Бирюк

Человек-животное общественное, я это писала уже? Ну еще раз напишу, вы ж не устанете? И охота ему, то бишь человеку, всегда рядом с кем-то жить. Ну кроме всяких отшельников, которые выпендриваются, шобы на себя внимание обратить. Мы их в расчет не берем, мы поговорим о...соседях по жизни. Кто такие и шо такое соседи знают все. Те, кто с вами рядом живут. Нет, не на планете Земля, в разных странах, а в блочных домах, в квартирах напротив, на другом этаже или на соседней улице, в нашем же дворе. Я о них. Еще есть соседи на дачах, или в трамваях-поездах-самолетах-автобусах, в транспорте. Но это непостоянные соседи, а так..ненадолго. Если же вы живете в скромной квартирке лет 15-20 и вокруг, слева, справа, напротив и в 4-ой квартире жильцы не меняются втечении тех же лет, то это...ваши соседи. Нет, они, разумеется, тоже как-то по времени передвигаются: женятся, уезжают, приезжают, здороваются, не здороваются, что-то покупают, куда-то спешат, общаются в лифте и на бегу. Но..как-то вяло они всё это делают. Как будто нехотя. Или мне так кажется? Ну неважно. Важно другое: они соседи одного менталитета. Сейчас объясню....
Соседи в разных странах отличаются друг от друга очень даже резво. Как там в Индии или Аргентине не знаю, не была, я говорю о Европе. Европа, как известно, от России по менталитету совсем в другой стороне стоит. Почему? Ну..Русские соседи знают друг дружку как облупленные. Ссоры, встречи, жены, мужья, дети, внуки, бабули и дедули. Кто куда пошел, кто где работает, сколько зарплаты домой приносит, а сколько нет. Кто что ест, где спит, как в политике петрит. У наших и хлеба можно попросить, и книгу дефицитную и деньжат занять, а уж рассказать о своих проблемах-первое дело! Кстати, кино по телику позырить всегда пустят. Так было по крайней мере в моем детстве, и хотя с тех пор Россия несколько уклонилась от коммунизма в этой области, люди русские в большинстве своем-хорошие, чуткие соседи. В Германии всё не так. Казалось бы и те и те-европейцы, в чем же дело? В мышлении. У немцев оно совсем другое. При ГДР население разумеется подобрее было, но настоящими, в полном понимании этого слова-соседями, немцы никому ( включая себя) так и не стали. Жили отдельно, своими семьями, не лезли в дела других и считали, что это правильно. К своим родным-ура и доброта, к соседям-равнодушие, вежливость и милая улыбка. Но в душе...иди своей дорогой. А сейчас и у нас и в Германии капитализм. Но ежели русские его не осознали как следует, душой живут, немцы твердо принципы невмешательства усвоили. Нет, они соседей слегка уважают, треплются у лифта или перед дверью, судачат о политике на улице, у подъезда, а вот пригласить пришедшего соседа в гости, просто так, за здорово живешь..Нетушки! Будут у дверей держать или...иди по добру восвояси. Зато если кого осуждают всем подъездом, это завсегда. Это объединяет. О дружбе, хлебе с солью или телевизоре разговора нет. Нововъезжающим рассказывают следующее:
-Этот, со второго этажа-один живет. Ни с кем не общается, редко из дому выходит, ни на кого не смотрит, слова не скажет. Странный, да? Болен? Алкоголик наверное, ну да нам это до фени, своих проблем куча.
Это такой художественный перевод от меня. Немцы-то покруче говорят.
Правда, вы соврать не дадите, пара-тройка инциндентов были на почве непонимания. Курил там один, с первого этажа, во всю ивановскую, соседи в немецкий "домком" жалобу написали. Мол, курит, продыху нет. И несчастный пенсионер, который в доме 35 лет прожил и тихо дымил в открытое окно, никого не трогая, вынужден был освободить "насиженное гнездо" навсегда. Сюжет по телику об этом был. Судиться он хотел, но проиграл сразу же. Заяву не приняли. Потому как ежели люди (любой стране) объединяются против кого-то, не сносить тому головы! Но таких эпизодов в Германии мало. В основном вы вообще не знаете, кто живет в вашем доме, что он ест на завтрак, женат ли и где он отдыхает. В основном вы, не зная имён, встречаетесь с соседями в лифте или на лестничной клетке, мило здороваетесь, если говорите, то только о погоде и так же мило расходитесь в разные стороны. В свою квартиру или на улицу. Сразу же забыв с кем говорили. С теми же, кто живет в своих собтвенных домах еще веселей. Эти вообще ни с кем не общаются, лишь изредка наблюдая соседний коттедж в строительстве, наплыве родичей или новоприобретенную машину.
Тут тебя (как и в многоквартирном доме) за порог/калитку вообще не пустят. Говори зачем пришел и отвали. И если ты не коммивояжёр с хорошо подвешенным языком...Впрочем, таких сейчас и нет, извините, перепутала с 90-ыми годами. А ежели конечно всетаки...приспичит сильно, неприкосновенность жилья может быть нарушена, но..с натугой. Даже преступников беспокоить боятся в их домах-квартирах. Но вернемся к нашему многоэтажному. Я тут живу уже достаточно, что бы по крайней мере пятерых соседей знать в лицо. Имён не знаю и не стремлюсь. На порог они меня все равно не пустят. Уже знаю. Один раз аспирин дали, да и то с таким удивлением, что я...больше не приходила. Ну тогда особый случай был, мама болела. Теперь же я научена горьким опытом, живу отдельно, ни к кому не лезу. Для немцев это норма, и они через пару десятков лет уже мне даже улыбаться начали и изредка разговаривать о погоде. Но о чем-то большем речи нет. Живи своей жизнью, к других не лезь. Американцы ближе к русским, эти лезут во все даже когда их не просят. Бдительные. Немцы-нет. Спокойно-равнодушные. "Скорая " к тебе? Сочувственно проводят глазами, разойдутся по своим делам. Работу потерял, денег нет? Не мое дело. Бьет тебя муж, дети безобразничают? Дело твое, сам разбирайся. И не проси меня о чем-то, я не пойму. Ладно, усвоила, молчу, улыбаюсь, живу своей жизнью. Но этот со второго этажа...Я его прозвала Бирюк. С соседкой как-то лифта ждем на первом, он мимо идет. Не здоровается, в глаза не смотрит, проскакивает стрелой. Я плечами пожимаю, но...Соседка не молчит:
-Одинокий, как живет? Пьет, как думаешь? Неважно. Погода сегодня...
Расстались. А мне жалко этого парня вдруг стало, не могу. Я иностранка, живу у них тут с оглядкой, менталитет другой, не лезь, блин, а..жалко. Одиноким людям знаете как трудно в этом мире? Никто их не понимает, никому они не нужны, никому до них дела нет. Ведь неправильно, а? Но что делать? Немцы...К ним просто так, на "кривой козе не подъедешь". Закроются в свою раковину и сидят там. А ежели ты к их семейству не принадлежишь-ты никто и звать тебя никак. И помощь кому-то предлагать...По меньшей мере невежливо. И что странно...В других ситуациях я сопротивляюсь, иду напролом, злюсь и добиваюсь своего. Но это потому как себя или свою родню защищаю. А тут...Нам кругом твердят, психологи, в СМИ или в книгах новомодных, что нельзя другому человеку в душу лезть и помощь оказывать никому нельзя, ежели кто твою помощь не хочет. Почему так не пойму до сих пор. Ведь есть же люди, которые в помощи нуждаются, но из скромности или из гордости ее не просят. Но ведь примут же ее ежели предложить. Я знаю, что примут. Так в чем же дело? Вот в моем детстве всяких тунеядцев, пьяниц и асоциальных элементов не спрашивали о помощи. Давали ее своими глупыми методами, но..давали. И не спрашивали даже-хочешь, не хочешь. Надо, Федя, надо! И всё было...зашибись! Теперь другие времена в России, теперь спрашивают. Но всетаки...спрашивают! А немцы..они другие. Они не спрашивают. Не смотрят. Не интересуются. А человеку плохо! Но я молчу. Я иностранка, живу из милости, так извольте, мадам, наши законы соблюдать! Если хотите тут жить...Ладно, ладно, не лезу никуда, живу тихо. Тем более, что сосед этот со второго (я таки выяснила околицей) не алкаш, не деклассированный, молодой, здоровый и жизнью своей доволен. Вроде бы. Просто...Бирюк. Ни с кем не говорит, даже собаки у него нет. Хотя как так, ни с кем не общаться вообще и даже телика-компа дома не иметь? Не пойму я. Ладно, не мое дело, да?
Последнее время у нас в рай оне неспокойно. Мелкий криминал активизировался. Полиция конечно бдит, но как-то вяло. Они в основном в центр брошены. Наркомафия, фашисты, митинги. Всё это у вокзала, от нас далече. У нас провинция, воры и жулики всех мастей. Не стоит внимания...Ну кому как! Мирным гражданам значит от ворья, налетчиков покоя нет, а полиция...где? Народные дружины? Немцы про такое и слыхом не слыхивали. Впрочем, нынешняя молодежь тоже. А жаль. Иду как-то поздно вечером с работы. Смена моя только в десять кончается и страшно мне. Одна, в темном рай оне, без зонтика даже. К дому моему я уж в 11 подхожу, но ведь работать надо, да? И все равно каждый раз боязно домой идти. Фонарей мало, безлюдно. Но в жизни так: чего боишься-встретится! Иду как-то домой, луна за тучами, ни зги не видать, ветер сумку из рук рвет. Оглядываюсь, вроде никого. Можно расслабиться? Зря! Из густых кустов у дороги выходят двое. В капюшонах. И заступают путь. Пытаюсь обойти их, хватают за руки. Сумку вырывают, бросают на землю. Денег в сумке нет, но документы! Паршиво, но куда мне бороться с бугаями? Все равно встаю, бросаюсь за ними. Получаю опять по мордам, падаю. Кулак величиной с мою голову заносится надо мной, но опуститься не успевает.
-Это что такое? Ах, ты...! Ну я сейчас...! Получай!
Короткая борьба в темноте, ни хрена не вижу. Но две тени улепетывают быстро, а меня хватают крепкие руки и так же крепко ставят на ноги. Сумка в руках. Ура! И рядом...сосед со второго! Говорю спасибо, смотрю с восторгом. Но он...не говоря ни слова исчезает в подъезде. Даже не обернулся. Во дает! Бирюк. Да, но он мне жизнь спас. И сумку. А соседи-то каковы! Поносят его за глаза, а он... Во какой! Никому неинтересен, а добрый. Приходящий на помощь. Хороший. Когда я соседу слева рассказала, пожал плечами. Соседка снизу поохала, поахала, не поверила. Ладно. Но должна же я его как-то отблагодарить? Пиво купила. В большой коробке. И оставила у его дверей. Никакой реакции. Даже не зашел в гости. Но на следующий вечер, в темноте подходя к дому, обнаружила его у подъезда. Прогуливается. На меня зыркнул, убедился, что зашла-и в подъезд. Дверь придержал. Спасибо. Так с тех пор и повелось. Если иду вечером, не боюсь уже. Сосед бдит. Утром пиво покупаю. А ночью следующей...опять стоит. Меня ждет.
Ребята, я в этом мире никто, песчинка, атом Вселенной. Как и вы. Маленькие струны в большом оркестре жизни. Но я вас всех призываю: любите и ближнего и дальнего. Не оставляйте одиноких людей одних. Сделайте для них хоть что-то, но сделайте! Они правда обрадуются, честное слово! И почувствуют себя такими же "струнами", смысл жизни найдут. Пожалуйста, сделайте для них маленечко, не оставляйте в беде! А помощь...Ее НУЖНО предлагать. И не надо стеснятся. Всем нужна помощь, каждый ее достоин. И обязательно надо понять, простить, узнать каждого. Помните об этом. А я? Я с вами. Всегда.


Рецензии