крылечки. воспоминания детства

      

Интересное время наступило: у всех – самая разнообразная компьютерная техника. И не надо реферат строчить от руки и бежать на телеграф, чтобы поговорить с другим городом. Через скайп можно увидеться, и наговориться, и обновками похвастать. А с помощью принтера - фотографии самим напечатать без хлопот с проявителями-закрепителями. Ноутбук и музыку скачает, и фильмы, и книги. Казалось бы, общения больше стало. Ан так, да не так. Взрослые перестали собираться, чтобы  попеть,  обсудить насущные вопросы, просто поиграть в домино или преферанс. А дети – те вообще не умеют играть друг с другом. Редко кто во дворе гуляет, да и то больше всё с собаками или мобильниками. И с грустью начинаешь понимать, что в прошлом веке  без такого обилия техники жилось добрее и интереснее. Не так много знали, зато дела вместе делали, помогали друг другу. И взаимоотношения между детьми и взрослыми были проще и теплее.
   Да что далеко ходить: внучка одним глазом кино по буку смотрит, другим на планшетнике кого-то «убивает», в уме держит задание по английскому, а с бабушкой поговорить – времени-то и нет. И теряется ниточка, которая раньше связывала поколения, исчезают уроки нравственности, что давала улица. Только в памяти людей шестидесяти – семидесяти лет то время и осталось. А это тоже часть  истории, пусть не военной, не героической, но интересной с точки зрения человеческих отношений.
Попытаюсь  вспомнить те события  нашей детской жизни, что формировали взгляд на взаимоотношения, на понимание хорошего и плохого, на восприятие  жизни.


От того уютного деревянного провинциального городка шестидесятых годов почти ничего не осталось. Дома обложили кирпичом, многие перестроили или совсем снесли, повырубили тополя и берёзы, чтобы не засоряли крыши. Но самое печальное – убрали характерную особенность каждого дома – крылечки -  «фонари» и лавочки у ворот. В разнузданные девяностые на крылечках собирались нетрезвые компании: горланили по ночам  песни, курили, мусорили. А ведь каждая хозяйка по субботам мыла своё крылечко, а хозяин после дождика подметал возле дома и у ворот. И если где-то оставался неубранным тротуар, значит, в этом доме  что-то случилось.
На каждом отрезке прямых длинных улиц были участки от угла до угла, которые объединяли жителей. Это и называлось «нашей улицей». И на такой  улице были крылечки, где собирались летом соседи. Здесь обсуждались последние новости, женщины обменивались рецептами солений и варений, мужчины хвастали уловами и охотничьими трофеями, а дети слушали рассказы взрослых  и играли рядом в круговую лапту, «Краски», «Козаков-разбойников», устраивали нехитрые представления для соседей.
На нашей улице тоже были свои знаменитые крылечки: у Акиндиновых,   Усковых,  Тимофеевых и у Титкиных.
Самым любимым было крыльцо Акиндиновых.  Высокое, с резной боковиной крыши, с красивыми филёнчатыми дверьми. На каждой створке которых была прикреплена блестящая медная ручка. Зимой ручки искушали многих моих подружек: очень хотелось их лизнуть и проверить, правда ли язык к ручкам прилипнет? Но отважиться попробовать так никто и не решился. Хозяйка Ольга Александровна и её супруг Иван Фёдорович  были образованными и интеллигентными людьми, имели хорошую библиотеку, выписывали много газет и журналов. Часто читали вслух, комментировали прочитанное. Мы, девочки, с большим вниманием слушали разговоры старших, иногда их внучка Клава потихоньку давала нам почитать повести из дореволюционного журнала «Нива». Особенно захватывала «Царская невеста». Там было всё: и любовь, и детектив, и старинная жизнь. Ольга Александровна учила нас вышивать, часто угощала яблоками из своего сада, ягодами. На этом же крылечке играли в «Краски». Каждая девочка выбирала себе цвет, потихоньку называла его продавцу,  покупатель выбирал нужную краску. А продавец назначал цену: красная – миллион.  «Стакан и лимон – вот тебе и миллион», - стучал покупатель продавцу по ладошке, а потом должен догнать   эту краску. Голубая – «тыща». -  «Сапог, голенище – вот тебе и «Тыща». А «серо - буро-малиновая» стоила сто рублей. – «Шапка и пальто – вот тебе и сто». Так и сочинялись первые рифмовки.
 Весной, когда сходила полая вода, и в лугах появлялись блестящие сочные листики щавеля и острые побеги дикого чеснока – скороды, все девочки с нашей улицы на лодке перевозчика дяди Лёни переезжали на другой берег, набирали  в бидончики эту зелень  и привозили домой.  Из щавеля варили зелёные щи, очень вкусные, со сметаной, картошкой и вареным отдельно яйцом, а скороду мыли и приносили на крылечко с хлебом и солью, чтобы угостить всех соседей.
Когда на акиндиновском крыльце собиралось много взрослых, мы показывали концерт: пели песни, что учили в школе (ведь тогда у всех была одна программа), читали стихи. Особенно часто звучали «Весёлое звено», «Замечательный вожатый»,  «Скворцы прилетели» и  «То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой». Это сейчас я пишу раздельно «куст ракиты», а тогда это мною и другими девочками  воспринималось как одно слово «кустраки» и какое-то непонятное «ты», и я и  девочки тоже долго  гадали, что же это за «кустраки», а спрашивать было как-то неудобно.
В концерте принимали участие все девочки с нашей улицы: старшая, Лариса, читала стихи; Клава, Ляля и Наташа  (первая) – пели. Я, (Наташа вторая),  участвовала в сценках и тоже читала стихи, а самая младшая, Люсевна, всем помогала. А за режиссёра и ведущую  была  начитанная и рассудительная Катя.
 Наша улица заканчивалась большим двухэтажным домом, у которого низ был кирпичным, а верх – деревянным. В этом доме жила Катя, ещё несколько девочек, которые пока не учились в школе. А на втором этаже проживал учитель черчения и рисования, городской краевед Фёдоров  Николай Александрович. Дочери его разъехались, жена умерла, и он женился второй раз на женщине намного моложе себя, очень бойкой, грубой, не лишённой некоторых актёрских способностей. В городе она пользовалась дурной славой и имела прозвище Кобельчиха. У неё был сын Владимир, года на два  меня старше. Нельзя сказать, что он  хулиганил, но кличка, данная матери, прилипла и к нему. И он часто дрался, когда его обзывали.  С одним из крылечек на нашей улице и с этим Володей связаны мои детские воспоминания, научившие меня правильно оценивать поступки людей.


ДРАЗНИЛКАМ ДАЛИ ОТСТАВКУ


«Мамуль, я пойду на улицу, там девочки играют у Усковых на крылечке». – «А ты уроки все сделала?». - «Да какие  уроки, у нас же с сегодняшнего дня каникулы, я ведь тебе вчера свой Похвальный лист показывала»!  – «Ой, и правда, умница моя. Ну, беги, играй. А ужинать папа тебя позовёт».
-«Эх, и счастливое это время – каникулы»! – подумала я и побежала через дорогу на крылечко, где  собрались все девочки с нашей улицы. Они уже играли в «Колечко». Все складывали ладоши лодочкой, а водящий в своих ладошах  прятал колечко и у рук каждого задерживался и делал вид, что передаёт ему кольцо. А потом быстро говорил «Колечко – колечко, выйди на крылечко», и тот,  у кого действительно было кольцо, выбегал с крыльца и становился водящим, если его не задерживали сидевшие рядом девочки.  Крыльцо у Усковых  -  высокое и крутое. Играть было интересно и весело. И тут мимо  прошёл Вовка и бросил в нас палку. Тогда Наташа  (первая)  стала дразнить его: « Ко - бель, ко – бель».». В это время  Люсевна  передав кольцо мне, сказала:  «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Я спрыгнула с крылечка и, увидев, что Вовка бежит прямо к нам,  повернула назад, но не успела подняться. Он сильно толкнул меня, и моё колено ударилось о ступеньку, потекла кровь, было очень больно.  Я  заплакала и похромала через дорогу домой. А  немного раньше папа вышел звать меня ужинать, всё видел, быстро добежал до стоящего рядом с крыльцом торжествующего Вовика, схватил его за штаны и рубаху, донёс до нашего дома. У ворот отец сорвал молодую крапиву, поднял парню рубаху, и настегал жгучей зеленью. Я плакала тихонько, а Вовка заорал на всю улицу. В окно их второго этажа высунулась его мать, поняла, что голосит её любимый сыночек, выбежала из дома и стала орать ещё громче Вовки: «Я вас в тюрьму посажу, в кандалы, в Сибирь»! И много ещё чего кричала.  Тогда вышла моя мама, предложила всем сесть во дворе на скамеечку и разобраться в случившемся. Вовка стал жаловаться, что девочки его дразнили.  «А Наша Наташа тебя дразнила»? - спросила моя мама. – «Нет»,- честно ответил Вовка. «Так за что же ты её толкнул»? -  «Не знаю», - хлюпал носом он.  Мать его немного утихла.  Но всё равно продолжала угрожать за то, что «покалечили её ребёнка». «Ничего, крапивой лечат, от неё только польза,  да и ревматизма не будет», - сказал мой папа.
Когда зарёванный Вовка и возмущённая его мать ушли домой, открылась наша калитка и в неё вошли все девочки, что были на крылечке. Катя, как самая старшая и умная, сказала: «Наташа, ты пострадала из-за нас, это мы дразнили Вовку и виноваты. Мы решили, что дразнилки – это вредные слова и нам не нужны. Давайте никого не будем дразнить, особенно Вовку. Он же не виноват, что у него мать так нехорошо зовут. Ты нас поддерживаешь»? Конечно, мне самой не нравилось всё это. Я была согласна с девочками. С тех пор на нашей улице дразнилки были не в почёте.
Уже сейчас, с высоты своего возраста и жизненного опыта я удивляюсь, откуда у девочки Кати, выросшей в неблагополучной семье, сформировалось такое сильное чувство справедливости, такой нравственный стержень?  Всё – таки в те времена школа,  хорошие книги и хорошие соседи оказывали сильное положительное влияние на воспитание детей.
 
          НА ГРЯЗНЫЙ РОТОК НАКИНУЛИ ПЛАТОК

Конец мая, каникулы у начальной школы. Утро доброе, солнечное. Я в своём штапельном платьице с голубыми колокольчиками,  синей крепдешиновой вставкой на груди (немного не хватило штапеля, и мама сделала вставку),  бегу по своей теневой стороне с гранёным стаканом и денежкой в руке  за сметаной. Сильно разбегаюсь. Подпрыгиваю и лечу над тротуаром, разведя руки в стороны. Лечу недолго, но душа замирает в самой ямочке грудной и ощущает полёт. Я лечу, я лечу! Хочется громко закричать, чтобы все видели, но на солнечной стороне на крылечке у Титкиных сидят вредные тётеньки, которых не только я, но и многие взрослые побаиваются. Им ничего не стоит крикнуть в спину женщине, проходящей по улице: «Ишь, губы намазала, а пятки не помыла».  Поэтому я громко здороваюсь и пробегаю вперёд. Магазин недалеко от дома, очередь небольшая. Покупаю стакан сметаны, продавщица ловко закручивает на нём бумагу, превращая её в крышечку, и я возвращаюсь обратно. Но радостное настроение притупляет мою бдительность, и я прохожу мимо Титкиных.  В спину мне летят комментарии: «Платье-то выкинуть пора, ишь, коленки как у цапли торчат, вымахала за зиму, верста коломенская». От таких слов в носу начинает щипать, плечи невольно опускаются, голова никнет. Я не понимаю, почему так грубо со мной говорят, чем им не нравится моё любимое платье? Настроение испорчено. Растерянная и грустная возвращаюсь домой. Мама видит, что со мной что-то случилось, но я не хочу её расстраивать, передаю сметану и убегаю в сад. Здесь, за своей любимой грушей я прячусь и раздумываю над тем, что случилось. Да, из платьица я выросла, но меня обозвали «Цаплей», а это обидно, хотя  я, и правда,  какая-то длинная. На физкультуре меня поставили второй от начала шеренги, сразу после Вали Шмелёвой, а она  в классе выше всех (если бы я знала  тогда, что останусь с этим ростом на всю  жизнь, не стала бы переживать напрасно, а  в тот день…).  Баба Саша, баба Груша и тётя Сима (Сашечка, Грушечка и Симуля) держали всех прохожих в каком-то напряжении. Мимо них многие не любили проходить и сворачивали на нашу сторону.
 Дня через три мы с девочками сидели у Ляли на лавочке, рядом с домом Титкиных, а мама возвращалась с работы мимо их крыльца. Титкины посмотрели ей в след и дважды прокричали: «Чахоточная». Не обратили внимания  они на шедшего за мамой  нашего соседа майора Богославского. Он служил в воинской части, был  парторгом и мужем маминой подруги. Окно их кухни выходило к нам во двор. Дядя Толя догнал маму и спрашивает: «Валь, ты почему терпишь оскорбления в свой адрес»? – «Что же я могу сделать, Толя»? – «Да подавай на них в суд, а я пойду свидетелем, моё слово будет весомее их. И не откладывай. Таких людей наказывать надо».  Дома я спросила маму, будет ли она подавать на суд?  Мама ответила: -  «Завтра посмотрим».На следующий день мама пошла в школу. Старшие классы ещё учились, русский язык вела у них дочь бабы Груши Нина Николаевна. Мама постучала в дверь класса, попросила учительницу выйти на минуту, извинилась и сказала: « Нина Николаевна, уймите, пожалуйста, свою мать и её сестру, иначе я подам в суд за оскорбление». – «И у вас есть свидетель»? – «Да».  – «Кто же»? – « Богославский. Он же и предложил мне подать на суд». Нина Николаевна поджала губы и молча вернулась в класс.
  Назавтра мы с девочками решили посмотреть, что же произойдёт, когда мама  будет возвращаться с работы?  Мне хотелось защитить её, но как это сделать, я не знала. Все сели на лавочку к Ляле, стали рассказывать разные истории и прислушиваться к репликам  Титкиных. Но в этот вечер реплик не было. А было тихое ворчание, которое нам не удавалось расслышать. И вот возвращается моя мамуля,  проходит мимо крылечка, здоровается, как всегда, и в ответ тоже звучит трёхголосное «Здравствуйте».  После этого дня злые тётеньки попритихли, кричали в след прохожим только тогда, когда улица была пуста, и  свидетелей не было. А на нашей улице вообще никого не трогали. Все соседи благодарили маму и дядю Толю за то, что «На грязный роток накинули платок».
Позже я спрашивала,  почему мама здоровается с плохими людьми? - «Понимаешь, доча, если я не буду здороваться, то  меня тоже можно считать плохим человеком. Культурные люди здороваются». Я тоже стала всегда здороваться со всеми знакомыми, не важно, нравятся они мне или нет. А потом услышала такой анекдот: бежит студент, навстречу ему идёт профессор. «Здравствуйте, товарищ профессор»! – «Гусь свинье не товарищ»! – «Ой, а я такой гусь, что с каждой свиньёй здороваюсь»!
Став взрослой, я узнала, что Титкины разбили жизнь многих семейных пар. Они писали письма мужьям о якобы неверности их жён, юношей отговаривали от женитьбы на девушках, указывая на «недостатки» последних. А по доносу бабы Груши посадили в тюрьму её зятя, учителя. Грушечка прожила долгую спокойную жизнь, а вот дочь её была одинока, внучка -  несчастлива в семейной жизни, а правнучка не ладит с родителями и, кажется, тоже одинока. Наказание за грехи прабабушки? г               
Из всех крылечек моего детства осталось одно, самое маленькое, на котором мы не собирались раньше. Но, приезжая в родной город, мои  подруги сидят на этом крыльце, вспоминают счастливые детские годы, иногда выносят свои гитары и мандолины и потихоньку играют старые школьные песни, романсы, народные напевы, бардовские песни.  Век крылечек закончился. Пришло новое поколение. И очень хочется, чтобы оно было счастливым и научилось общаться.
                05. 04. 2014г.
 


Рецензии
Наташа, действительно, мы с Вами "на одной волне"!)) У нас не было таких крылечек, но были ступеньки перед каждым подъездом, на которых мы тоже любили собираться, играть, разыгрывать целые представления... Счастливое время было, мы выносили на улицу все свои немногочисленные игрушки и играли в большую и дружную семью на травке перед балконами, играли в прятки, бегали, также играли в "Красочки" и другие игры... Прочитала Ваши мемуары и эти воспоминания нахлынули на меня потоком событий и эмоций из детства...))) Действительно, мы многое узнали с улицы, родители постоянно занимались с нами, не просто воспитывали, а давали бесценные уроки человечности, хотя мы этого и не осознавали...
И как же сложно в век вседоступности и технической пересыщенности воспитывать в ребёнке духовность, душевность, тепло к окружающим, которые подавляются этим компьютерным миром...
Очень Вам желаю, чтобы Ваши мемуары читали не только взрослые, но дети, чтобы они учились тому, что, к сожалению, уже практически не дают молодые "продвинутые родители" и современная школа... Чтобы они учились житейской мудрости, любви к Ближнему и искренней доброте, а, самое главное, чтобы детство было ДЕТСТВОМ, наполненным смехом, радостью, беззаботностью...
Спасибо Вам больше за творчество, удачи и веры в то, что наших детей ждёт светлое будущее!!!
С уважением и искренностью, Лена

Елена Кожевникова 2   27.06.2014 23:40     Заявить о нарушении