Глава 2 Дядя Андрей

После Великого Поста на Страстную и Светлую седмицы в школе обычно были каникулы. На Страстной все мальчики ходили на службы и готовились к Пасхе, а на Светлой всех отпускали домой. Даже многих сирот родственники забирали к себе погостить. Ребята очень ждали эту неделю, всё время говорили, кто и куда поедет, как проведет её. Илья никого не ждал, где-то глубоко в душе хотел, может, Матвевна приедет, но чувствовал, нет, не приедет. От этого ему было еще грустнее, и он снова стал замыкаться. Перед пасхальной ночной службой отец Серафим сказал Илье:
- Воскресение Христово – главный праздник! Люди в этот день от Него милость получают и чудеса видят. Проси и верь!
Отец Серафим знал, что Андрей приедет на Пасху к Илье, так как он об этом написал.
Все сидели после обеда в просторной трапезной, постоянно приезжали люди, то родные ребят, то паломники. Мальчики играли в пасхальные яйца, кто-то допивал компот с куличом. В трапезную зашел мужчина. Илья смотрел на него и не мог отвести взгляд, настоящий богатырь. Высокий, широкоплечий, красивое лицо с небольшой светлой бородкой. Он осматривал ребят, которые таращились на него с разных сторон. Наконец, он произнес громко и уверенно:
- Кто тут из вас Илья Петрович?
У Илюши перехватило дыхание. Неужели этот статный богатырь к нему?! Он медленно встал, смотря на приехавшего снизу вверх. А тот наклонился к нему:
- Ты Илья Петрович?
Мальчик кивнул. Богатырь легко поднял его за подмышки, посмотрел прямо в глаза и сказал, обняв:
- Здравствуй, Илья Петрович, я твой крестный – дядя Андрей.
Они вместе пошли к отцу Серафиму, тот встретил их возгласом:
- Христос Воскресе!
- Воистину Воскресе! – отозвался дядя Андрей и попросил благословения.
- Батюшка, это мой крестный, дядя Андрей, - сияя, сообщил Илья. – Он ко мне приехал. Можно мне с ним?
- Возьмешь? – спросил монах, обращаясь к крестному.
- Да, хочу вот с крестником поближе познакомиться.
- Это славно. Через неделю начнутся занятия, Илье нужно будет вернуться. Если что, то можно и раньше.
Андрей кивнул, а Илья всё смотрел на него и не мог поверить в чудо. Дядя Андрей рассказал Илье, что он брат отца, а не приезжал к нему, потому что не знал где он, но теперь знает. Расспросил про семью, про школу. Удивительно, но Илья чувствовал себя рядом с ним спокойно и хорошо, по-родному. Они съездили в деревню, где Илья родился, сходили на могилы его мамы и отца. Дядя Андрей поправил оградки, положил свежие цветы и поставил свечки. Илья наблюдал.
- Что же нам с тобой делать, Илья Петрович? – спросил дядя Андрей, когда они вернулись в трапезную монастыря на ужин.
Этот вопрос вдруг взволновал Илюшу, он вспомнил, как Матвевна прощалась с ним. Неужели и дядя Андрей теперь тоже уйдет? Может, это просто сон такой, может и нет никакого дяди Андрея? Видимо, от этих мыслей глаза Илюши наполнились слезами, потому что дядя Андрей вдруг обнял его за плечи и сказал:
- Илья Петрович, ты чего?
- Ты тоже теперь меня бросишь и уйдешь, как мама, папа и Матвевна? – выдавил из себя Илюша, еле сдерживая всхлип.
- Нет, я теперь думаю, как нам лучше поступить: сейчас вместе уехать или до утра подождать?
Илья так обрадовался, что уткнулся дяде Андрею в грудь, и зарыдал от счастья, что он нужен и его не бросят. Дядя Андрей гладил его по спине и приговаривал:
- Илья Петрович, ты же мужик, хоть и маленький, негоже распускаться так без причины. Я тебя нашел, значит теперь будем вместе жить. Вот сейчас вещички твои соберем и домой на каникулы. Только знай, у меня строже, чем в монастыре – вставать с солнцем, зарядка, потом завтрак, кашу всю съедать! Работать будем вместе, в обед на речку сходим, плавать-то умеешь?
Илья отстранился и посмотрел сияющими заплаканными глазами:
- Не умею.
- Придется научиться, Илья Петрович, плавать будем каждый день.
- Холодно ещё, - почему-то сказал Илюша.
- А мы по чуть-чуть, - улыбнулся дядя Андрей.
Всю дорогу домой Илью как прорвало, он говорил и говорил, рассказывая крестному обо всем, что накопилось за его маленькую жизнь. А Андрей внимательно слушал, постепенно понимая, как настрадался этот маленький человечек.
После прихода отца Серафима Андрей долго думал, как поступить. Он понимал, что не может бросить крестника, но как взять его к себе, он тоже не знал. Андрей жил один, всё у него было просто и скромно, даже строго. В хозяйстве был только конь. С ним и пахал, и грузы перевозил. Часто уезжал на стройки, тогда коня оставлял на попечение соседки Настасьи. Если б у него была семья, тогда понятно, Илью просто было бы взять к себе. А семьи нет. Но потом Андрей отбросил все размышления, ведь он дал Богу обет за этого малыша и назвался крестным отцом, а раз назвался, то вот и призывает его Бог на службу. Тогда и написал он письмо отцу Серафиму, что на Пасху приедет знакомиться с крестником. Волновался перед встречей. Ведь шесть лет его не видел, не знает какой он. А как зашел в трапезную, так сразу Илью увидел. Нельзя не узнать родную кровь. Когда обнял мальчика, понял – жить им вместе, остальное Господь управит.


Рецензии