисей предсказал и появление Христа. "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой,- Его слушайте"(Вт.,18:15).
  Хотя многие пророки предсказывали это. Но чаще цитируют Михея:"И ты, Вифлеем-Ефпара, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных"(Глава 5:2).
  Цитируют не случайно, а чтобы доказать, что и это давно было предопределено, где родиться Заступнику:в городе Давида, к "дому" которого он должен принадлежать.
  Конечно, никто не будет пересматривать сложившуюся традицию, как и возраст Христа,хотя уже доказано, что он был старше, чем принято считать, как минимум, на четыре-пять лет.
  Да ведь и Лука не утверждал, что Христу было 30 лет, когда Он начал свое служение. А предположил, что был Он человеком лет тридцати, а это означает, что, может, и больше.
  Что же касается места рождения Иисуса, то сомнения на этот счет существуют, хотя, похоже,они не очень подтверждены какими-то фактами.
  Между тем, два библейских текста - Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки(в дух остальных - Марка и Иоанна этот вопрос вообще не затрагивается) - дают пищу для размышлений на этот счет. Известно, что Иосиф отправляется с беременной женой в Вифлеем, потому что кесар Август объявил перепись населения, и каждому якобы следует явиться в свой город. Вот Иосиф и отправляется в Вифлеем, потому что он родом отсюда.
  Но для чего проводилась перепись населения? Не только для того, чтобы узнать численность населения, но - собирать налоги. Но ведь Иосиф жил в Назарете. Кому и как он должен был платить налоги? Как могли их взыскивать с него?
  Вопросы наивные, но, согласитесь, правомерные.
  Далее. После возвращения из Египта, куда семья бежала, спасаясь от Ирода, она поселяется в Назарете, даже не заглядывая в Вифлеем. И этому в Евангелии от Матфея дается такое объяснение: Иосиф,"услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти, но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские. И пришед поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное чрез пророка, что Он Назореем назовется"(Мтф.,2:22-23).
  А что пишет Лука? "И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что был он из дома и рода Давидова"(глава 2:3-4).
  Когда Иисус родился и "исполнились дни очищения их по закону Моисея, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить Его пред Господом". "И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет"(гл.2:22;39).
  Что мы видим из этих двух отрывков? Матфей пишет о поселении семьи Иосифа в Назарете так, что можно сделать вывод, что раньше она там не жила. Тем более, что и раньше о прибытии в Вифлеем из Назарета не говорилось.
  А у Луки нет никакого упоминания о бегстве семьи в Египет. Из его Евангелия явствует, что Назарет был для семьи - "город свой".
  Считается, что Лука писал свое Евангелие, черпая сведения из разных источников, в том числе, и из бесед с матерью Иисуса, которая еще была жива.Так что ему вполне можно доверять.
  Что касается Матфея, он будучи, в отличие от Луки, иудеем, выстраивал свое повествование в соответствии с иудейскими канонами, главными из которых было подчеркивание происхождения Мессии из рода Давида и соответствие тому, о чем говорили пророки.
  Матфей и Лука, однако, называют оба Назарет городом, в то время как бытует убеждение, что он был ничем не примечательной деревушкой. Видимо, "виноват" в этом Апостол Иоанн, который зародил у будущего ученика Иисуса - Нафанаила, узнавшего от Филиппа, что появился Тот, о Котором говорили пророки, сомнение:"Из Назарета может ли быть что доброе?".
  И вот эта фраза и цитируется постоянно разными авторами в доказательство того, что Назарет был маленькой, ничем не примечательной деревушкой.
  В декабре 2009 года израильские археологи раскопали дом, который они условно назвали "домом Иисуса". Произошло это случайно. Рабочие, нанятые центром "Дева Мария", копали землю под фундамент будущей школы и наткнулись на древнюю кладку. Центр вызвал археологов. Оказалось, что на этом месте был дом, от которого сохранилась стена, домашняя утварь, система сбора воды.
  Находку датировали первым веком до новой эры-первым веком новой эры. А поскольку он находился  рядом с пещерой, в которую к Деве Марии явился Ангел Гавриил с сообщением о том, что она родит Божьего сына, то его и назвали "домом Иисуса".
  Жил ли он там на самом деле, никто не знает. Руководитель раскопок, археолог Ярдена Александер утверждает:шанс один к пятидесяти,- столько домов было в древнем Назарете. Так что совсем не маленькая "деревня"(50 домов), к тому же имеющая синагогу, а она вряд ли была в каждой "маленькой, ничем не примечательной деревушке".
  Что касается Нафанаила, то он быстро понял, что это действительно Тот, о Котором писал Моисей, стоило Тому сразу, едва взглянув на Нафанаила, определить его сущность:"подлинный израильтянин, в котором нет лукавства".
  Пораженный Нафанаил сказал Ему:"Равви! Ты-сын Божий, Ты - царь Израилев!".
  Однако книжники и фарисеи, которые в ту пору определяли общественное мнение и влияли на него, даже мысли не допускали, что этот человек, да еще из Назарета(!), может быть Тем, о ком говорил Моисей.  Не только к одному Назарету они, жившие в Иудее, в Иерусалиме, относились с презрением,но ко всей Галилее, считая ее языческой. Откуда этот человек, живущий там, вообще может знать закон Моисея, а,главное, трактовать его "как нужно"?
  В эпоху Второго Храма священнослужители уже отошли на второй план. Не они теперь, как во времена Моисея, толковали его закон, а именно книжники и фарисеи.
  Все это началось с Ездры, книжника, как он сам себя характеризовал, который по распоряжению персидского царя Кира прибыл в Иерусалим из Вавилона, чтобы начать строительство Второго Храма, и привезшего с собой закон Моисея. Собрав народ, он стал зачитывать его и комментировать.  И с тех пор эта традиция была подхвачена книжниками(то есть, теми, кто переписывал и изучал тексты) и фарисеями- людьми среднего класса, которые считали себя особенно благочестивыми, и отстраненными от всякого греха и зла.
  Каким был "закон Моисея", привезенный Ездрой, неизвестно, и вряд ли когда-нибудь станет известно. Но существует мнение, что Ездра его "усовершенствовал". А Блаватская, затрагивая тему о том, почему фаллические символы стали считаться непристойными, пишет в "Тайной доктрине":"Весьма вероятно, что в начале Моисеева периода символы не были так грубы, как они стали позднее под руководством Ездры, ПЕРЕРАБОТАВШЕГО ВСЕ ПЯТИКНИЖИЕ".
  Ездру нередко называют даже "вторым Моисеем", хотя именно он, введя традицию чтения закона Моисея, а, главное, с комментариями(а сколько "комментаторов", столько и различных мнений:каждый понимал закон по-своему), оттеснил жрецов на второй план, хотя при Моисее именно они играли первую скрипку.
  Были, правда, садуккеи - потомки священника Садока в пору царя Давида, которые считали письменную Тору самодостаточной, не нуждающейся в дополнительных комментариях. Однако процесс был запущен, и именно из комментариев, обсуждений, споров и даже ссор, выросли со временем Вавилонский и Иерусалимский Талмуды. Вавилонский считается "главным", его изучение некоторые иудейские законоучителя считают даже важнее изучения Торы.
  Не удивительно, что гордящиеся своим авторитетом у народа книжники и фарисеи постоянно устраивали Иисусу допросы с пристрастием именно по "закону Моисея". Если представить их  допрос в виде протокола, получается весьма любопытная картинка. Вот один из примеров.
  Вопрос:Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
  Ответ как встречный вопрос:"Зачем и вы преступаете заповедь Божью  ради предания вашего? Ибо Бог заповедал:"почитай отца и мать; и:"злословящий отца или мать смертью да умрет". А вы говорите:если кто скажет отцу или матери:"дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался", то, тот может и не почтить отца своего или мать свою;таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим".
  Прямое обличение:"Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря:"Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком;сердце же их далеко отстоит от Меня".
  Заключительный аккорд-пояснение уже всему народу:"Не то, что входит в уста, оскверняет человека;но то, что выходит из уст, оскверняет человека".
  Дополняет пояснение:"Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст - из сердца исходит;сие оскверняет человека;ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека, а есть немытыми руками, не оскверняет человека"(Матфей, глава 15).
  Такой острой, отточенной манеры разговора(не в бровь, а в глаз) нет ни одного пророка:его ответы просты и ясны, а характеристики книжников и фарисеев просто убийственны:"Они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму".
  Однажды к Иисусу подступились даже садуккеи, задав Ему каверзный вопрос о том, чьей женой будет в воскрешении женщина, которая побывала замужем за каждым из семи братьев, и все они один за другим умерли? Видимо, надеялись, что уж тут-то Назарянин  стушуется непременно. Однако Тот уличил их в невежестве, "ибо в воскресении не женятся, ни выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:"Я, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых"(Матфей, глава 22).
  В общем, во всех этих "дискуссиях" подтвердился вынесенный Иисусом вердикт всем этим "умникам":"На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи". И разве только они?
  Печально, что и на "Христовом седалище" оказалось немало "усевшихся". И даже как будто "свой Ездра" есть:Савл-Павел, который, как считает немало специалистов, далеко ушел от учения Христа, создав по сути новую религию.
 
   
 


Рецензии