Фрагменты из жизни... Молодой конструктор. Дети

23 февраля 1949г я устроилась на работу в ОКБ п/я 998 на должность инженера – конструктора 3 категории, с окладом 120 р.

Принимал меня на работу начальник ОКБ Ю. Комедатов. Он очень по-доброму поговорил со мной и пригласил для переговоров начальника конструкторского отдела Зубова А.П..
Андрей Прокофьевич, как мне показалось, не очень был доволен молодым специалистом в лице молодой женщины только, что вышедшей замуж.

Впоследствии мы с Андреем Прокофьеичем были большими друзьями, даже когда он стал начальником 5 Главного управления в Минобщемаше и нам пришлось сталкиваться по работе.

Тем не менее, я была принята на работу и попала в конструкторскую бригаду, руководимую, Николаем Трасовичем Макаревичем.

Бригада занималась разработкой штепсельных разъемов и галетных переключателей.
Николай Тарасович был болен туберкулезом и очень серьезно, поэтому он часто болел иногда по 3 месяца. Так как я была уже с некоторым конструкторским опытом, меня невольно оставляли и.о руководителя бригады.

В 1949 году мы начали заниматься стартовыми, отрывными разъемами для ракетной техники. Первыми такими разъемами были разработанные Володей Пинегиным РК-128 и мной РК-52 для ракетных систем Ген. конструктора С.А Лавочкина. Нами были изготовлены опытные образцы этих разъемов и с ними прошли первые запуски этих ракет.
На полигон ездил В. Пинегин, т.к. я ждала ребенка.
 
17 ноября 1949г у меня родился мой первенец – сын Георгий (Юра, как мы его зовем)
Роды были очень тяжелыми, я пролежала в больнице больше месяца, похудела на 11 кг. Встречавшая меня, вместе с мужем сестра моя Ира пришла от моего вида в ужас и расплакалась. Она приехала из Самары помочь мне в первое время справиться с ребенком. Юра родился весом 3,6 кг и ростом 52 см, но в больнице его простудили и выписали с загноившейся пуповиной.

В роддоме им «Отто» в декабре м-це в смотровой  комнате отсутствовало отопление и когда мне при выписке предъявили его голого в ледяной комнате. Я увидела синий икающий комочек и в ужасе закричала, чтобы его скорее завернули в пеленки и одеяло. В общем из знаменитой больницы я вышла больная с больным ребенком. На мое счастье мне помогала сестра и детская поликлиника прислала внимательную и опытную медицинскую сестру, с помощью которой удалось быстро привести ребенка в нормальное состояние.

Декретный отпуск в то время был очень маленьким. После больницы у меня до работы был один месяц.После чего я вышла на работу. Жили мы недалеко от работы (2е трамвайных остановки) и я в свой обеденный перерыв бегала кормить ребенка. Сама обедать не успевала, а жевала на ходу бутерброд. В результате развился острый гастрит.

В 1952г мой начальник Николай Тарасович вынужден был уволиться и уехать жить в Ломоносов, где он себя чувствовал лучше. В 1953г меня перевели на должность инженера-конструктора 2 категории, а в 1956г инженером-конструктором 1 категории.
К этому времени Андрей Прокофьевич Зубов был назначен Главным инженером завода п/я 104, а начальником конструкторского отдела стал Дубатовко Сергей Тарасович. С начальником ОКБ Ю.Комедатовым на заводе случился инфаркт и затем инсульт. Он пролежал у себя в кабинете, а затем в больнице, но к работе так и не мог приступить. Это был очень талантливый человек, ему пророчили блестящую карьеру.
Он очень рано защитил кандидатскую диссертацию и готовил материалы к докторской диссертации, но проклятая болезнь выбила его из колеи.

В 1955г в мою конструкторскую бригаду пришло новое молодое талантливое поколение конструкторов в основном со средним техническим образованием.
Все они учились в вечерних или заочных институтах. Это: Берин Анатолий Донович, Бабаева (ныне Ждахинова) Анна Самуиловна, Овчинникова Мария Дмитриевна, Лошак Игорь Петрович и позднее Горячев Александр Иванович и Энглин Марк Григорьевич.
К этому времени мы начали разработку высокогерметичных штепсельных разъемов и отрывных разъемов для изделий Генеральных конструкторов С.А  Лавочкина, А.Н Микояна и А.Н Туполева.

В феврале 1954г наша семья наконец переехала в двухкомнатную квартиру, выделенную нашим предприятием моему мужу по распоряжению Министра авиационной промышленности, учитывая, что я работала уже около 6 лет на этом предприятии.

В 1955 году у меня родтился второй сын Владислав, очень милый ребенок, но я была расстроена, что не родилась дочка. Через месяц снова вышла на работу.

В 1957г меня избрали депутатом районного Совета депутатов Трудящихся. Это была довольно таки тяжелая и трагическая полоса в моей жизни. За мной был закреплен дом на Свеаборгской улице, в котором в подвальном помещении жили семьи рабочих дорожного треста.

Условия их проживания были ужасными. При посещении их я едва не затыкала нос от ужасного смрада, идущего с их общей кухни, где почти у самой газовой плиты прорвалась фановая труба и кухню затопило нечистотами.
В одной из комнат жила семья, в которой был больной ребенок – инвалид. В 7 лет он был лежачим и не мог ходить, т.к был практически парализован и даже не говорил. За ним ухаживала бабушка, перенесшая инфаркт. Она  уже не могла его поднимать. Семья не могла добиться, чтобы его определили в дом хроников. Они обратились ко мне за помощью и вот тут началось мое хождение по мукам.

Я пошла на прием к председателю Райисполкома И. Мягкову. За столом сидел дородный мужчина барственного типа и когда я ему рассказала о причине моего визита к нему он пренебрежительно заявил: «Что вы от меня хотите?». Я сказала, что я хочу, чтобы он посодействовал улучшению условий этих несчастных, живущих в подвале, залитым нечистотами. Тогда он ничего лучшего не нашел как сказать мне: «Вы не понимаете задач депутата, если их заливает вы должны ходить в другие квартиры и объяснять, что не нужно засорять фановые трубы». Тогда я вспылила, заявив, что я не ассенизатор. После чего последовало: «Что вы предлагаете». Я стала говорить ему, что в некоторых домах по Московскому проспекту, где я побывала с обследованием есть квартиры, в которых живут в трех комнатной квартире два человека и собака. Может быть нужно предложить им 2х комнатные квартиры, а этих бедолаг поселить на их площадь. Он саркастически засмеялся. Мне ни чего не оставалось, как ретироваться хлопнув дверью. Единственно чего я добилась через Заместителя председателя исполкома  - это косметического ремонта в подвале и определения ребенка-инвалида в спец. стационар.

Но я приобрела скандальную репутацию и больше меня в депутаты не выдвигали, хотя многих оставляли на второй срок.


Рецензии
Доброго время суток!!!
А не подскажите, что это за завод п/я 104 ОБК п/я 998... просто у меня там, работал муж. Техником, Радиотехником в 1955 по 1957 г. г. Малков Михаил Ефимович, потом ушел на завод п/я 597 "Теплоприбор" сейчас "Заря"...

спасибо!!!

Тамара Малкова   01.09.2015 00:00     Заявить о нарушении
Декретом №230 от 12(25) января 1918 г. Совета Народных Комиссаров, «Самолётостроительный завод «Андреев-Ланцкий» был национализирован, о чем свидетельствует мраморная мемориальная доска на стене проходной завода. После многочисленных переименований завод стал именоваться в 1931-1940гг. «Судостроительный завод имени Каракозова №4».
К 1940 г. завод начал специализироваться также на металлообработке и ремонте самолётов, моторов.
В 1940г. завод перешёл в подчинение Наркомата авиационной промышленности с переименованием в «Завод №387», объединивший в своём составе «Завод имени Каракозова №4», «Завод «Лентекстильмаш», «Завод ПВО №2». Директором «Завода №387» был назначен Федин И.В.
По приказу №72 от 21.01.1945 г. Наркомата отрасли зарегистрирован устав завода с его переименованием в «Завод № 794» (п/я 104). Под руководством назначенного директора Петрова А.П. началось послевоенное восстановление, комплектование кадрового состава завода, переориентированного на разработку и выпуск коммутационных изделий и комплектующих радиодеталей на основе керамики.

Георгий Тележко   08.10.2019 11:00   Заявить о нарушении
Сейчас это АО "Завод "Радиоприбор".

Георгий Тележко   08.10.2019 11:01   Заявить о нарушении