Морская трагедия

МОРСКАЯ   ТРАГЕДИЯ


Однажды проводились военно-морские учения. В них принимало участие около тридцати кораблей различного класса. Перед выходом в море командующий учениями провёл совещание, на котором изложил план манёвров и определил боевые задачи для каждого корабля.
На первом этапе надводный ракетный крейсер, на котором находился штаб, и подводный ракетный крейсер должны были выпустить ракеты мишени, подводный четыре, а остальные надводный. Остальные корабли средствами ПВО должны были уничтожать эти цели. Для усложнения корабли атаковались подводными лодками. На втором этапе корабли выстраивались в ордер и следовали на базу. У подводного крейсера была задача атаковать опытной торпедой этот строй и поразить надводный крейсер.
После совещания командующий связался с командиром отдельного батальона радио электронной борьбы (РЭБ), получивший новый автоматизированный комплекс ПВО. Он сообщил ему, что через сутки начнутся ученья на море и что задачей батальона является подавление средств связи кораблей. Ещё можно испытать новый комплекс ПВО. Разрешается уничтожить первую выпущенную ракету.
Батальон РЭБ имеет сложную структуру. В неё входят рота разведки, которая определяет частоты, позывные и другие данные операторов, рота постановщиков помех. Имеется также подразделение, которое занимается дезинформацией, вмешиваясь в чужие переговоры и давая ложные сведения.
В установленное время учения начались. Их начал подводный ракетный крейсер, запустив ракету мишень. В отличие от штатной эта ракета имеет две ступени, работающие на твёрдом топливе, которое способно взорваться при ударе. Командир наблюдал за пуском ракеты в перископ. Увидев, что она ушла, он доложил в штаб и запросил добро на пуск второй ракеты. Получив его, он дал команду на пуск. В этот момент по курсу корабля образовались два фонтана от взрывов зенитных ракет. Это сработал комплекс ПВО батальона РЭБ. Он засёк ракету при выходе из под воды и запустил по этой точке две зенитных ракеты. В момент   выхода из пусковой шахты ракеты мишени произошли взрывы по курсу корабля. Ударная волна  откинула её на рубку корабля. В результате удара на рубке выбило стёкла, а ракета разделилась на три части. Вторая ступень ускоритель пошла в сторону кормы, ударилась о борт и взорвалась. При этом деформировались пусковые шахты в районе восьмого отсека. Заклинило спасательный люк и был повреждён стыковочный узел. Руль глубины установился на погружение. Головная часть упала за рубкой на палубу корабля. Первая ступень с работающим двигателем проникла в пространство между корпусами, повредив магистральные трубопроводы.
За десять секунд прочный корпус прогорел, и реактивная струя ворвалась внутрь корабля, прямо в командный отсек. Командир получил удар окулярами перископа по глазам, поэтому сразу не отреагировал, поэтому экипаж не успел ничего сообщить.
Температура моментально достигла 3000 С, а затем поднялась до 8000 С из-за диссоциации воды и последующей рекомбинации водорода. Всё стало переплавляться. Расплавилась переборка между вторым и третьим отсеками. Кто успел убежал в четвёртый отсек, но и там их достал огонь.
Корабль погружался и через 100 секунд ударился о дно. Произошёл второй мощный взрыв, эквивалентный 2000 кг тротила. Это взорвались остатки ракетного топлива. Обвалился потолок во втором отсеке и в него попали куски корпуса ракеты и остатки твёрдого топлива. Лёгкий корпус был сильно деформирован и порван с боку. Затем корабль затопило.
Из штаба заинтересовались причиной задержки пуска ракеты, но дезинформаторы из батальёна РЭБ ответили за командира, что произошла поломка в системе пуска, и спросили разрешение на переход к следующему заданию. Штаб дал добро на это, а пускать ракеты мишени стал надводный крейсер, которого при мощном взрыве сильно тряхнуло.
Когда стрельбы закончились, корабли создали ордер и двинулись к базе. В установленное время торпедной атаки со стороны подводного крейсера не последовало. Забили тревогу и стали его искать на дне. Только через сутки нашли корабль. Сделали первые подводные наблюдения с помощью телевизионных систем. Корабль лежал на грунте с креном на левый борт. Выдвижные устройства были подняты. Нос был в исправном состоянии. Лёгкий корпус сильно деформирован. По правому борту шёл разрыв, через который просматривалась пробойна в прочном корпусе 2 Х 4 метра. Через неё было заметно, что во втором отсеке нет никакого оборудования. Руль глубины находился в положении погружения. На рубке были выбиты стёкла. Две первых ячейки пусковых шахт были открыты, а в первой ячейке были открыты и сами шахты.
Конечно, всё могло бы обойтись, если бы первая ступень ушла в море. Была бы просто аварийная ситуация. Все были бы живы. Командир дал бы команду на всплытие, доложил бы в штаб о ситуации, попросил бы добро на пуск ракет в надводном состоянии, принял бы меры для ремонта руля глубины. Если бы удалось быстро устранить неисправность, то корабль мог выполнить поставленную задачу.   
Видимо, причина в неудачном расположении первой ячейки перед рубкой корабля. Это говорит о том, что существует вероятность повторения ситуации на подобном корабле при сходных обстоятельствах. Может быть, было бы лучше сделать наклон пусковых шахт в сторону кормы? 




   
   
      


Рецензии