Новый школьный учебник и идеология

Создание единого школьного учебника тесно связано с проблемой идеологии, как утверждают многие политологи. И, естественно, образованное сообщество интеллектуалов тут же начинает заявлять о неприемлимости идеологии в нашем обществе и важности существования идейного плюрализма. А все потому, что эти политологи пользуются терминологией и концепциями либерализма или, что сегодня модно, социал-демократии. Я же консерватор, причем консерватор в его догматическом варианте, а не в практическом.

Для меня близка фраза Оукшотта о теории консерватизма: «Консерватизм – это традиция вместо идеологии». Почему мы яростно цепляемся к этому слову с существующей негативной окраской – к идеологии? Почему никем не рассматривается то, что люди объединяются не только для достижения общей цели, но и просто для чувства единства, которое вдохновляет их на новые он жмечты, интересные мысли, прогрессивные свершения?

Для либеральной прослойки написанное мной сейчас, скорее всего, будет крамольной консервативной мыслью, однако я бы хотела обратиться к российскому менталитету – характеру российского народа. Нет, я не говорю об общих чертах для каждого гражданина – это не реально для доказательства и, пожалуй, не возможно по определению. Рационально объяснить то, что для нашего народа характерно, например, радушность и гостеприимство – не представляется мне возможным. Ведь человек обладает собственными психологическими особенностями, которые со все возрастающей идеей индивидуализма легко перебивают любые ментальные установки.

Я говорю о другой ментальности российского народа – о том чувстве своевременного единства, которое фактически читается во всей нашей истории.

Россияне всегда объединялись на эйфории от различных побед. Наиболее показателен, конечно, XX век с его быстрым политическим течением. Это чувство радости у всего российского народа появлялось в послепобедное время, что позволяло государственным деятелям управлять этим единым человеческим порывом для резкого государственного перестраивания, масштабной модернизации, быстрого развития той или иной сферы деятельности. Ощущение единства остро ощущается и сегодня – после небольшой победы, связанной с присоединением Крыма. На фоне побед в соревнованиях Олимпиады и Паралимпиады это чувство единства только усиливается.

Победа – та самая фундаментальная идея, ментальная установка и даже идеология, являющаяся самой главной объединяющей чертой российского народа. Любая победа стимулирует российское общество к единению, укреплению государства. Именно в моменты этой всеобщей эйфории правительство может использовать народ в нужных ему целях.

Вся российская история делится на периоды жизни народа от победы до победы. Как только Россия начинает проигрывать или просто застаиваться, в настроениях людей что-то щелкает. Единство общества отмирает, а само общество распадается на атомизированных персонажей, начинающих молниеносно ругаться на правительство, государство и ревностно оберегать свою личную жизнь. Именно в такие периоды в России появляются оппозиционные мнения, которые можно охарактеризовать так – кто в лес, кто по дрова, только не с властью.

Победы спасали, спасают и будут спасать Россию, пока властные функции осуществляет человек, осознающий эти установки. Либеральные концепты, предлагающие минимальное участие государства в жизни общества, уничтожат российскую идентичность и превратят общество победителей в потребителей-болванчиков. Коммунизм и анархизм, в принципе, отторгают государство, что, в свою очередь, приведет к той же картине уничтожения России. Социалистические, националистические или консервативные идеи – вот наше будущее.

И учебник по истории надо также и писать – отталкиваясь от российских побед. В таком случае ведь можно даже и политический окрас с истории весь убрать. Просто поверните немного сознание, не зацикливайтесь на рационалистических Просвещенческих понятиях. Абсолютно не обязательно всю историю и современность накладывать на идеологические концепции.


Рецензии