Фрагменты из жизни... Командировка в Чехословакию

В 1958г начальник 5го Главного Управления (ГУ) Госкомитета электронной техники (ГКЭТ) Русецкий Михаил Леонтьевич пригласил на наше предприятие специалиста из института им Попова в Праге (Чехословакия) Ёзефа Сметану для передачи нам опыта по герметизации вилок штепсельных разъемов.

В 1959г меня и Гл. инженера Казанского завода, куда мы передавали на серийное производство свои разработки, Анатолия Кононовича Кулолаева командировали в Чехословакию, для ознакомления с технологией изготовления высокогерметичных вилок на основе стеклометаллического спая.

Необходимо отметить тягостность процедуры оформления загранкомандировки. Сколько наставлений получали мы в нескольких инстанциях, нам говорили, что мы можем делать, что категорически запрещается. В результате этих наставлений мы выглядели в Чехословакии какими-то дикарями.

7 мая в 17 часов я и Анатолий Кононович вылетели на самолёте ТУ-104 в Прагу. В 18 часов по пражскому времени приземлились в Пражском аэропорту. Самолёт вёл чешский экипаж. Стюардессы накормили нас прекрасным обедом с прохладительными и даже крепкими напитками и были очень внимательными к пассажирам. Русских в самолёте было 5 человек. В аэропорту нас ожидала машина из торгпредства и в качестве сопровождающего чех. Нас поместили в гостинице «Интернационал» (или отель Дружба). У меня был отдельный номер на 7 этаже с видом на площадь, где было кольцо трамваев №7 и №18. Трамваи в Праге очень старые и шумные. Первую ночь я совсем не спала, а когда задремала в 3ч. 15 мин. Уже загромыхали трамваи.

В Праге в мае уже тепло, цветут каштаны и магнолии. В 10 часов утра мы посетили торгпредство, где нас предупредили, что 9,10 и 11 мая празднуется день Победы. 9 мая я и Анатолий Кононович и ещё приехавшие наши русские мужички отправились осматривать Прагу. Посетили бельведер, где находится картинная галерея. Затем пражский Кремль, осмотрели собор Св. Витта, Карлов мост через реку Влтаву, построенный в XIV веке. Собор, который достраивался в течение 6 веков. В соборе оказался один человек из служителей, знавший русский язык. Он рассказал нам историю этого собора. Анатолий Кононович дал ему пачку сигарет, за что он его долго благодарил. Он порекомендовал нам пообедать в ресторане «Викарка». Обед оказался очень вкусным. Мужчины пили пльзеньское пиво, а я лимонад, который у чехов хуже нашего.

После этого гуляли по Праге и в конце концов заблудились. Примерно к 7 часам вечера добрались до гостиницы. Я была уже в полуобморочном состоянии из-за того, что весь день мужчины не отпускали меня никуда.

Чехи одеваются очень скромно, особенно на работу. Наши женщины одеваются и красивее и добротнее, правда, в основном, как на работу, так и в театр. Очень хорошо чехи одевают своих детей. Я ходила и любовалась ими, просто писаные картинки.

Билеты на трамвай дорогие (60 крон), но с одним и тем же билетом можно проехать на различных трамваях, если сойти с одного трамвая в месте его поворота, а вам нужно прямо следовать дальше. Можно пересесть даже на автобус по тому же маршруту с тем же билетом. Чехи всегда уступают место старикам, а мужчины – женщинам любого возраста. Ребятишек на руках не носят, а возят только в колясках и в трамваях есть место для колясок. У нас в те годы колясок почти не было.

Прага очень красива, много зелени и цветов. По улицам ездит много автомашин различных марок, также много мотоциклистов. В продуктовых магазинах витрины заставлены продаваемыми товарами, что для нас было диковинкой. У нас в основном, стояли бюсты наших правителей. В промтоварных магазинах выставлены продаваемые товары с указанием цен на них.

Чехи встают очень рано, не позднее 5 часов утра, хотя многие увеселительные заведения работают почти всю ночь.

Вечером по телефону разыскала Ирину Балашеву, представителя авиационного министерства и договорилась встретиться с ней в 9 часов утра. 9 мая был военный парад и демонстрация в честь дня Победы. Улицы оказались оцеплены и я не могла добраться до гостинницы «Сплендинт» где жила Ирина. Здесь мне на помощь пришла одна чешка, которая немного знала русский язык. Эрика, так звали мою новую подругу приняла во мне горячее участие и предложила пройти с ней к трибуне на площади где был парад. Я с удовольствием согласилась. Так мы прошли на трибуну, она с дочкой Яночкой (иначе Гамза) по билету, а я показывала свой советский паспорт. Яночке я подарила значок и виды Кремлёвских соборов. Видела всех членов правительства Чехословакии и весь парад. С Эрикой мы обменялись адресами и телефонами и расстались.

Потом я прошла до гостиницы «Сплендинт», где разыскала Ирину с двумя её спутниками Володей и Николаем Кузьмичём. Мы пустились в путешествие по Праге. Посетили Палац, где собрана в основном священная живопись, но есть картины Рубенса (особенно хороши картины «Избиение св. Франтишека» и «Клеопатра»). Попытались пообедать в ресторане «Викарка», но обедов уже не оказалось. Обедали в гостинице «Селендинт», обед стоил 14 крон и был очень сытным. Отдохнула в номере у Балашовой. Ира очень симпатичная женщина и мы быстро с ней сошлись и подружились.

9 мая должны были ехать в Карловы Вары, но поездка была отложена из-за плохой погоды. 10 мая опять гуляли с Ириной по Праге. Осмотрели Вацлавскую площадь и памятник св. Вацлаву. На улицах очень много деревьев, прыгают белки, чирикают птицы. В реке плавают дикие утки. Охотников и рыболовов в Праге мало, т.к. нужна на это дорогая лицензия и, кроме этого, охотники должны сдать бесплатно пойманную или убитую дичь.

Только 12 мая мы с Анатолием Кононовичем направились в наше торгпредство. Наш уполномоченный Егоров договорился с чешским Министерством точного машиностроения, что нас примут там для составления программы нашей дальнейшей работы. В Министерстве нас приняли с такой любезностью и уважением, на которые только способны чехи.
Принял нас т. Мартиньяк, видимо начальник главка. У него в кабинете были представители института им. Попова, среди них я увидела Е. Сметану, который посетил наше ОКБ год тому назад. Когда он посмотрел на меня на его лице отразилась мучительная мысль – «Где я видел эту женщину раньше ?». Я помогла ему и сказала, что он был у нас в Ленинграде, тогда он ответил, что сразу всё вспомнил.

Составили программу посещений предприятий и к 12 часам были свободны. 13 мая поехали в институт им. Попова. В 8 часов утра приехал за нами Сметана. Принял нас директор, очень обаятельный человек. Кабинет у него никак не директорский, не более 8 м2 и обставлен более чем скромно. Ознакомились с техпроцессом изготовления герметичных вилок, рассказали о конструкции галетного переключателя, показали все интересующие нас лаборатории. Накормили нас обедом, без хлеба, но очень сытно. За столом с нами обедал и директор. Очень непринуждённо беседовали. Чехи меня прямо покорили своим умением принимать гостей. Затем нас в машине повезли домой, по дороге Сметана пригласил меня осмотреть Прагу, но я испугавшись сама не знаю чего – отказалась. Скорее всего это следствие всех, полученных в Союзе наставлений.

14 мая поехали на авиационный завод «Руде Ленов», где по нашим чертежам делали ИЛ-14. После посещения завода отправились в шикарный ресторан. Сметана накормил нас обедом за свой счёт, считая нас своими гостями. Он предложил мне попробовать «кнедлики», но они мне не очень понравились, но я не подала виду. Перед обедом Сметана показал нам часы на Староместской площади, построенные несколько веков тому назад на ратуше, собор св. Николая и памятник Яну Гусу. В гостиницу вернулись рано. Была у меня в гостях Эрика. Принесла два билета в театр.

15 мая отправились на машине в Железный брод на стекольный завод. Господин (тогда товарищ) Мартиньяк настолько любезен, что каждое утро сообщает мне номер машины и фамилию шофёра, который приедет за нами. Проезжали через Танвальд. Сказочно красивые места. На стекольном заводе нас встретели очень радушно. Директора не было и разговаривали мы с начальником технического отдела Т.Крупкой. Угостили нас чёрным кофе с шоколадными вафлями. На производстве завода очень много интересного. Показали всё, что мы хотели посмотреть. Начальник цеха сделал собственными руками фигурки лебедя и лисы и подарил их нам. Посещение было до 3х часов. Устроились в гостинице «Хруситаль». Она лучше пражской. Вымылась в ванной и переоделась, чем очень удивила своих мужчин. По-моему, им это понравилось. Пошли в ресторан, теперь уже мы угостили чехов обедом. От них мы узнали о запуске спутника и выпили за него. Вечером вышли погулять, но дождь загнал нас домой. Сметана само очарование, учтив и любезен. Очень завидно, что наши мужчины не умеют так умело и красиво обставлять жизнь наших женщин.

Часов в 5 вечера постучал ко мне в комнату Кулалаев и сказал, что нас приглашают осмотреть в горах чудесный уголок под названием «Чёрная студня». Поехали в горы. «Татра» развивает скорость до 120 км. Летишь как по воздуху. Чуть не случилась авария, сзади в машине что-то загорелось, нас остановили проезжающие навстречу машины. В горах был ресторан, мужчины взяли вина, а я пила жидкий чай, который подали в рюмке. Пришлось из-за начинающегося дождя уехать в гостиницу.

16 числа опять поехали на завод, нас снова напоили чёрным кофе и одарили подарками. Мы тоже в долгу не остались. Дали мне с собой приспособление для прессовки стеклянных изоляторов. Очень часто раздражает меня мой спутник, когда задаёт невпопад любые вопросы, чем, как я поняла, раздражает и Сметану.

Инженеры завода и директор имеют большой опыт и всё могут сделать собственными руками, но отличаются большой скромностью. Все они выходцы из рабочих и коммунисты. Рабочие во время обеда едят на своих рабочих местах. Зарплату получают порядка 1000 крон, но учитывая, что продукты питания очень дорогие (мясо - 25-30 крон, масло 50 крон) это не так много.

В этот день посетили завод «Электропрага». Очень хорошо встретил нас директор Богумил Старовски. Он сам нас провёл по всему заводу. Делают штепсельные разъёмы по нашим чертежам в небольших количествах. Очень много на заводе полуавтоматических приспособлений. Нас угостили пивом, кофе с чудесными сухариками.

В одном из цехов к нам подошли две русские женщины. Одна осталась после плена в 1942 г., вторая уехала с чехом в 20х годах. Очень скучают по России.

Билеты на концерт, которые мне дала Эрика пропали, т.к. я опаздывала, а Ира Балашова уехала в Брно. Сметана пригласил меня гулять по Праге и я согласилась. Очень много он показал мне красивых мест, но нас прогнал домой всё усиливающийся дождь.

Утром в 6 ч 30 мин поехала со Сметаной в институт им. Попова. Потом гонялась из посольства в торгпредство, чтобы оформить паспорта и финансовые отчёты. Анатолий Кононович провернул тоже много работы по оформлению командировок и купил билеты на самолёт на 18 мая. Потом мы бегали по магазинам и тратили оставшиеся кроны. В четыре часа дня гуляла со Сметаной по Праге, были в ресторане «Злата Студня», где-то на крыше дома, из которого видна Прага. Я очень благодарна этому человеку, что он сумел преодолеть мою скованность и показать мне многое, что я бы никогда не увидела.

В последний день перед отлётом из Праги Ёзеф пригласил меня посетить гастролирующее в Праге немецкое кабаре. Я согласилась с условием, что в 10 ч вчера я должна быть в гостинице. Билеты были очень дорогие. Танцовщицы кабаре в процессе танцев сбрасывали с себя некоторые предметы одежды, что очень шокировало меня. Я чувствовала себя очень скованно, мне казалось, что за мной кто-то следит и когда Сметана пригласил меня танцевать, я отказалась, о чём сейчас сожалею, а затем сказала к великому огорчению Сметаны, что мне пора в гостиницу, хотя время ещё было не позднее. За своё поведение я получила отметку 5, сдала свой отчёт в Госкомитете. Я вывезла из этой командировки технологию стеклометаллического спая, на основе которой мы в дальнейшем отработали свою технологию совместно с НИТИ-18, т.к. у нас были другие материалы - стекло и арматура.

Сметана пришёл нас проводить с огромным букетом тюльпанов и ландышей, таких крупных, каких я никогда ещё не видела. Да в то время у нас было очень мало цветов. Он сказал, что это от его мамы русской женщине. Букет меня покорил окончательно. На оставшиеся у нас кроны мы решили угостить Ёзефа в аэропортовском ресторане вином и произошёл ужасный конфуз -  денег у нас оказалось очень мало, всё было очень дорого и Ёзефу пришлось доплачивать своими деньгами. По приезде в Ленинград я решила исправить этот конфуз и отправила ему посылку с чаем и лучшими сигаретами, что в Чехословакии было дефицитом. И потом только узнала, что все эти товары в Чехословакии облагались значительной пошлиной, т.е. опять попала впросак.

Со Сметаной я ещё раз столкнулась в Москве у гостиницы «Москва», когда я была в командировке и возвращалась из Химок с завода им. Лавочкина. Дело было зимой, я была уставшая и промёрзшая. Он шёл с каким-то своим товарищем. Мы поговорили несколько минут. Я сказала, что сегодня уезжаю в Ленинград, он по-моему понял меня так, что я хочу просто избавиться от него и мы расстались. В дальнейшем мне часто передавали привет от него работники 5 го управления Минэлектронпрома.

Немного об организации производства на пражских заводах, которая меня просто поразила. В Железном Броде на стекольном заводе, где работало около 800 человек имелся директор и его помощник - начальник технического отдела. В цехах мастер - он же начальник цеха. У него одна нормировщица. Отделов технического контроля нет.

На заводе «ЭлектроПрага» у директора (он же главный инженер) имеются 2а заместителя по технической и финансовой части. На конвеере выходной контроль осуществляет одна работница на последней операции. Отдела технического контроля нет. Бросается в глаза добросовестное отношение рабочих к своим обязанностям. На сборку даётся точно определённое количество деталей, при этом потери деталей нет.

На стекольном заводе в Железном Броде имеется цех, изготавливающий различные штампы и приспособления. Конструкторов, проектирующих эти штампы нет, всё делает слесарь прямо по своему детальному чертежу, используя при этом токарей и фрезеровщиков, которые работают по его чертежу и по устному его указанию. Это было в 1959 г., как обстоит дело сейчас - трудно сказать.

Это была моя единственная поездка заграницу, предполагаемая поездка во Францию сорвалась по вине моих руководителей В. Зуева и А. Николаева, которые умышленно задержали оформление документов.


Рецензии