Я родом из детства. Гагаринский урок

                Г А Г А Р И Н С К И Й    У Р О К

 ... В поселковой библиотеке тишина. Две работницы библиотеки склонились над большим листом ватмана – готовят стенд, посвященный Дню космонавтики и первому полёту человека в космос: размещают фотографии Юрия Гагарина и первых космонавтов.
     За полупрозрачной перегородкой, отделяющей часть читального зала, тускло светятся мониторы трех компьютеров(подарок шефов-заводчан!). Третья работница библиотеки, скорее «системный администратор», склонившись над моих давним знакомым, третьеклассником Димой- небольшого роста худеньким мальчишечкой – что-то в полголоса ему объясняет.

     Дима с мамой и старшим братом живет на моей улице. Семья живет очень скромно, если не бедно: мама одна «тянет» обоих мальчишек. Но ребята всегда аккуратно подстрижены и одеты пусть не в новую и местами заштопанную, но чистую одежду. Сколько раз я  не встречал Диму, мальчик всегда был в белой рубашечке. Приветливый, улыбчивый,  и  по-детски наивный.

     Я поздоровался с работницами и спросил заведующую:
       -Что у вас так тихо?
       - Занятия в школе не закончились... – Татьяна Николаевна взглянула на настенные часы.- Скоро прибегут...Сегодня у нас Гагаринский урок...
     - А Дима почему не в школе?
     - Он болел и был в поликлинике...- Татьяна улыбнулась.-Ну, какой ребенок пойдет в школу после больницы? И вы не пошли бы!
     Это точно! Не пошел бы!
      -А учится Дима хорошо?
      -Очень хорошо! И, знаете, очень много читает. А книги выбирает не по возрасту серьезные. Любит фантастику...

      Пока я рылся на книжных полках, библиотека наполнилась ребятней 9-10 летнего возраста. Но, уважая библиотечные законы, ребята вели себя достаточно тихо, переговариваясь шепотом.

      Вскоре Татьяна Николаевна пригласила ребят в читальный зал. Я тоже примостился за последним столом и был весь внимание: Гагаринский урок начался.

       -Ребята, вы знаете, какой завтра день и какой праздник?
       -Знаем! Знаем!- наперебой зашумели ребята.-День космонавтики!
       - А что произошло в это день и почему его назвали «Днем Космонавтики»?
     Ответ был правильным и исчерпывающим: все ребята знали вопрос.
        - А как звали первого космонавта?
     Дима первым поднял руку и  громко выпалил:
        - Гагарин!
        - А как звали Гагарина? – продолжала задавать вопросы Татьяна Николаевна.      
    Вот тут ребята замялись с ответом. Кто-то назвал его Андреем, кто-то Александром. Знали, что Гагарин, а вот имя и отчество забыли! Подсказав ребятам, Татьяна Николаевна начала свой рассказ с биографии космонавта, затем о его подготовке и о полете в космос. Прокрутила магнитофонную запись сообщения ТАСС, озвученное диктором Левитаном. Наверное, умышленно не стала говорить о гибели Юрия Алексеевича-зачем расстраивать ребят?

     Тем временем «системный администратор» с моей помощью установила на одном из столов большой компьютерный монитор, и рассказ о космонавтах дополнился фотографиями, слайдами и видеороликами. Ребята сгрудились у монитора, и для меня было очевидным, что сегодня они узнали очень-очень многое.

    Посидев ещё некоторое время на уроке, я тихонько вышел из «читалки», и ,кивком попрощавшись с работницами, двинулся восвояси.
 
    Погода окончательно испортилась: задул северо-западный ветер, принеся с собою крупные снежинки.  А 11 и 12 апреля 1961 года погода в моем родном городе была совершенно другой...

               

                - 2 –

 ... В тот день я проснулся в приподнятом настроении: вчера до позднего вечера возился с велосипедом: мыл, протирал, смазывал. Подкачал шины. Погода в последние дни установилась теплая, снег сошел. Дорогу на нашей улице уже успели накатать автомобили до состояния хорошего асфальта. Вечером, в сумерках, даже немного прокатился –красота!
    Ура! Вчера наконец-то  снял свои ненавистные кирзовые сапоги, которые носил с поздней осени до весны. А в ботинках, хоть  стареньких и таких тесных, что пальцы ног находились в полусогнутом состоянии, можно просто летать, не замечая их веса. Да и мяч можно попинать – за разбитые старые ботинки родители ругать не будут.

    С такими мыслями я подошел к окну и ...ахнул: весь наш двор был  завален мокрым снегом. Искрящийся под ярким солнцем, он толстым слоем лежал на ветвях абрикосов и вишен, растущих в палисаднике. А яркое солнышко, словно в насмешку, слепило меня: что, покатался?
    Моему огорчению не было предела. Достал из кладовки ненавистные кирзовые сапоги. Наваксил  и начистил их до блеска. Бабушка накормила меня завтраком, напоила чаем. Прошелся по домашним заданиям: их я приготовил ещё вчера, кое-какие на уроках, а какие-то на переменках. Да и сама школьная программа 4-го класса была для меня очень легкой. Дома приходилось разве что стишки учить. Зато времени «на гульки» у меня теперь было с избытком. Вечером, правда, не нагуляешься- мы учились во вторую смену.

      Одевшись, я вышел во двор. Снега выпало по колено. Когда же он теперь растает? Зашел во флигель, ещё раз с сожалением  посмотрел на велосипед, попробовал шины. Бабушка, готовившая плиту к  растопке, вдруг вышла во двор и позвала меня:
    -Иди, послушай... По радио что-то передают...
     «... Работают все радиостанции Советского Союза. Сообщение ТАСС. Передаем сообщение о первом в мире полете человека в космическое пространство.  12 апреля 1961 года...» и т.д.

      Признаюсь,  я не очень внимательно прослушал это сообщение, и для этого была причина.В свои 11 лет я уже перечитал множество научно-фантастической литературы о полете на другие планеты и в другие миры, о встречах с их обитателями. Способствовал моему повышенному интересу и отец, регулярно покупавший такого рода литературу.
 
       В те годы только у немногих семей были телевизоры. Вот по вечерам и собирались у их владельцев «на телевизор», часто задолго до начала трансляции передач. Взрослые, чинно расположившись на стульях и скамейках, любезно предоставленных хозяевами, в полголоса обменивались новостями, а мы-мальчишки- сидели и лежали вповалку на полу. Но по вечерам украинское  (или Всесоюзное?) радио транслировало передачу «Театр у микрофона».  Увеличив громкость репродуктора и улегшись в постели, мы всей семьей слушали радиопостановки. Такая радиопостановка прозвучала за пару дней до полета Гагарина. Помню, что тема была «космическая»: космонавт вызывал  Землю, а та отвечала ему женским голосом: «Я –Земля!  Я –Земля!»
     Поэтому я воспринял услышанное, как продолжение радиопостановки, и даже отмахнулся: недавно слышали!

     Чуть позже, одевшись снова по-зимнему и натянув «кирзачи», двинулся в школу, меся ногами кашу из таявшего снега и чернозема – тротуары на нашей улице отсутствовали.
     А в школе был настоящий праздник, причину которого я понял сразу. Только и слышно было: « Гагарин полетел в космос! Гагарин! В космос...! Ракета «Восток»!  Восторг и радость на лицах учителей и школьников! Мы –в космосе! Впервые в мире! Советский космонавт – Юрий Гагарин! А затем мы всем классом отправились к нашему однокласснику, жившему неподалеку, «на телевизор», и впервые увидели Юрия Алексеевича и старт ракеты.

    Не меньше радости мы, мальчишки, испытывали, узнав о полетах в космос и других космонавтов-Титова, Николаева, Поповича, Леонова, Терешковой и других отважных летчиков-космонавтов СССР. А известия о полетах американцев пролетали мимо наших мальчишеских ушей, и мы не особенно ими интересовались.

    Через  год кому-то из учителей пришла в голову идея проводить в начале апреля Гагаринские уроки – своего рода контрольную работу в масштабе всей школы. Мы должны были знать автобиографии космонавтов, даты их полета, сколько оборотов вокруг Земли сделано, как называлась ракета и т.д. И настоящим позором было отсутствие знаний по этому вопросу: как это так, не знать дату рождения Валентины Терешковой? Стыдно!
    И однажды я, круглый отличник и гордость класса, опозорился: не повторил дома биографию Валерия Быковского (понадеялся на память!)  и получил первую за шесть лет учебы  « двойку»...
   
                - 3 –
    ...Более полувека прошло с тех пор. Но я помню  тот праздник, тот энтузиазм, ту атмосферу, те смелые мечты и устремления, которыми была наполнена наша жизнь.
       Уже став совсем-совсем взрослым, понял , что информации о полетах американцев мы получали очень-очень мало. Краткое сообщение о высадке на Луне, несколько кадров видеозаписи... А о «Луноходе» и аппарате «Венера» мы знали гораздо больше, чем о Ниле  Армстронге –первом человеке, ступившем на лунную поверхность.

        Мне  кажется, что и сейчас не все мои ровесники знают, сколько раз американцы высаживались на Луне. И  дело не только в том, что советская пресса уделяла мало внимания этим событиям. Дело ещё в том, что полеты в космос стали настолько привычным делом, что сейчас они в большей степени интересуют специалистов, а числу космонавтов и  астронавтов  люди потеряли счет. Однако полеты в космос  были и  останутся настоящим подвигом.


                *  *  *
         
         ... Нагруженный библиотечными книгами, я не торопясь двигался по направлению к своему дому. А перед глазами стояла картина: небольшого роста  худенький мальчуган, одетый в поношенную курточку и белую рубашечку, увлеченно работает на компьютере.Рядом с клавиатурой лежат две книги - сборники научной фантастики за ...1963-64 годы. Удивительно, но в этом парнишке я узнавал себя – увлеченного и искреннего, доверчивого и правдивого, ещё не познавшего ни разочарований, ни предательства, ни подлости, ещё умеющего мечтать...

                Виталий Алексеев, 11 апреля 2014г.

   
      


Рецензии