Реплика. Как ёлки в город попали

Этот телефонный звонок раздался уже после Нового года. Трубку снял директор лесхоза. Голос был начальственный и гневный:
- Кто у вас ёлки отправлял? Что за новый автоинспектор появился?
- Это был я сам, - ответил директор.
– На каком основании вы останавливали машины?
- Использовал права внештатного автоинспектора, которым давно являюсь.
В трубке засопело:
- Вам придётся отвечать за свои действия…
А дело было так. Вконец надоело продавцам предлагать покупателям не пушистых красавец лесных – украшение и настроение праздника, а чисто хвосты крысиные – однобокие, без иголок, а порой и без веток и верхушек ёлки-палки. И торговые организации отказались принимать зелёную новогоднюю продукцию от дальних лесхозов, возить откуда надо по железной дороге. «Будем принимать только от пригородных лесхозов, только с машин», - сказали они. Вскоре появилось соответствующее решение, и вот у самой Вологодской дороги в Матигорах в чистом поле вырос лес – две тысячи ёлок, заготовленных Холмогорским лесхозом для архангелогородцев. И так долго он там стоял – этот густой ельник, что жители стали привыкать к нему, как к настоящему, тем более, что в деревенский ландшафт он вписывался и вид не портил. Аж, до последнего дня года радовал он глаз проезжих да прохожих.
И всё это время – около полумесяца -  во все концы летели из лесхоза телеграммы: вывозите! Лесхоз звонил, предлагал, умолял, жаловался…  А ёлки стояли зелёным массивом, их засыпало снегом, и они становились похожи на сгрудившееся стадо овец…
Тридцать первого директор проснулся рано. Немного ещё полежал, перебирая возможные варианты – всё перепробовано. Оделся. Дошёл до конторы. Набрал номер телефона гаража племзавода. Оттуда шла колонна машин за запчастями. И договорился – машины возьмут по пути ёлки.  Было семь утра.
Вскочил на мотоцикл и вырулил на дорогу. С возвышенности увидел: колонна, минуя развилку на Матигоры, стройно идёт к Архангельску. Идёт ровно, хорошо – километров под 90. Это уходила последняя надежда.
Вот тут и взяла директора злость. Рванул он на своём «Урале» за машинами. Гнал и ругался – кричал что-то. Перед глазами только прыгающий задний борт последней машины. Поравнялся. И пошёл у самой бровки на обгон. Первая машина, вторая, третья – четвёртая…  Вот сравнял колёса с передним ЗИСом и… глохнет двигатель мотоцикла.
Выхватил жезл из-за голенища. Перемахнул через коляску и встал, широко расставив ноги. Что было громче: визг тормозов или яростная ругань шофёра, не уловил тогда директор. И то ведь, интервал между машинами метров пятьдесят был.
А потом ругались все вместе. Ругались долго. Говорили, что в той первой уехавшей машине – начальник, без которого они ничего не могут делать. Потом развернулись всё же и поехали на Матигоры. И загрузились елками. А где-то после полудня на ёлочные базары Архангельска прибыла крупная партия свежих ёлок.
…Описанные события относятся к стыку 1970-1971 годов. Казалось бы, к Новому 1972, должно было утрястись снабжение горожан ёлками из близлежащих лесхозов. Увы… И на этот раз директор Холмогорского лесхоза О. Б. Патарушин – герой нашей истории – буквально выбивал каждую машину, и так же стояли ёлки неделями, промерзая настолько, что становились хрупкими, как стекло.
Теперь одна надежда – на Новый 1973-й. Может, к тому времени наладится снабжение лесхоза машинами, и пойдут на предновогодние базары пушистые стройные красавицы-ёлки, без которых и праздник не праздник.

Газета «Правда Севера», 8 января 1972 года.


Рецензии