Фрагменты из жизни. Сыновья

Я очень благодарно судьбе за то, что у меня был прекрасный муж, к сожалению, рано ушедший из жизни, у меня два хороших сына Георгий и Владислав, а также четверо внуков: две внучки от старшего сына Георгия – Юля и Маша и два внука от сына Владислава – Олег и Игорь.

Сыновья меня радовали, когда учились в школе. Георгий закончил английскую школу серебряным медалистом, а в авиаприборостроительном институте он был Ленинским степендиатом. Слава отличником закончил математическую школу и затем физический факультет Ленинградского университета. Сейчас он работает генеральным директором АО «Информаналитика», занимается экологическими приборами: кислородомер, анализатор хлора, уровнемер и др. Слава Богу, он сумел организовать своё дело в тяжёлых условиях перестройки.

Я написала, что дети не доставляли нам хлопот, в учёбе и в поведении да, но в остальном они иногда выдавали такие номера, что можно было сойти с ума, а именно:
Старший Юра  в 8 месяцев от роду после прививки от оспы выдал температуру выше 40 ;С.  Когда я его кормила он вдруг потерял сознания  и  в миг у меня на руках оказался совсем холодный ребёнок. Я в ужасе закричала. На мой крик прибежала наша няня - тётя Маша и увидев всё это, приказала мне молчать, а Юру накрыла тёмным платком. Через несколько минут он пришёл в сознание. В простонародье, как сказала тётя Маша, это называется «родимчик» и дело могло кончиться печально.

В 12 лет зимой Юра заболел непонятной болезнью. Врачи не могли поставить окончательный диагноз. Целых 6 дней температура держалась 39 - 40 ; С  не спускаясь ни днём, ни ночью. Районный педиатр прислала за ним сантранспорт, чтобы отправить его в Мечниковскую больницу. Транспорт оказался холодным, а везти нужно было через весь город. Кроме этого мне предложили его самой отнести с 4-го этажа, т.к. санитаров не было. Учитывая всё это, я приняла решение в больницу его не отпускать. Всю ночь я и муж просидели у его постели. Он находился в бессознательном состоянии, а я мучалась сомнениями правильно ли я сделала, не отправив его в больницу. На наше счастье в эту ночь был кризис болезни, к утру температура стала падать и ребёнок пошёл на поправку. Уже после окончания института Юра приехал с юга, заболев в дороге опять непонятной болезнью. Была температура, рот окидали какие-то язвочки, было невозможно что-либо есть. Врачи ставили диагноз то стоматит, то ангину, хотя ангины у него не могло быть, т.к. в 13 лет ему удалили гланды. Положили в больницу. Антибиотики сделали своё дело и Юра поправился. Были и другие неприятности со здоровьем, но о них я уже рассказывать не буду. Дай Бог, чтобы ничего не повторилось.

Младший сын Слава с благословения своей учительницы географии Людмилы Николаевны …… увлёкся туризмом. Его походы на дальние расстояния (Карелия, Кавказ, Кольский полуостров, Алтай) доставляли нам немало хлопот и переживаний. Но один его поход 26 января 1975 г. на Кавказ по марщруту Домбай-Архыз чуть не закончился трагически. Четверо студентов ЛГУ и ЛИАП оформили заявочные документы (заявочная книжка, маршрутная карта, карта трассы похода), но в последний момент заболел руководитель  похода Андрей Пересада и ребята отправились в поход под руководством Славы, т.к. билеты на поезд были уже взяты. У них с собой были лыжи, палатка, ледорубы, кошки, примусы и питание на весь срок похода плюс НЗ на двое суток.

Прогноз погоды не предвещал никаких неприятностей и 28 января группа вышла из Домбая при отличной погоде, ничего не предвещало опасности. 3 февраля группа находилась на перевале Западный Аксаут, днем неожиданно опустился густой туман. Дальнейшее движение оказалось невозможно. Поднялся сильный ветер и начался сильный снегопад. Они оставили на перевале записку, заночевав на нём в очень сложных условиях. Утром они спустились в долину реки Южный Марух и окопались в снегу. Погода ухудшалась -  пурга и сильный снегопад. После суточного ожидания 5 февраля ребята решили пробиваться через снежные завалы. Они шли на лыжах по пояс в пушистом снегу. Иногда нужно было преодолевать ещё более высокие завалы. Путь назад через перевал к Домбаю был отрезан. За сутки они преодолевали 6-8 км. 11 февраля ребята слышали звук вертолёта и предположили, что их ищут. Когда от ребят в контрольный срок не поступило никаких известий я и мой муж организовали спасательные работы, но как оказалось они были бесполезными. Спасатели, вылетевшие из Ленинграда из-за плохой погоды высаживались на первый перевал, там нашли записку ребят и далее этого не пошли (вертолёт не мог лететь через перевалы из-за низкой облачности). У туристов к 11 февраля кончились все продукты, несмотря на сокращённый рацион, а ещё из-за того, что один из участников (не буду называть его фамилии) ночью украдкой съел остатки провизии, за что потом ему был объявлен байкот. Спички отсырели и они не могли разжечь костёр, на их счастье, в последний момент они нашли пастушью кошару, где были спички и возможность согреть горячую воду.

Так как наш сын был руководителем этой злополучной группы нам – мужу и мне пришлось организовывать спасательные работы. Хорошо, что на наши просьбы откликнулось моё предприятие в лице Е.А.Зазорина и Л.Н.Зайкова, а также Ленинградский Горком КПСС.

Когда прошло уже более недели после контрольного срока, мы уже потеряли надежду увидеть сына живым, т.к. по сообщению из Ставропольского края погода не становилась лучше. Только к 13 февраля ребята вышли к посёлку Чхалты в Абхазии. Слава немедленно дал телеграмму в Ленинград о том, что они живы.

Им пришлось продать свои лыжи местному населению, чтобы иметь возможность уехать в аэропорт и купить билеты на самолёт. 15 февраля вернулись ребята, а также все участвующие в «спасательных» работах. Эта эпопея унесла у меня и у мужа несколько лет жизни из-за ухудшившегося здоровья.

Было бы ещё тяжелее, если бы не поддержка всех наших сотрудников, знакомых, друзей и родственников.    

Внуки меня тоже радуют своими успехами: Юля – самая старшая внучка закончила музыкальное училище им. Корсакова, но в этих условиях ей пришлось получить вторую профессию бухгалтера, закончив курсы. Машеньке ещё всего 3 года, для своего возраста она очень развитая девочка. Олег – старший внук заканчивает одиннадцатый класс немецкой школы. Учится на хорошо и отлично. Игорёк заканчивает 3 класс гимназии – отличник.

Я счастливая мать и бабушка. Материально я обеспечена только благодаря помощи сына Владислава, так как получаемая мною пенсия для жизни в современных условиях явно не достаточна. Обидно, что наше поколение, особенно инженеры, врачи и учителя оказались на обочине жизни, несмотря на то, что в своё время мы создавали в государстве многие ценности.


Рецензии