38. Разговор на кладбище

     Вскоре после похорон Риты Малюгиной автобусы с детьми заводского детско-
го садика должны были прибыть из Малых Вязём в Москву.
     Отец и сын Улановы вместе с Людмилой Леонидовной пока ещё стояли у мо-
гилы только что похороненной Риты и разговорились...
     -Да, жизнь заметно видоизменилась,- задумчиво говорил Виктор Парамоно-
вич. - Вспоминаю себя рядовым инженером. Тогда мне было около тридцати Каза-
лось, что буду вечно молодым и вся жизнь ещё впереди. И тогда в резерве на
выдвижение - я имею в виду административные должности - числились сотрудники
до 40...45 лет. А после этого возраста работник уже считался не перспектив-
ным. Однако, в последние годы налицо заметная переоценка ценностей.
     Вот например, выступал недавно крупный учёный из Сибирского отделения
Академии наук. Он, между прочим, отметил, что у них почти все руководители
важнейших строек имеют возраст до тридцати! Или вспомним, что наиболее зна-
чительные открытия в науке, и особенно в области математики и физики, также
делаются в 25...30 лет.
     Нередко и основной движущей силой науки в НИИ являются молодые учёные и
аспиранты. Они наиболее активны, пока зарабатывают учёную степень, а затем,
как правило, успокаиваются и "скисают". Положат в карман кандидатский диплом
и плывут по инерции многие годы, если не всю жизнь. А какое-то материальное
положение, между прочим, уже завоёвано. Во всяком случае, некоторая надбавка
к окладу и определённый запас прочности...
     - Добавлю в развитие этого,- перебил его Дмитрий,- что на Западе работников после сорока, зачастую, уже считают "отработанным материалом".
     - Так вот и я говорю - продолжил свою тираду Виктор Парамонович - что и
в сорок, и в пятьдесят, и в ещё большем возрасте работник ни в коем случае
не должен снижать своей активности! Могу привести сотни примеров, когда и
учёные, и писатели, и художники достигали пика и подлинного расцвета в сво-
ём творчестве после пятидесяти лет. И продолжали творить ещё многие годы,
оставляя миру свои вершинные произведения, нередко, в свои последние годы
жизни.
     - А мне кажется, что основой для всякой личности являются его индиви-
дуальные особенности,- вступила в полемику Людмила Леонидовна. - Ведь быва-
ет, что один человек мржет м в 50 лет выглядеть молодым и сил сохранить на
троих, другой же - только подходит  сорока, а уже стал полной развалиной.
Всё зависит от здоровья - пошатнётся оно и любой человек, поневоле, пока-
тится вниз. Не будем при этом брать в расчёт такие незаурядные личности, как
Алексей Маресьев или Николай Островский - они исключение...
     - Нужно уметь ставить перед собой на каждом этапе, например, на одну
пятилетку, реальную цель и не щадя себя идти к ней, не распыляясь при этом
на мелочи. Именно поэтому я очень ценю в человеке два качества - целеуст-
ремлённость и силу воли. Если же он делает не правильную раскладку сил и не
выполнит поставленную задачу один раз, затем другой и третий, то рано или
поздно надломится, получив серьёзную моральную травму, и выходит из игры,
пополняя армию неудачников...
     Тем более он страдает, если не успел утратить после серии осечек свою
болезненную амбициозность и не снял с повестки дня свои честолюбивые планы.
В этом случае он неизбежно становится ещё и завистником,- Виктор Парамонович
заметно волновался, когда говорил всё это. Он не смотрел, по своему обык-
новению, на собеседников и нервно потирал руки.
     Ему пришлось судорожно глотнуть воздух, прежде чем он мог продолжать
говорить:
     - Конечно, вам может показаться, друзья мои, что я изрекаю прописные
истины. Но ведь и вся жизнь человеческая состоит, главным образом, из мело-
чей, банальностей и этих самых прописных истин. Где-то в чём-то чуть-чуть не
дотянул, где-то не хватило времени, что-то не рассчитал... А в результате -
неудача и, как следствие, разочарование, упадок сил...
     Или взять, к примеру, вопрос - нравится ли человеку его работа? От это-
го зависит если и не всё, то очень и очень многое: правильно ли выбран жиз-
ненный путь; по силам ли ему эта работа; есть ли перспектива для роста; смо-
жет ли он стать профессионалом в своём деле? И не торопитесь, дорогие мои,
сразу же отвечать на все эти вопросы! Ибо это не так легко, как может пока-
заться на первый взгляд. Если бы ч почаще задавался подобными вопросами, то
избежал бы очень многих ошибок...
     - Как, папа, неужто ты считаешь, что совершал в жизни серьёзные ошибки?
Тебе ли сетовать на судьбу? Ведь ты так многого уже добился! - воскликнул
Дима. Уж кому-кому, а тебе-то грех жаловаться: любимая работа; главный ин-
женер завода, причём всеми уважаемый... Чего же ещё желать?
     - Всё это так. Однако, я могу насчитать и не мало промахов в жизни...
Во-первых, мечтал стать учёным - не получилось; во-вторых, надеялся добить-
ся успехов в литературе - опять осечка... Так что я бы не торопился записы-
вать себя в разряд счастливцев. А ведь всё могло быть совсем иначе! Стоило
только более осмотрительно и вдумчиво намечать жизненные рубежи...
     Короче, я призываю вас, пока вы оба ещё очень молоды, торопитесь жить,
не транжирьте время, чётче прогнозируйте свои задачи на каждый год. месяц,
неделю... И будете получать радость от каждого, даже и небольшого, успеха.
Вы будете счастливыми! Я заклинаю вас - почаще вспоминайте эти мои слова...
     Виктор Парамонович опустил голову и как-то весь сгорбился, осунулся. И
пожалуй, впервые за последнее время Дмитрий заметил, что отец заметно по-
старел.
     А всё-таки, друзья, лучшими годами своей жизни я считаю последние во-
семь-десять лет. Более того, мне думается, что вообще самым лучшим периодом
в жизни человека является возраст, примерно, от 35 до 50 лет. Именно в эти
годы - в душе я называю их не иначе, ка "золотым возрастом" - человек уже
успевает чего-то добиться в жизни; хорошо знает свои потенциальные возмож-
ности; расстаётся с "манией величия", если был ею заражён в молодые годы, и
просто, от души, наслаждается жизнью,- с пафосом, который трудно было от не-
го ожидать, произнёс Виктор Парамонович.
     - Ничего, конечно, не могу пока сказать определённого насчёт "золотого
возраста" - ведь я его ещё не скоро достигну, - подхватил тираду отца Дмит-
рий, но самым сложным и захватывающим периодом для себя я считаю последние
пару-тройку лет...
     - Я согласна с тобой, Дима. Именно твои теперешние годы были и для меня
периодом становления.
     - Конечно же, каждый из нас по-своему прав, друзья... Однако с минуты на
минуту придёт автобус с детьми, а мы ещё не решили, где будет жить Светик,-
задумчиво произнёс Виктор Парамонович и посмотрел на часы. - Пора идти всре-
чать!
     - Мне кажется, Светочка нисколько не удивится, а даже обрадуется, если
некоторое время поживёт у меня,- сказала Людмила Леонидовна. - Ведь вы помни-
те, что Рита частенько просила меня забирать Свету из садика. А как только
она привыкнет ко мне, мы переедем к вам...
     - Да, пожалуй, так будет лучше,- тихо ответил Виктор Парамонович и во-
просительно посмотрел на сына.
     - Огромное спасибо Вам, Людмила Леонидовна! За всё... - растроганно вы-
молвил Дмитрий, не замечая, что в его глазах стоят сёзы. Но это были слёзы
радости...

                *     *     *
 


Рецензии