ОРМ или армейские Левши

               
                ОРМ  или армейские  Левши.

      Начну с расшифровки аббревиатуры в заголовке: Объединённые Ремонтные Мастерские. Там работали настоящие мастера своего дела, они не были непосредственными участниками боевой деятельности полка, но способствовали его боевой готовности в неоценимой степени. Начальник мастерских капитан Саша Халла,  начальник одного из цехов мой сокурсник Иван Афонин (о нём же в "Чёрные копатели...").

    Приведу пару примеров их оперативной и качественной  работы,  поставившей в потешное состояние некоторых хитромудрых начальников.

    Смоленск, зимние учения с дивизионом, проводит командир полка полковник Куценко Борис Яковлевич, при нём, что естественно, все его заместители. Очередное свёртывание и оставление боевой позиции. При креплении  одной из антенн в прицепе для её перевозки, обнаруживаем пропажу очень важного крепёжного элемента. По большому счёту, тронуться с места не можем.

    Пока бойцы шуруют снег на позиции в поисках утраченного треугольника, причём достаточно большого (со стороной не менее тридцати сантиметров), закрепляю антенну в прицепе кантовочным канатом. Треугольник не найден, оставляем позицию. Провоевали на "верёвочке" ещё двое суток.  В ходе учения вернулись на позицию утраты и тщательно проверили её ещё раз, безрезультатно.
 
     Заканчиваем учения, прошу Ваню срочно изготовить утраченный крепёж по оставшемуся образцу, т. к. , во-первых, он необходим, а, во-вторых, потрохами чую неприятный подвох; не могла такая здоровая железяка раствориться бесследно.

     Ваня выдал мне новый треугольник через три часа. А через три дня состоялся разбор учений. Выступает зампотех полка майор Кислый Николай Кириллович, не скажу, что мой персональный враг, но не любимый почти всеми технарями полка, скажем мягко, за некомпетентность. Выходит на трибуну с пакетом и в ходе доклада достаёт из него мой треугольник. Заявляет, что он нашёл его на одной из позиций нашего дивизиона и на этом основании требует снижения оценки за учения на балл, а расчёту Тимофеева поставить "неуд".

     Я делаю "такие большие  глаза, словно в каждом по два зрачка", как пел известный в то время великолепный эстрадный тенор Валерий  Ободзинский, и уверяю всё честное собрание, что я ничего не терял и готов позвонить в дивизион и приказать своему сержанту принести весь комплект крепежа.

      Майор, зная, что умыкнул злосчастный треугольник с позиции, допускаю, что он подобрал его возле прицепа, при развёртывании в боевое положение, даёт
"добро". Минут через двадцать сержант приносит оба элемента.

      Николай Кириллович впадает в ступор и при всех громко удивляется; чей же крепёж он "якобы" нашёл в снегу. Оценка осталась прежней, но после совещания он собрал моих коллег и мы все пошли на позицию с целью проверки этих элементов у всех, имеющих к этому крепежу отношение. Всё оказалось в наличии.

   Он предложил "свою" находку нам, на случай потери, но мы дружно отказались, заверив его, что потерять такую здоровую деталь практически невозможно.
 
      Позже, попадая в его кабинет, я со злорадным удовольствием любовался на треугольник, стоящий у него на подоконнике окна, как памятник его глупости.

    Как резюме;  как мог зампотех, отвечающий за сохранность и боеготовность техники, допустить, чтобы антенна, стоимостью в миллионы рублей, перевозилась с дикими нарушениями правил техники безопасности.

     Второй эпизод: по тревоге комиссией из Москвы (МВО) поднимается весь полк; конечно ночь, но лето. К моменту моего прибытия на техническую территорию, расчёт должен подготовить всё для начала демонтажа антенн, а именно: снять волноводы, убрать кабельное хозяйство, установить антенные прицепы и развернуть кран для снятия антенн (весом от полутора до пяти тонн).

     Прибываю, обученный расчёт исполнил всё, облегчённо вздыхаю и даю команду крановщику поднять стрелу выше. И тут понимаю, что стрела была поднята выше ограничителя, причина, по которой он не сработал, неведома до сих пор, и опрокинулась на поперечный упор, при этом средняя секция  (их было три) выведена из строя. Докладываю командиру о поломке крана.

      Информацию доводят до командира полка, тот приказывает взять кран с позиции боевого дежурства (порядка двадцати километров).  По радио передают команду: " Срочно пришлите  на  2-ую часть машину с длинным носом (кран со стрелой)" .

     Минут через тридцать на ГАЗ-69 командира дежурного дивизиона привозят ошалевшего сверхсрочника, автотехника  дивизиона, действительно обладавшего этой примечательной частью лица весьма уникальных размеров.
 
    Открытым текстом по радио требуют выслать кран, через час на позиции появился и он. Всё это время окружной проверяющий бродит по позиции, хищно поглядывая на мои антенны, я имитирую активную деятельность, не убирая неисправный кран, т. к. он вполне удачно демонстрирует готовность к работе (не забыли, что была ночь) для неискушённого зрителя.

      Прошу командира дивизиона отвлечь проверяющего минут на 10-15 для подмены кранов. Вывод крана из строя  "автоматом" не давал возможность получить более "трояка" за все учения. Далее всё было успешно. Я писал ранее в главе  "Общага" эпизод "Нищета.." о нормативах, которые мы успешно сокращали, посему даже со всеми этими перипетиями мы прибыли на позицию с отличным нормативом, для чего правда  пришлось придержать другой дивизион, но выпустили его первым.

     Поломка крана так и осталась вне поля зрения проверяющих, аж, из самой первопрестольной.

     А теперь о наших "самоделкиных", получив кран с неисправной стрелой  в три часа ночи, к двенадцати часам дня они пригнали его на позицию не только исправным (сварили новую секцию и покрасили всю стрелу), но и  проверив его работоспособность на мерном грузе.

      Забыл назвать виновника всех передряг, крановщика рядового Валентина Тарасова. Но это уникальный боец, расскажу о нём позднее.


Рецензии