Этика чтения

Проблема чтения - это не проблема того, что люди и дети, в частности, стали меньше читать художественную литературу на бумажном носителе, а того, что люди стали читать "что попало", не успевая осмыслить и  самостоятельно интерпретировать прочитанное.
Сегодняшний поток информации настолько интенсивен, что на художественную литературу, где есть место индивидуальному достраиванию образа, не хватает ни времени, ни сил. В результате растёт прагматичное поколение, которое пользуется готовыми идейными и образными клише, не предполагающими размышления и фантазии .
Вот в этом главная проблема - в появлении миллионов людей, которые, с одной стороны, перегружены информацией, а с другой - не способны видеть оттенки, ощущать нюансы, фантазировать, верить и...думать.
А ещё того страшнее, что у многих возникает зависимость от разнообразных гаджетов, от Интернета, как источника получения знаний и образов. Оторвать многих из нас от монитора компьютера, от социальной сети, и с нами будет не о чем говорить, не о чем молчать. Мы окажемся, как процессоры без жесткого диска. Эрудиция, как качество знания, становится не нужной. А потому и знание становится сиюминутным: если нужно о чем-либо узнать - можно погуглить, заучить несколько строк, сдать экзамен и... тут же забыть об этом навсегда.
Процесс во многом необратимый: как нельзя вернуть мореплавание к эпохе парусов, так невозможно вернуть людей к эпохе бумажной книги. Она уходит в прошлое. Кроме развития информационных технологий, есть и еще и другой фактор: из-за потока информации о том, что делается во всей стране, в соседних странах, в мире мы свою индивидуально проживаемую жизнь не отделяем от всей "мировой скорби".  Любые новости мы немедленно встраиваем в память личного опыта. Если что-то видел по телевизору или в Ютюбе - это становится равнозначным тому, что увидел сам.  И это разнообразие квази-опыта становится более интересным, чем самые захватывающие литературные сюжеты.
Просто сесть и почитать бумажную книжку сегодня - это требует усилия. И значит - стимулирования. Это стимулирование получается, например, через экранизацию художественных произведений. Так, например, с каждым выходом фильма по какой-то книг, наблюдается и рост интереса к  чтению самой книги.
И ещё большую роль играют социальные сети. Здесь можно выбрать круг сетевых друзей  и получить ссылки на произведения, в том числе литературные, которые попадают в поле внимания твоих современников. Это такое взаимное стимулирование чтения, которое становится не просто развлечением и просвещением, а трансляцией смыслов, похожим на мгновенный обмен впечатлениями от прочтения обычной книжки где-нибудь на кухне. Только тут кухней становится глобальная сеть.
Это захватывающе, хотя и требует отдельной этики. Вот обучение этой этике, видимо, и должно в будущем стать делом учителей по литературе и библиотекарей. Поскольку научить кого-то читать в прежнем смысле этого слова становится всё труднее, а порой и невозможно.


Рецензии