Мой музыкальный харьков. 4
Я не буду в хронологическом порядке называть все концерты, а только остановлюсь на тех, которые считаю особенными.
10 января состоялся концерт интересный по своему содержанию. Была исполнена Вторая симфония Виктора Калиникова, которая редко исполнялась.
Солистка Антонина Веспрева, частый гость филармонии, замечательно исполнила романсы Чайковского «То было раннею весной», «Погасли в комнате огни», «Забыть так скоро», «Средь шумного бала», «Скажи, о чем в тени ветвей» и другие.
Дирижировал И.Гусман.
Романсы слушал и раньше, но теперь, они открылись мне своей скромной красотой. Я полюбил этот вокальный жанр, где слияние музыки и поэзии. В романсах, внешне не броских, таится глубина чувствований при отсутствии эффектов. Романсы напоминают небольшие рассказы типа «Темных аллей» Ивана Бунина. Они отличаются большой выразительностью, детализацией мелодии, скромны и не претенциозны, как тихий вечерний разговор. К сожалению теперь они редко звучат по телевидению.
Двадцать шестого января – концерт редкоисполняемых композиторов: Овсянникова-Куликовского Двадцать первая симфония и красивая увертюра к опере «Несчастная любовь» Константина Горского, некогда преподававшего в Харьковском музыкальном училище.
1 февраля состоялся авторский концерт Константина Данкевича – композитора, пианиста, педагога и музыкального общественного деятеля. В этом году ему было присвоено звание Народного артиста СРСР. К этому событию был и приурочен его концерт.
Были исполнены его Вторая симфония и арии к опере «Богдан Хмельницкий» в исполнении Веспревой.
Вступительную речь произнес художественный руководитель филармонии, а с приветственным словом к слушателям обратился сам композитор. В частности он сказал: «Содержание музыкального произведения нельзя передать словами, ее лучше передает сама музыка. Но иногда бывает, когда и сам автор рассказывает главную мысль своего произведения». Эти философские слова я записал в свой музыкальный блокнот.
5 февраля концерт музыки стран народной демократии, а 7 февраля – концерт из популярных произведений симфонической музыки. Исполнены двенадцать пьес из цикла «Времена года» Чайковского, произведения Сен-Санса.
21 февраля в жизни филармонии произошло большое событие: впервые в Харькове была исполнена музыка Рихорда Вагнера. При жизни Сталина подобное было немыслимо и все из-за пустяковой детали: его музыку любил Адольф Гитлер.
О значении Вагнера в мировой музыкальной культуре обстоятельно рассказал Яков Полферов. С тех пор Вагнер приобрел у нас право гражданства.
Филармония, как и раньше, продолжала отмечать юбилейные даты композиторов. Так 15 марта состоялся большой концерт посвященный ко дню рождения Римского-Корсакова и были исполнены значительные его произведения – Первая симфония, Концерт для фортепиано с оркестром, «Испанская каприччио». Со вступительной речью выступил Полферов.
В том же месяце было отмечено праздничным концертом к 115-летию со дня рождения Мусорского. Солистками были артисты оперы и балета им. Лысенко – Червонюк и Суховольская. Дирижировал Д.Злобинский.
К сожалению в моем дневнике имеются пропуски концертов, хотя и посещал их. Особенно запомнились мне Дмитрий Мравинский и Яков Зак.
ДМИТРИЙ МРАВИНСКИЙ. Облик музыканта я не запомнил, но осталось впечатление от мощи его влияния на оркестр. Под его управлением он буквально преображался и такого красивого звучания мне редко приходилось слышать. Его интерпретация Бетховена была своеобразной, с новыми нюансами, что больше всего ценится у слушателей. Недаром В. Стасов говорил, что исполнение – второе творение.
Талант дирижера по заслугам был оценен: ему было присвоено звание Народного артиста СССР, Героя социалистического труда, лауреата Государственной премии.
ЯКОВ ЗАК. Игра крупнейшего пианиста страны поражала своим блеском, виртуозностью и одухотворенностью. Казалось, что музыка льется из его души и эта искренность трогала и восхищала.
Запомнилась на этом концерте и одна деталь: сидя в зале я не смотрел по сторонам, но случайно увидел девушку сидящую в своем ряду через два сидения, которая во время игры пианиста платочком вытирала слезы. Я стал присматриваться к незнакомке и весь ее облик говорил о том, что она похожа на патрицианку. Слезы ее были высшей наградой музыканту за его артистизм.
После концерта у меня возникло желание познакомиться с этой, явно не простой девушкой, но она быстро растворилась в толпе, а меня еще и кто-то окликнул и отвлек.
Тогда на ум пришли слова Гете, которые как нельзя лучше подходят к этому эпизоду:
Ты слезы льешь. Плачь, плачь в блаженной муке
Ведь слезы те божественны как звуки!
Возможно моя судьба прошла мимо.
Посещая концерты я всматривался в лица не многих приходящих на концерт девушек, но свою незнакомку никогда уже не видел.
Свидетельство о публикации №214041102302