Перед отъездом. часть-4

    Пролетело незаметно время. Многие окончив школу подались в город, многие однокласники поступили в ВУЗы, училища, но были и такие, которые окончив школу механизации и получив профессию тракториста широкого профиля или шофера, остались жить и работать в деревне. Учась еще в восьмом классе,я увлекся чтением книг Джека Лондона. От его рассказов веяло романтикой морских путешествий и приключений, мужественностью людей ищущих и борющихся за место под солнцем,и любовью к северу и к природе. Я за год прочитал и даже можно сказать "проглотил" все его книги,где-то,около восемнадцати томов ,такие как:
Белый клык, Морской волк, Золотая лихорадка и другие о жизни в трущобах Лондона и боксерских поединках. Наверное, отсюда у меня любовь к боксу и к путешествиям. И точно отсюда любовь к морю. Роман Джека Лондона "Морской волк" заразил меня романтикой и путешествиями до такой степени, что после восьмого класса я решил поступать в Речное училище,на рулевого-моториста. Я буквально грезил морскими путешествиями. Сдав вступительные экзамены в Подтесовское речное училище начал свою учебу, но вскоре мое романтическое  настроение, можно сказать, разбилось о простой быт и ностальгию по дому. Поселили нас, около пятидесяти курсантов, в длинном старом бараке. В первые же дни у меня кто-то спер теплый свитер, между курсантами иногда вспыхивали драки,а однажды даже случилась поножовщина,в которой пострадали трое курсантов. Для меня, родившегося и выросшего в глухой тайге, такие отношения между людьми показались неприемлемыми. А к тому же, я впервые в жизни оторвался от родительского дома,и мне казалось,что я очутился чуть ли ни на краю света. Даже сам Красноярск и тот мне казалось что находится черт знает где, хотя само село Подтесово находилось чуть ниже города Енисейска, на высоком берегу реки Енисей и всего-то около в 250-ти киломметрах от Красноярска. А главное,я так скучал по дому,что иногда хотелось плакать. Куда меня занесло ? Зачем ?-думал я. Я начал понимать, что книжная романтика-это одно,а действительность-совсем другое. И я решил, проучившись всего две недели, я пошел к директору,забрал документы и собрав вещички в чемоданчик, подался на пристань,где попросившись на первый отходивший катер, доплыл до Енисейска,и купил билет до Красноярска.  До отъезда было еще более двух часов. Я решил посмотреть старинный город Енисейск. Взобравшись на крутой берег по многоступенчатой, деревянной лестнице,я прошелся любуясь улицами и церквями города, спустился к пристани и переплыв на пароме реку, отъехал в Красноярск. На этом я поставил точку на своих представлениях о морской романтике. И понял я, что одного желания, чтобы быть моряком и плавать на корабле, недостаточно. Нужно хотя бы родиться и вырасти рядом или на самом море. Приехав домой я пошел учиться дальше в девятый класс Степной средней школы.
   Жили мы в интернате села Степного, в 12-ти километрах от нашей деревни Московка.На выходные дни нас всегда на тракторе с тележкой,а зимой на огромных санях обтянутой брезентом, забирали домой, ранним утром, в понедельник отвозили обратно в интернат. За выходных полтора дня я успевал многое: и сбегать на охоту, и сходить в кино,и помочь родителям по дому. Моей задачей была чистка стаек от конского и коровьего навоза,а также ограды и улицу перед домом от снега. Девчонки готовили еду, мыли полы, стирали белье. Успевали и пообщаться с друзьями,а так как в деревне лучшего гармониста чем я в принципе не было, приходилось мне в клубе развлекать деревенскую молодежь-устраивать танцы сначала на гармошке,а позже и на баяне.
Так незаметно, год за годом летели годы. Мы взрослели, мало-помалу набирались ума и опыта. Надо было решать что делать раньше и куда идти учиться. После того, как я научился играть на баяне, мы ставили для своих сельчан концерты и даже короткие пъесы, бывало ездили с выступлениями в соседние деревни как: в Сахапту, Мариновку или в Канаш. Бывало,что я один ставил концерт на два часа. Деревенский клуб был почти всегда полон желающими. В то время были особенно популярными песни: Муслима Магомаева, Валерия Ободзинского и многих других замечательных советских исполнителей. У меня получалось особенно хорошо подражать Магамаеву. Я знал и пел под баян почти все его песни. Особенно пользовались успехом такие песни, как: Песня о Москве, На седьмом этаже, Будь со мной, Воскресенье и другие. Некоторые песни шли на бис и сельчане просили меня спеть еще раз. Вскоре,я решил стать
После того, как я провалил вступительные экзамены в Красноярское училище искусств, которое тогда находилась на углу улицы Перенсона и проспекта Карла Маркса, по классу вокала из-за того,что нужно было сыграть на пианино любой маленький этюдик ,а я проживший в тайге,это пианино увидел впервые в жизни. Надо сказать, что и конкурс на поступление был очень большим-чуть ли не тридцать человек на одно место. Я им предложил сыграть на баяне, но им нужно было на пианино. Я так мечтал и хотел поступить в это училище,что когда в списках поступивших не обнаружил своей фамилии что даже заплакал. Долго я бродил по городу не зная что предпринять. Домой возвращаться было стыдно. Когда пришел в приемную комиссию забрать свои документы, мне сказали,что мол у них недобор в группу артистов музыкальной комедии и они могут меня туда зачислить. Я был так расстроен, что когда услышал слово комедия подумал,что я вам не клоун и забрав документы ушел. В деревню возвращаться было стыдно. Долго я бродил по улицам Красноярска не зная что предпринять, пока на одной из остановок случайно не увидел объявление, что тех.училище №1 при Судостроительном заводе производит набор учащихся,со сроком обучения один год по таким профессиям :судосборщика, электросварщика, токаря и другим. Я поехал на завод, сдал документы учиться на токаря и уехал домой. Пролетело лето, к началу занятий я вернулся в краевой центр и получив в общежитии Судостроительного завода место в одной из комнат начал свою учебу в училище.Там и познакомился с будущими друзьями: Иваннюковым Иваном, Шуточкиным Валерой, Ионовым Иваном. Мы учились в одной группе и жили в одной комнате. В свободное время,часто ездили на Остров Отдыха играли в футбол, в волейбол. Иногда устраивали соревнования между командами нашего и речного училищ. Я и Ваня Ионов приобрели себе боксерские перчатки и стали тренироваться. Зачастую устраивали поединки, частенько разбивали до крови друг другу носы,но это на нашу дружбу никак не влияло. В то время, сильнейшей боксерской командой нашего города была команда Института Цветных металлов и Речного училища. Там было много чемпионов, мастеров спорта и разрядников. Из всех мастеров,к сожалению запомнился только Кузьмин,остальных не помню. В районе Покровки жила тогда моя тетя Лиза с мужем Чеплюком Николаем. Так мы с дядькой частенько любили ходить на Центральный стадион ,где зимой проходили союзные соревнования по мотогонкам на льду. Помниться каким это было захватывающим зрелищем. Частенько побеждали Валерий Свинко и Евдокимов. Славились тогда и наши сибирские борцы по греко-римской и вольной борьбе. А в 1968-х годах популярным в городе были соревнования по мотоболу. Стадион находился тогда по правой стороне коммунального моста, почти напротив Краеведческого музея.
   В юности, как и многие в эти годы, я пытался сочинять стихи и даже песни.Многим моим друзьям они нравились и частенько они их напевали. Теперь,по прошествии более двадцати лет,они кажутся немного наивными и несовершенными,но тогда казались хорошими, так как были написаны от души и искренне.Вот,к примеру одна из них ;
 
             Тайга стоит покрытая туманом, куда ни глянешь всюду лишь тайга.
             Стоят над тайгою Столбы - великаны, которые манят к вершинам меня.
             Когда же, друг мой, пустишься в дорогу, когда со мною сядешь у костра,
             Когда запоют вновь под звоны гитары, мохнатые ели и подруга твоя ?
             А утром после сладенького чая, ты кинешь взор на свой родной простор,
             И ступишь ты ногами по тропам к вершине, и скажешь: "Возьму все равно я тебя !"
             И вот дано уже ты на вершине, и вновь ты взором обводя,
             Ты видишь свою покоренную вершину и город родной там-внизу от себя.

   Вот такие были слова. Позже я сочинил музыку,и она стала песней. Частенько я напевал ее для друзей,и вскоре уже многие пели ее под гитару. А было мне тогда двадцать лет. Вскоре я написал еще несколько песен: К любимой, Письмо на Север и
песню о Красноярске. После долгих раздумий и воспоминаний я очнулся. наш Икарус уже проследовал Турбазу "Енисей". Мы ехали по широкой трассе среди таежных сопок. Впереди, переходя то в крутые подъемы, то в спуски, серпантином извиваясь бежала дорога. Справа, под горой за мелькающим березовым и сосновым лесом, нес свои могучие воды Енисей-Батюшка.
Вскоре, после крутого спуска, на повороте, промелькнула Слизневская опилочная ловушка,а вот, в глубокой красивой лощине расположилась и сама деревня Слизнево. Отсюда рукой подать до деревни Овсянка - малая Родина нашего великого земляка -
-писателя Виктора Петровича Астафьева. Довелось и мне несколько раз беседовать с ним на открытии художественной выставки картин в Большом Концертном зале, в Доме музея им.В.И.Ленина и в городском Доме Культуры что в Северо-Западном районе города Красноярска. Простой и интереснейший человечище. Множество прекрасных повестей и рассказов им написано на берегах нашего Енисея и в его родной деревне Овсянка. -" Видишь,вон там,среди деревенских крестьянских изб,едва виднеется крыша его родного дома"- говорю я,чуть было задремавшему, Юре. Поди сидит он сейчас там за письменным столом и пишет очередной рассказ или целый роман, а может задумался о судьбе нашей Матушки - России. Читал я как-то его повести и рассказы, к примеру: "Пастух и пастушка" или "Последний поклон". А какой роман он написал о войне ! Он сам бывший фронтовик,ему самому  пришлось хлебнуть мурцовки и перенести все тяготы войны ,оттого у него такие прекрасные и правдивые романы. А сколько он переписал разных статей в защиту сибирских рек и экологии нашего края. Сколько он попортил нервов в борьбе с равнодушным отношением к природе и бюрократизмом чиновников и администрации края в борьбе за бездушного сплава леса по реке Мане и другим нашим сибирским рекам. А вот. за полотном железной дороги, и Овсянское кладбище. За маленьким ложком промелькнул знакомый мне маленький домик. Сюда я много раз по выходным дням приезжал проведать из Красноярска на электричке к своему лучшему другу, замечательному художнику Александру Попп, раньше просто к Саше. Иногда приезжал один, иногда с семейством или с  маленькими еще сыновьями - Сашей и Андреем. Было это более десяти лет назад. Отсюда он позже женившись на своей жене Надюше, переехал жить в Красноярск,в район улицы С.Лазо ,где и живет поныне. Через некоторое время Надюша родила ему дочь Машу. Но вернемся немного назад.
   В Овсянке Саша снимал у одного деда этот самый, размером в небольшую баньку, домик под художественную мастерскую. Тут он жил и сам. Сколько здесь им было ту написано прекрасных работ. Теперь-то он уже известный художник, член Союза.
Известен не только в Красноярске и крае, а и во многих регионах России и даже за рубежом. Многие его живописные, а также графические работы украшают художественные музеи и галлереи России и таких стран, как: Япония, Китай, Германия...
А тогда он считал себя только начинающим художником,хотя на мой взгляд он давно переступил этот порог. Несколько лет он не решался начать выставлять свои работы на выставку. Очень много работал над живой натурой, написал множество портретов своих друзей ученых,скалолазов-альпинистов и пейзажов в раной технике в поиске своего языка и виденья. Десятки раз выезжал с друзьями и один на пленер в Хакасию, в Саяны ,на Байкал и другие места, жил работая по несколько недель в горах.
Результаты дали о себе знать. Он накопил огромное количество материала - этюдов и набросков, овладел всеми видами материала и техники,стал мастером. Однажды, приехав к нему в очередной раз в Овсянку, я был потрясен увиденной большой серией графических работ о рыбаках и севере. Он недавно совсем вернулся из длительной поездки по Енисею, побывал в Игарке, Дудинке, Норильске и других местах. Я ему сказал,что его работы заслуживают гораздо большего внимания, чем стоять и пылиться в его мастерской.. Он все еще отнекивался и старался перевести свой разговор на другую тему. А рассказывать он умел интересно, особенно о своих путешествиях по краю. В конце концов,видимо мне удалось его убедить все-таки попробовать выставить свои работы на худ.совет. Приближалась какая-то знаменательная дата к которой должна была приурочена очередная выставка работ. Успех его работ был налицо. Помнится как поздравляли его коллеги и друзья на открытии. Много было сказано в его адрес теплых слов и пожеланий. Это было лишь началом его длительного и успешного творческого пути. Работоспособности его можно только позавидовать. И как друг он прекрасный и как человек, хоть и немного жестковатый,но это только на первый взгляд,пока его не узнаешь, поэтому у него всегда много друзей.
С самого начала нашего с ним знакомства, мы оба увлеклись астрономией и астрофизикой.Строили свои гипотезы о возникновении
Вселенной и внеземных цивилизаций. Сколько дней провели в спорах и беседах за чашечкой чая или вина о политике, судьбе страны и ее истории. Особенно много говорили и спорили об искусстве, о творчестве великих художников, делились своими планами. Эти годы общения с другом были самыми счастливыми и лучшими в моей жизни. Именно за эти годы общения друг с другом, сформировалось мое мировозрение и становление в творчестве как художника. Надежный и верный друг, а художник просто величайший.
   Пока я был занят воспоминаниями, уже доехали до поселка Усть-Мана. Здесь красивейшие места для отдыха и туризма. Одна река Мана чего стоит! А вот и мост через реку. По реке плывут два плота с туристами. На одном из них стоит палатка, рядом горит костер и вьется от него змейкой дымок. На плоту человек семь, один из них сидит с гитарой, а остальные по-видимому поют песню. На другом плоту, на длинном шесте развивается белый флаг с изображением черепа с костями. Хохмачи и романтики! Хорошая пора,- позавидовал я им, переводя взгляд на берег. Там,за причудливыми каменными утесами, на горе среди красивых сосен, приютились многочисленные дачные домики красноярцев. Справа, в устье Маны где она впадает в Енисей, по песчаной длинной косе снуют  со спинингами в руках рыбаки. Я всматриваюсь на водную гладь реки стараясь увидеть как мелькнет вдруг пойманный хариус, но мост через Ману кончается,и наш Икарус набирая скорость уходит за поворот. -"Жаль быстро проскочили"- -подумал я не успев налюбоваться. И тут же мне припомнилась одна поездка, потом другая и третья. Однажды,лет десять назад мы отдыхали на реке Мана. Выезжали как обычно на заводских автобусах. Отдых был всегда изумительным люди все загорали, купались, жарили шашлыки,пили пиво. Кто хотел гулял в лесу,кто собирал в бору землянику,а кто как и я рыбачил. Помнится тогда моя рыбалка оказалась не совсем удачной, поймал пару небольших хариусов, несколько гальянчиков да пару окуньков.
И все из-за мутной в реке воды. В верховье реки видимо прошла сильная гроза. -"Ничего страшного !"- подумал я,и смотав удочку, направился к небольшому затору из бревен, они иногда случаются при сплаве леса. Перед затором сновали местные рыбаки с телевизорами.На моих глазах они вытащили большого тайменя, так килограммов под двадцать.Вот это рыбина,я понимаю! Просто настоящая Царь-рыба ! Я тогда сделал на память несколько фоток,но видимо при зарядке в фотобачок пленка частично засветилась и кадры не получились,а жаль. Прекрасные должны были получиться снимки. Зато хорошо тогда отдохнули и набрали сил перед новой трудовой неделей. И сколько таких замечательных дней было позднее, не счесть. Навстречу,вдоль берега стуча колесами, проскочила Дивногорская электричка,а вдогонку по Енисею прочертили гладь реки несколько моторных лодок и вскоре скрылись за островом.


Рецензии