Непобедимая и легендарная

В СССР советскую армию неизменно называли «непобедимой», более того. даже «легендарной», хотя те потери, которые несла эта столь хвалёная армия, заставляют усомниться в справедливости данных высокопарных эпитетов. Поэтому лучше всего обратиться к документам времён Второй мировой войны.

Итак, 22 июня 1941 года немцы перешли границу СССР. И что происходило в рядах нашей доблестной армии? Как Красная армия отражала натиск противника?

Начнём с литовцев. Оказывается, «литовские части перестреляли своих командиров и разбежались». Это показания генерала советской армии Д.Г. Павлова. Это цитата из протокола допроса Павлова от 7 июля 1941 года.

Недаром после войны в советской армии уже не было национальных частей. Был интернационал.

Ну, ладно, Павлов обвиняемый. Может быть, другие источники говорят более позитивную информацию? Посмотрим.
Ведь жителей Прибалтики понять можно, можно понять нелюбовь к советской власти и, в частности, к Красной армии.

Хотя не только литовцы недолюбливали Красную армию. Возьмём, например, донесение №1 заместителя начальника конвойных войск НКВД СССР комбрига Кривенко начальнику конвойных войск НКВД СССР генерал-майору Шарапову о положении частей и подразделений 42 бригады конвойных войск НКВД СССР на территории Белорусской и Литовской ССР от 23 июня 1941 года. Вот как комбриг описывает положение дел в городе Бресте, который советскими войсками был оставлен уже в восемь часов утра первого дня войны. И что происходило в городе Бресте? «В городе из квартир частных жителей обстреливались отходящие военнослужащие». Вот так вот, обстреливались прямо из окон своих домов. Далеко не все любили нашу Красную армию.

О таких же обстрелах Красной армии местными жителями сообщается и в докладной запаске первого секретаря гродненского горкома И. Б. Позднякова, составленной им пятого августа 1941 года.

Но, вернёмся к Бресту, если уж мы заговорили о Бресте. Можно взять для примера другой документ. Это информационная записка Первого секретаря Брестского обкома коммунистической партии Белоруссии Тупицына в ЦК партии о положении на Брестко-Кобринском направлении. Так какую же картину описывает секретарь обкома? Что он лично видел? А вот что, «тысячи командиров (начиная от майоров и полковников и кончая младшими командирами) и бойцов обращались в бегство». «Многие командиры и политработники вместо организации эвакуации в панике бежали из города, в первую очередь спасая свои семьи, а красноармейцы бежали в беспорядке».
Да, такое поведение массы командиров действительно легендарно. Возразить нечего.

А вот сообщение другого партийного работника, Первого секретаря райкома партии В. И. Анисимова о положении на Пинском направлении. Что пишет он о положении в городе Лунинец? «В городе полно командиров и красноармейцев из Бреста, Кобрина, не знающих, что им делать, беспрерывно продвигающихся на машинах на восток без всякой команды, так как никакого старшего войскового командира, который мог бы комбинировать действия войск, нет». Далее он пишет: «В Пинске в панике подорвали артсклады и нефтебазы и объявили, что их бомбами подорвали, а начальник гарнизона и обком партии сбежали к нам в Лунинец». Ну и так далее. Легендарный хаос. Ничего не скажешь.

А вот докладная записка другого партийного деятеля, Первого секретаря Пинского обкома А. М. Минченко в ЦК партии о партизанских отрядах области, составленная восьмого июля 1941 года. Что пишет он? «Все воинские части, которые находились в Пинской области и проходили через Пинскую область, никакого боя с противником не принимали. Отходили, услышав приближение противника за 40-60 километров». Хороший слух у советских офицеров. Ничего не скажешь. Кстати, в этой самой Пинской области Белоруссии очень многие недолюбливали советскую власть. Таких людей было столь много, что даже местная власть: актив сельских советов, колхозов уходили в леса и болота, спасаясь.

Да, кстати, о тех, кто не любил советскую власть. Оказывается, их было совсем немало, ибо они не боялись организовывать встречу немецких войск хлебом и солью. Если бы такого контингента было мало, они бы не рискнули на такое действие, как организацию торжественной встречи немецких войск.
О таких торжественных встречах немецких войск докладывает в своей информационной записке №2 Первый секретарь Полесского обкома партии Левицкий 13 июля 1941 года.

А вот ещё одна докладная записка от 13 июля 1941 года партийного работника. Это заведующий отделом ЦК Белоруссии Гласов, который сообщает о ситуации в Могилёвской и Гомельской областях. Он сообщает о бойцах Красной армии, собранных в Гусарском сельском совете. Это военнослужащие, отставшие от своих частей и из которых вновь формируются воинские подразделения. Таких в этом сельсовете набралось более шестнадцати тысяч. «Держат себя эти бойцы развязно, устраивают погромы и грабежи окружающих колхозов, часть этих бойцов продаёт личное оружие крестьянам». Да, такой сброд даже армией язык не поворачивается назвать. Кстати, подумаем. Почему бойцы Красной армии занимались продажей личного оружия? Да потому что жрать, грубо говоря , им было попросту нечего.


Об отвратительном снабжении войск упоминается в спецсводке гомельского пункта перлюстрации корреспонденции о содержании писем воинов центрального фронта, направленная чекистами Первому секретарю ЦК Белоруссии Пономаренко 13 августа 1941 года. Из солдатских писем видно, что люди буквально голодали, питание было хуже, чем в концлагере. А ведь это Красная армия, которая по определению «всех сильней». Только возможно ли голодной армии быть «всех сильней»?

Вообще в Красной армии бардака было столько, что даже перечислять затруднительно. Да чего там говорить, у нас и сейчас на дорогах сплошные пробки, да заторы. А представьте отступающую армию, да ещё под бомбами.
А организационный хаос чтобы представить, достаточно вспомнить порядок на наших советских заводах, стройках и колхозах. Это просто бедлам. А почему должна быть армия то лучше организована? Точно так же.

А вот интересное агентурное донесение разведчика, работающего под псевдонимом «Нянькин». Так же от 13 июля 1941 года. Так что же сообщает агент НКВД о положении в Западной Белоруссии? А он пишет о бандах из местного населения, главным образом из поляков, которые по собственной инициативе ведут борьбу с лицами, лояльно относящимися к советской власти, убивают отходящих красноармейцев. А ведь те вооружены, это воинские подразделения. Хороша армия.

А вот интересная докладная записка руководителя оперативной группы ЦК Белоруссии Слепцова о положении  в Шкловском районе Могилёвской области за период с 3 по 17 сентября. Это о поведении советских военнослужащих, оказавшихся в окружении. «Я видел ряд случаев, когда, попав в окружение, наши бойцы идут к немецким солдатам и сдаются в плен. Если у солдат есть винтовка, то немцы её забирают и ломают, автоматическое оружие оставляют себе. Говорят: «Рус, иди домой!» Они знают, что те никуда не денутся, когда попадут в комендатуру».

А вот какую записку составил Пономаренко для Сталина, хотя и побоялся её отправить. Вот как в ней описано поведение маршевых батальонов: «При первой бомбёжке эшелоны разбегаются, многие потом не собираются и оседают в лесах. Все леса прифронтовых областей полны такими беглецами. Многие, сбывая оружие, уходят домой».

О неустойчивости советского солдата говорится и в докладной записке помощника начальника девяностого погранотряда НКВД в высшие инстанции, составленной 5 июля 1941 года. В ней так и говорится, что наша пехота очень неустойчива и бежит, едва завидев два или три танка противника. Причём, в первую очередь бегут командиры из категорий младший политруков.

А вообще, советские солдаты не только массово дезертировали, но и переходили массово на сторону врага. Что меня в факте перехода на сторону немцев удивляет, так это то, что советские солдаты переходили на сторону немцев даже за несколько месяцев до окончания войны. Казалось бы, какой смысл? Но нет, переходили. Об этом, в частности я вычитал в мемуарах Гудериана, который, приводя эти данные, ссылается на документы. Не пленные, а именно перебежчики.

Когда читаешь военные документы, то поражает одна особенность, присущая Красной армии, эта особенность – плохое управление войсками. Вышестоящее начальство порой не знает даже, где находятся целые армии. Заметьте, не рота, не батальон, не даже полк, а именно армии.
Хотя, даже если бы речь шла об отдельной дивизии, такое положение уже было бы довольно странным, а тут в неизвестность пропадают армии. Таких аналогов ни одно государство не знает, кроме СССР, где такие случаи были отнюдь не редки.

Что же удивляться после этого, когда одной из основных функций наших истребительных батальонов, помимо выявления десанта, разведывательной деятельности и несения охранных функций явлась и борьба с дезертирством.

Чему же после этого удивляться, когда после победы советские войска вели себя в Германии как обычные мародёры. Вспомним, что даже у маршала Жукова были при обыске обнаружены картины старых мастеров на астрономическую сумму.

А чем занимались рядовые в Германии? Даже по нашим официальным данным в Германии было изнасиловано миллионы немок. А ведь это такой род преступления, когда подавляющее большинство женщин предпочитают не жаловаться. Да и кому? Оккупационным войскам?

Мне могут возразить, что Красная армия одерживала масштабные победы. Да, верно, но какой ценой? Все наши победы, как правило, являются победами Пирровыми, то есть достигнутыми ценой огромных потерь.
А уж при отступлении наша армия вообще умудрялась попадать в плен многими сотнями тысяч зараз.
Это действительно легендарные события. Так что в некотором роде фраза верна. Не знаю, как насчёт непобедимости, а легендами советская армия действительно облеплена не хуже, чем снежная баба снегом.

Да, хотелось бы ещё сказать несколько слов о «сталинских соколах». Известный немецкий лётчик Рудель, который во Второй мировой войне совершил более двух с половиной тысяч боевых вылетов, в своих мемуарах говорит о преимущественно низком профессиональном мастерстве советских лётчиков, хотя и при этом оговаривает, что сбрасывать совсем со счетов советские самолёты не следует. Кстати, он утверждает, что советские самолёты сбивались как мухи. То же самое утверждает и приводит конкретные примеры в своих мемуарах генерал Типпельскирх.

Так что есть ли у нас серьёзные основания, чтобы кичиться своей армией. А ведь мы именно кичимся, потому что гордость не предполагает сокрытие правды, как это делаем мы.


Рецензии
тю-тю...
насчёт пирровых побед это из арсенала гитлеровских генералов кот угоняли скот и вывозили зерно и лекарства а жители мёрли как мухи в том числе и женщины которых и немцы и полицаи 4 года благородно не насиловали?

по воспоминаниям 5х дядьёв и отца немки отдавались за буханку хлеба и тушёнку-насиловать никакой необходимости не было!

а немок-военнослужащих или жён офицеров особенно эсэсовцев спаливших полроссии иногда насиловали...но не убивали как гитлеровцы советских комсомолок.

но это в большей части было связано с тем что в 45 армия почти наполовину состояла из бывших пленных партизан и бывших полицаев у котор были громадные счета к немцам-просто громадные!

но как только в июне объявили о соцсоревновании офицеров по отъезду на родину и демобилизации из частей где будет минимум происшествий в тч на закреплённой за ними охраняемой немецкой территории -а главное подавили вервольфов бесивших настроенных на мир солдат-положение резко изменилось-после мая убийств и изнасилований уже не было...

судя по записной книжке отца-начштаба учебн батальона из пленных за 45 г апрель-декабрь главное... дисциплина-кормёжка и распред скудн доппайков в тч и помощь крупой консервами на праздники немец коммунистам и социалистам-боевая подготовка и БОРЬБА С ПРОНИКНОВЕНИЕМ АМЕРИКАНСКИХ СОЛДАТ В НАШУ ЗОНУ ДЛЯ СКУПКИ ЗОЛОТА И ДРАГОЦЕНОСТЕЙ У НЕМЦЕВ-...запись говорит об изъятии нескольких коробок!!!

Ник.Чарус   21.04.2015 10:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.