Китель

Сегодня Иоиль проснулся намного раньше обычного. Ещё не открывая глаз, он вспоминал вчерашний вечер.
Вчера, наконец-то, принесли его праздничный китель. Новый, пошитый по его мерке китель! Из дорогого материала и с «золотыми» пуговицами с обеих сторон, какие он видел только у детей из богатых семей.
Он и мечтать не мог о таком, хотя дома его всячески баловали.
Иоиль был пятым ребёнком в семье, младшим сыном -  после четырёх девочек, которые были намного старше его. Родители очень хотели сына, особенно отец, который часто говорил матери: «В семье должен быть сын, иначе чужие люди будут читать по нам Кадишь*». Потому, когда они, уже почти потеряв надежду, родили сына, отец и мать и сёстры души в нём не чаяли и старались сделать всё, чтоб «ребёнок» не чувствовал, что родился в бедной семье. Но уже к десяти годам Иоиль понял, что денег дома всегда не хватало. Поэтому, он уже почти три года работал в скобяном магазине мужа своей старшей сестры.
Но, не смотря на то, что он уже почти взрослый, дома к нему относились по-прежнему, как к маленькому. А ведь ему вчера исполнилось уже тринадцать лет, «Бар-Мицва**». Послезавтра, в субботу, он пойдёт с родителями в синагогу, где его вызовут, как взрослого, к «Торе»***, и он будет читать соответствующий этой неделе раздел из нее и, наконец-то, станет настоящим взрослым – мужчиной!
Иоиль серьёзно готовился к этому событию, и все нужные молитвы выучил на память.
Единственное, что беспокоило его в последние пару месяцев, так это то, что он оденет в синагогу. И когда две недели тому назад родители спросили его, что за подарок он хотел бы получить к своей «Бар-Мицве» - Иоиль, не задумываясь, ответил: «Китель с золотыми пуговицами».
Отец с матерью только молча переглянулись между собой. Потом отец сказал: «Хорошо, будет тебе китель».
И вот в четверг вечером он наконец-то был готов. Портной Мендель, живший через дорогу, сам  принёс его.
Иоиль смотрел в зеркало и не верил своим глазам. В зеркале стоял и смотрел на него не «мальчик на побегушках» из скобяного магазина, а вполне приличный, почти взрослый «гимназист», в новом кителе, в котором смело можно выйти к Торе.
«Иоиль повернись, дай посмотреть на тебя!» Мамин голос вывел его из оцепенения. Иоиль повернулся к матери.
«Хорошо лежит,- радостно сказала мать,- ты у меня уже совсем большой!»
«Вы довольны, - вмешался Мендель,- тогда я себе пойду. Увидимся послезавтра в синагоге, а рассчитаемся после субботы» и быстро вышел за дверь.
«А сейчас сынок, - сказала мать, - сними-ка ты китель и повесь на стул, чтоб не помялся. Давай я тебе помогу»…

Со счастливой улыбкой на лице, Иоиль открыл глаза и, повернув голову, взглянул на стул. Стул стоял «голый» и кителя на нём не было. Вскочив с постели, заглянул в шкаф. Но не было его и в шкафу.
В одних трусах, Иоиль забежал на кухню к матери.
«Где мой китель? Куда ты его положила!»
«Как это где? После того, как ты пошёл спать, никто в твою комнату не заходил! Пойдём, проверим».
 Поиски и расспросы ничего не дали. Ни отец, ни сёстры не знали, куда девался китель. Наконец отец сказал: «Я думаю, его унесли «на гвозде»**** через окно».
Это было логично: Июль стоял жаркий и в душные ночи все окна их маленькой квартирки были распахнуты настежь.
Иоиль сел на стул и горько заплакал.
Через час о случившимся уже знала вся улица.
Пришла, жившая неподалёку, Мася, одна из двух замужних сестёр Иоиля. Услышав, как и что произошло, и видя, как опечален Иоиль, она сказала: «Не переживайте, я сейчас же побегу и расскажу о случившемся Янкелю. Вы же знаете моего мужа - он что-нибудь придумает»...
Но Янкель был обескуражен её рассказом и не знал, что делать.
Он сказал: «Я могу дать деньги на новый китель, и за сутки можно его пошить, но до прихода субботы осталось пару часов, а кто согласится работать в пятницу вечером?! Нет, надо найти вора, такой китель ему за пару часов не продать. Пойду к Колману, посмотрим, что можно сделать». И Янкель направился к выходу.
Мася недовольно бросила: «К Колману? К этому щёголю с тоненькими карандашными усиками? Он же сам вор, может это он или его дружки украли!»
Янкель резко повернулся: «Не смей так говорить о нём! Колман мой друг и очень порядочный человек. Он не «крыса» - у своих не возьмёт! Он даже в нашем городе не работает. Колман профессионал, берёт только из банков или у богатых купцов, ездит по всей Европе и всегда возвращается с хорошими деньгами. Иногда едет в Москву или Киев и тоже приезжает не с пустыми руками»!
Сказав это, Янкель быстро вышел из дому…

Услышав рассказ Янкеля, Koлман тихо сказал: «Мальчику надо помочь. Приходи вечером часам к восьми, я соберу ребят».
Когда Янкель пришёл, в комнате у Колмана сидело ещё семь человек. Пятеро из них были Янкелю знакомы, это были свои ребята: три серьёзных карманника, работающих на трамвайных линиях и на Ильинском рынке, и двое «маравихеров», промышляющих в приличных гостиницах и на светских приёмах. Двоих других он не знал.
Янкель присел к столу. Все замолчали. Колман обратился к Янкелю: «Мы здесь обсудили твой случай. Я им сказал, что нельзя называть себя честными ворами, когда вы крадёте у ребёнка из бедной семьи счастье «Бар Мицвы»!  Все согласны, что надо что-то сделать, но думают, что это работа какого-то мелкого, начинающего воришки, не знающего, кто есть кто в нашем городе. Они поговорят со своими ребятами, расспросят перекупщиков краденного, и даст бог, что-то придумают. А сейчас давай выпьем за успешное завершение этого случая!»
Все выпили и потом быстро разошлись…
 

В эту ночь Иоиль почти не спал и крепко заснул только под утро. Разбудил его громкий голос матери, кричавшей из кухни: «Иоиль вставай быстрей, а не то опоздаешь в синагогу!». Не очень соображая, что от него хотят, Иоиль встал с постели и окинул комнату сонным взглядом.
Вдруг сон, как рукой сняло: на стуле, как и позавчера, висел его новенький китель!



• *Кадишь – поминальная молитва по родителям, обычно читающаяся старшим сыном.
• **Бар-Мицва – термин, применяющиеся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком религиозного совершеннолетия.
• ***Тора – (букв. «учение, закон») — в широком смысле, совокупность иудейского традиционного закона.
• **** «На гвозде» – значит на длинной палке, имеющей на конце изогнутый в виде крючка большой гвоздь, при помощи которой, можно подцепить и вытащить из комнаты вещи через открытое окно.



  06/04/2014  Холон, Израиль.


Рецензии