Г. Волков-2 Похороны рассказ

               
Майор Олег Владимирович Орехов прибыл в наш полк после окончания академии на должность командира зенитного ракетного дивизиона.В плохом месте стоял дивизион.Сорок километров от Ашхабада,в голой полупустынной местности.Ни одного деревца,сухая колючка,летом жарища,зимой-холодный пронизывающий ветер.Семьи офицеров жили в г.Ашхабаде.Пятьдесят процентов офицеров сутки дежурили в дивизионе,вторые пятьдесят процентов меняли их.Квартиры у Орехова не было,Он ждал её,поэтому жена с дочерью остались в Минске у своих родителей.Олег когда-то окончил Минское Высшее зенитное-ракетное училище и женился на минчанке.В Курской области жили его отец и мать.Большую часть времени майор Орехов проводил в дивизионе,изредка выезжая в г.Ашхабад.Через пол года он сумел переломить обстановку в подразделении, которое не отличалось успехами.Высокого роста,худощавый,подтянутый,он ходил,опустив голову.Создавалось впечатление,что он постоянно о чём -то думает,размышляет,хотя видимо, такая у него была привычка.Спокойный,выдержанный,он говорил тихо,никогда не повышая голоса.Мне он нравился открытостью и старанием к службе,хотя,чувствовалось,что армейская трясина начинала засасывать и его.
В полк пришла разнорядка-выделить одного командира дивизиона для направления его в Египет советником египетского командира дивизиона.Все стремились попасть за границу.Это давало определённые перспективы в продвижении по службе,а главное-там платили,по сравнению с нашими жалкими окладами, приличные деньги.Должность оставалась за теми,кто уезжал за границу.Из таких командировок офицеры возвращались с дефицитной электронной аппаратурой и чемоданами набитыми импортным барахлом.Все,особенно женщины завидовали этим счастливчикам.Особенно ценились командировк в страны Ближнего Востока и Африканские страны.Посовещались с командиром полка и решили:пошлём майора Орехова,другой лучшей кандидатуры в полку не было.Вызвали в штаб на беседу "Товарищ Орехов,Вам предлогается зарубежная командировка сроком на один год в Египет-советником командира дивизиона.Вам предстоит выполнить свой интернациональный долг,обучить наших союзников и друзей грамотно и эффективно применять нашу боевую технику.Должность в полку остаётся за Вами.И учтите,возможно там в любой момент могут начаться боевые действия,что связанно с риском для жизни.Подумайте и дайте свой ответ.Мы ждём вашего решения". " Я готов выполнить свой интернациональный долг" - решительно ответил Орехов.Когда он вышел командир полка сказал: " Это офицер далеко пойдёт,если у него всё сложится нормально.Его ждёт блестящее будущее".
Олег Орехов уехал и все забыли о нём.Только один командир дивизиона,долго служивший в этой должности,с обидой сказал мне "Как служить ,так давай,давай.А как за границу так Орехова.А он без году неделя в полку.Непонятно чем отличился.Разве,что академия за плечами,поэтому ему и дорога.Несправедливо." Я отшутился: " Все претензии в письменном виде и только на имя командира полка.А этот анекдот для тебя:Если человек знает,чего он хочет,значит,он или много знает или мало хочет.Просись сразу советником в армию США,там будешь получать больше,чем наш командующий армией."Но его обиду можно было понять.Перед пенсией годик побыть за границей,это было-бы прекрасно.
А через пол-года в полк пришла телеграмма о том,что майор Олег Владимирович Орехов 15 октября 1973 года погиб,выполняя свой интернациональный долг,и что похороны его состоятся 25 октября в г.Минске.Позвонил начальник штаба дивизии."Волков!Ты от  дивизии и полка полетишь в Минск.Передашь вдове сумму денег которую мы собрали,купишь красивый венок и скажешь прощальное слово.Связь в Минске держи с городским военкоматом,они помогут тебе." В минске меня встретил капитан работник военкомата,он отвёз меня в гостиницу."Похороны завтра в 14.00.Я заеду за Вами в 11.00.Надо побыть с родителями и семьёй майора.А то не удобно приехать в последний момент".Я дал ему денег " Купи самый красивый венок с надписью: " Боевому товарищу от сослуживцев полка".Как и договорились,в 11.00 капитан заехал за мной.В кабине ели поместился огромный звонок из живых цветов,там же венок от военкомата.Заколоченный гроб уже находился в квартире.Возле него сидели отец и мать Олега,потом ей стало плохо и её увели какие-то пожилые женщины,видимо,соседки по дому.Я поздоровался и поставил венок в угол комнаты,где стояли пару других венков.Отец Олега-высокий пожилой мужчина с окаменевшим серым лицом спросил меня хриплым голосом:"Вы из полка,где служил мой сын?"."Да,я начальник штаба полка"."-Скажите как служил мой сын?"."-Олег Владимирович служил хорошо,из него получился отличный командир,он пользовался уважением командования и сослуживцев полка.Мы все скорбим об этой утрате".
Обычные,казённые слова, в которых не было не тепла,не страсти.Однако,на отца они произвели впечатление,он гордо поднял голову,выпрямил плечи:"Я так идумал.В нашем роду все служили добросовестно.А Вам,спасибо,что приехали проводить моего сына в последний путь".Он встал и ,согнувшись,вышел из комнаты,чтобы скрыть свои слёзы.Мать Олега лежала на диване в другой комнате,возле неё хлопотала медсестра и родители жены Олега.Немного посидев у гроба,я заглянул в другую комнату,это была спальня.Жена Олега  молодая женщина вся в чёрном сидела на кровати,прижимая к себе девочку лет семи.По моему она,занята своими грустными мыслями,даже не заметила меня.Перед самым выносом гроба появился полковник заместитель начальника училища,  и подполковник-районный военком.Они молча постояли у гроба,поклонились и ушли.
Похороны шли так,как требует устав.Почётный караул,оркестр играл траурный марш,салют,прохождение каркула торжественным маршем.Но не было в этих похоронах ,той теплоты и душевности,какие бывают в таких случаях.Для родственников и соседей смерть Олега была необычной.Таинственный закрытый гроб пугал людей.Военные,музыка,команды заглушали плач женщин и нарушали привычную атмосферу прощания с покойным.Потом были поминки.Говорили тёплые и добрые слова о покойном,о том,что никогда его не забудут,что он всегда будет с ними.А я знал-забудут и очень скоро,а на всегда он останется только с матерью и отцом.Я тоже сказал прощальное слово.И оно тоже было,какое-то казённое,каким оно и должно быть в таких ситуациях.Всё было правильно.Каждый выполнил свой долг:и я,и капитан из военкомата, и офицер из училища, и солдаты почётного караула и оркестр,но не больше.На больше нас не хватало,потому что Олег Орехов был для нас и сослуживцем и соотечественником, но по сути чужим человеком.Всё было сделано,чтобы люди сказали:"Похоронили человека по-людски,с военными почестями,значит заслужил".Мы вышли покурить,я спросил офицера из Минского училища в котором учился Олег:"Ты знаешь как погиб майор Орехов?"."Нам поступила информация,но не уверен,что она объективная.6 октября 1973 года Египет и Сирия с двух сторон напали на Израиль.Выбрали время,когда у израильтян был праздник.Вначале их войска имели успех,а потом израильтяне пришли в себя и начали громить союзные армии.Дивизион С-75 в котором майор Орехов был инструктором,развернулся у Суэцкого канала,прикрывая переправу войск.Таких дивизионов развернулось несколько.Египтянин,командир дивизиона оказался трусом.Шёл налёт израильской авиации.Дивизион мог открыть огонь,но египтянин команды не давал."Зачем мы здесь,если ты боишься открыть огонь?" возмущался майор Орехов."Если я открою огонь,обнаружу себя,то авиация меня уничтожит.У меня дом в Каире,две дачи на берегу моря,мой отц богатый человек,я не хочу умирать".Налёт закончился " Вот видишь,нас не тронули,а.А где наши соседи справа.Они уже в гостях Аллаха,да будет благословенно имя его"."Если так,как ты ,воюет вся египетская армия,то вам скоро конец" кричал Орехов."Не трогай нашу доблестную армию,у нас все герои,отвечал египтянин.Они поругались.Майор хотел всё бросить и уехать,но долг удерживал его.Через два часа начался новый налёт.Пара израильских истребителей атаковала дивизион.Пролетев на малой высоте,они выпустили ракеты"воздух-земля",одна из них попала прямо в кабину управления.Погибли все:майор Орехов, и египтянин командир дивизиона,у которого две дачи на берегу моря и богатый папа, и офицер наведения и операторы.От дивизиона остались остатки обгоревшего железа.Так безсслввно погиб этот дивизион,не сделавший ни одного пуска ракет,а вместе с ним молодой майор Орехов,у которого было "блестящее будущее".А советник командира стартовой батареи капитан был свидетелем этого разговора.За минуту до атаки истребителей он побежал на пусковую установку,которая перестала отрабатывать команды.Он не погиб,получил ранение.Из госпиталя он передал письмо на имя начальника училища.Когда меня назначили быть представителем на похоронах от училища,начальник училища дал мне прочитать это письмо и сказал:"Ни кому не рассказывай,как погиб майор.Все должны знать-он погиб как герой"."Зачем начальник училища рассказал тебе о содержании письма?""Сам удивляюсь,какой он вложил в это смысл?Вам товарищ майор я рассказываю по секрету." Мы уже собирались уходить,когда отец Олега попросил нас остаться,он хотел с нами поговорить.Мы сели на кухне,офицеры из военкомата и училища продолжали поминки,налегая на водку"Ребята!Скажите,за что погиб мой сын?" начал разговор немного захмелевший отец Олега." Он не защищал Родину.Чьи же интересы он защищал в далёком и чужом Египте?Стоит ли за них отдавать жизнь,оставлять дочку почти сиротой,а отца и мать душевными калеками".Мы молчали.Что мы могли сказать этому несчастному отцу.Что Родина не забудет его сына.Враньё.Родина забыла уже о нём давным -давно.Олег сам бросил вызов судьбе,а она его не приняла."Я, до пенсии работал главным инженером завода.На заводе работало много инженеров евреев.Толковые,умелые ,порядочные люди.Почему арабы не дают им спокойно жить,вынуждают их всё время воевать?Почему мы на стороне арабов,вооружаем и обучаем их,я этого понять не могу.Зачем мы лезем туда куда н не надо? "Америка помогает Израилю,а мы - Египту и Сирии, заговорил офицер из училища.Он хотел сказать ещё что-то умное,но отец Олега перебил его."Америка пусть помогает,она богатая,а мы,зачем отрываем от себя эти крохи?Так как бедно живёт наш народ,какие у нас дома,дороги.Не лучше ли эти деньги пустить на благо людей,а не  тратить на совершенно чуждых для нас египтян и сирийцев,почему наши люди должны расплачиваться кровью за неумную политику наших руководителей."Отец Олега раскраснелся,глаза его блестели.Он говорил правду.В его словах звучали и горечь и обида и упрёк.И от этой правды мурашки бегали по коже.Как будто мы были виноваты в том,что наши руководители посылают умирать наших людей за чужие интересы."Да,отец ты прав.Даю тебе слово,что если от меня будет что-то зависеть,я всё сделаю так,чтобы офицеры нашего полка больше не ездили в загранкомандировки,говорил я отцу Олега, успокаивая его.А сам думал:"Ездили и будут ездить,никто их не остановит.Их будут убивать,а они будут ездить,потому что никто не знает своей судьбы.А получать большие деньги и жить хорошо ,хотят все.Остановить их может только власть,когда прекратит посылать тысячи наших офицеров защищать чужие интересы и умирать за них.А через некоторое время египетские власти прекратили военные отношения с нашей страной,"отблагодарив за помощь" людьми и техникой.Дружба кончилась,мы им больше были не нужны.
Приехав с похорон,я посмотрел на командира дивизиона,который обиделся,что послали не его,и нечего ему не сказал.Он всё понял,виновато улыбнулся и отошёл в сторону.

                Туркмения,Каахка.1975 год         


Рецензии