Содержание этики

    ЭТИКА И ЭТОЛОГИЯ

17. Содержание этики

Каждый должен потеснить зло в самом себе. (Солженицын)

Ничего не бывает мучительнее того, когда оказываешься худшим, чем мог ожидать от себя. (Петкевич)

Все мы становимся чуточку ближе к святости, когда делаем вид, что мы лучше, чем на самом деле. (Паркинсон)

Начиная со знаменитой работы "Мораль и оружие в мире животных", Конрад Лоренц и другие этологи показали, что животные имеют выработанные в ходе длительной эволюции врожденные (передаваемые с генами, инстинктивные) запреты совершать некоторые действия в отношении других особей. Среди них такие, как "не убивай в гневе", "не бей признавшего тебя сильнее себя", "не причиняй ущерба детенышам", "не покушайся на чужие территории, самок, собственность" и т.п. (Дольник)

Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения. Вообразили, что время, когда следовали внушениям нравственного чутья, миновало, что теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, всем навязанными представлениями. (Пастернак)

Всегда на одного склонного к добру приходилось двое-трое уклонных; но добро и зло отличались, имели собственный четкий образ; не говорили: зло это обратная сторона добра. Раньше человека оценивали по способности чувствовать как свое собственное чужое страдание; ныне уже тот хороший человек, кто не делает зла, кто без спросу ни во что не вмешивается. (Распутин)

Веками выверенная смена пищи, периодические "разгрузки" в сочетании с психологической ритмичностью делали человека более спокойным и устойчивым по отношению к невзгодам.(Белов)

Я не против рок-музыки, попсы и пр. Пусть - раз слушают, ходят и платят деньги. Но нужно, чтоб хоть иногда кто-нибудь говорил: всё это к тому, что называется искусством, не имеет никакого отношения, это другое. И об этом надо говорить спокойно и неоскорбительно. (Чудаков)

Задача человека - прожить собственную, а не навязанную или предписанную жизнь. (Бродский)

Разговоры о политическом зле развращают своей легкостью, легко обретаемым ощущением правоты. Их соблазн сходен с соблазном социального реформаторства. (Бродский)

Нужно делать только то, что мы хотим, а хотеть только хорошего. (Насимович)

Следует смеяться и философствовать и в то же время заниматься хозяйством и пользоваться всеми остальными способностями. (Эпикур)

Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо. (Эпикур)

Тот, кто прям сердцем и кто питает по отношению к другим те же чувства, что и по отношению к себе, не уклоняется от нравственного закона, от долга, предписанного человеку разумной природой; он не делает другим того, чего не желает, чтоб ему делали. (Конфуций)

Если учение Будды свести к двум основным положениям, то они будут звучать так. Первое: "Если можешь помочь другим людям, другим живым существам, непременно помогай. Если не можешь, то хотя бы не наноси вреда". И почему мы должны поступать так? Потому что, и это вторая основополагающая мысль буддийской философии, все явления в мире взаимосвязаны. В силу взаимозависимости и существования закона причинно-следственной связи, если вы наносите ущерб живым существам, то в конечном итоге, страдаете вы сами. Если же вы помогаете им, несете им счастье, мир и покой, то затем вы сами обретете счастье. (Далай-лама XIV)

По существу всё учение Будды есть ответ на один вопрос: как достичь нирваны. Необходимым средством для этого служит восьмеричный путь или постепенная трансформация психологии адепта. Первая ступень - правильные взгляды - означает постижение четырех благородных истин. Осознание их приводит человека к правильному стремлению, т.е. желанию достичь нирваны. Внешне вступление на путь совершенствования выражается в правильной речи (воздержание от лжи), правильном поведении (ненанесении вреда живым существам), правильном образе жизни (добывание пропитания честным путем). Внутренние изменения: правильное усилие (контроль за состоянием психики, недопущение эгоистических помыслов) и правильное направление мысли (не должно думать: "это я, это мое"). Путь завершается правильным сосредоточением (достижение полной отрешенности от мира и избавления от желаний). Всё, что не способствует достижению нирваны, не должно быть объектом сосредоточения. (Бонгард-Левин)

Эта истина передавалась людям с самых древних времен и Буддой, и Исайей, и Лао-цзы, и Сократом, и особенно ясно и несомненно передана нам Иисусом Христом и предшественником его Иоанном Крестителем. Иоанн Креститель на вопрос людей "Что нам делать?" - отвечал: "У кого две одежды, тот дай тому, у кого нет, и у кого есть пища, делай то же". То же и еще с большею ясностью и много раз говорил Христос. Он говорил: "Блаженны нищие, и горе богатым", он говорил, что нельзя служить Богу и мамону, он запретил ученикам брать не только деньги, но две одежды, он сказал богатому юноше, что он не может войти в Царствие Божие потому, что он богат, и что легче верблюду войти в ушко иглы, чем богатому - в Царство Божие; он сказал, что тот, кто не оставит всего: и дома, и детей, и полей, для того чтобы идти за ним, тот не его ученик; он сказал притчу о богатом, ничего не делавшем дурного, как и наши богатые, но только хорошо одевавшемся и сладко евшем и пившем, и погубившем этим только свою душу, и о нищем Лазаре, ничего не сделавшем хорошего, но спасшемся только оттого, что он был нищий. (Толстой)

Есть индейская сказка о том, что человек уронил жемчужину в море, и чтобы достать ее, взял ведро и стал черпать и вылевать на берег; он работал так не переставая, и на седьмой день морской дух испугался того, что человек осушит море, и принес ему жемчужину. (Толстой)

Самым большим мыслителям человечества почему-то никогда не удавалась положительная программа. Не потому ли, что положительная программа уже дана человечеству раз и навсегда? Это Евангелие. Надо понимать и разъяснять эту программу, и никакой другой не нужно. (Искандер)

Мир рушится там, где сделавший добро назойливо памятлив, а согретый добром впадает в беспамятство. (Искандер)

Без работы от души, с полной самоотдачей нет и не может быть духовно здорового человека. (Искандер)


Философы пришли к выводу, что нравственны две вещи: альтруизм и самосовершенствование. Некоторые признают нравственной только одну из них. Впрочем, можно пытаться свести одну к другой.

В вопросе о содержании этики возможны несколько подходов: можно выводить его из священных книг, можно считать, что нравственно то, что способствует наибольшему счастью наибольшего числа людей, либо то, что способствует выживанию человечества, либо, просто, то, что не вызывает угрызений совести или выглядит красиво. Замечательно, что столь разные подходы приводят приблизительно к одному и тому же.

Авторитет священных книг мировых религий утвердился в силу дарвиновских механизмов (из многочисленных текстов и еще более многочисленных их толкований утвердились немногие). Это сильный аргумент за то, что их рекомендации в наибольшей мере способствуют (по крайней мере, долгое время способствовали) выживанию человечества.

В рамках этики альтруизма первая ступень нравственного описывается Золотым Правилом. Оно выражает минимальный уровень нравственности, ниже которого не должен опускаться никто: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Опустить оба "не" в этой формуле было бы неправильно: это толкало бы к "медвежьим услугам". Ведь потребности у всех разные.

Из Золотого Правила следует: каждый человек свободен на столько, на сколько это не мешает свободе других. Люди необходимо создают разные организации, например, государство, ограничивающие свободу. Но эти ограничения можно признать допустимыми только когда они добровольны или когда неизбежны для охраны свободы других людей.

Общество не вправе требовать от человека больше, чем соблюдение Золотого Правила (например, требовать исполнения воинской повинности). Но сам человек вправе требовать от себя гораздо больше. Стремление к совершенствованию заложено в нас природой.

Достижение более высоких ступеней этики, чем Золотое Правило, требует самосовершенствования. Размышляй о смысле жизни; учись властвовать собой; ограничивай себя в удовольствиях.

Важно уметь видеть себя со стороны. И очевидно, альтруизм превратится в "медвежьи услуги" без умения понять желания и потребности другого, т.е. без развитой способности к сочувствию. Неразмышляющий альтруизм может оказаться хуже эгоизма.

Самоограничение это и требование разума, сознавшего бессмысленность погони за тем, чего невозможно догнать, и требование нравственности, осуждающей не только приобретение благ, могущих понадобиться другим, но и трату сил на приобретение, на удовольствия. Требование самоограничения особенно актуально в наше время - время глобальной экологической катастрофы.

Требование гражданских добродетелей типа верности царю и отечеству имеет здоровое зерно, но очень гипертрофировано, потому что заинтересованные в нем всегда имеют самые благоприятные возможности для его внушения. Они стремятся не только поставить его в ровень с фундаментальными моральными заповедями, даже не только впереди их, но готовы для выполняющих его отменить все требования морали.

Сексуальная мораль в основном может быть выведена из Золотого Правила и из требования добровольного самоограничения. Понятно, почему эта часть морали занимает такое важное место (слово "аморалка" означает нарушение только этой части морали): она призвана регулировать самые сильные побуждения человека; ее цель - здоровое потомство и минимум конфликтов. Ее строгость объясняется тем, что в прежние времена мать-одиночка не могла самостоятельно прокормить ребенка. К счастью, общество пришло к пониманию недопустимости принуждать человека к чему-то, кроме соблюдения Золотого Правила.

Зависть побуждает нас делать плохо другим, но она побуждает и делать хорошо себе. Последнее и есть ее оправдание. Более чистый вид зависти - честолюбие: когда завидуют не собственности, а качествам или поступкам. Многие считают честолюбие полезным, т.к. оно побуждает совершенствоваться. Однако все достаточно глубокие этические учения не считают какую бы то ни было зависть благом, предпочитая ей более чистые побуждения.

Если существование государства, вообще, оправдано, то одно из главных его оправданий: государство сдерживает вредные для окружающих побуждения своих граждан. Наше "социалистическое" государство худо-бедно выполняло эту функцию в отношении других вредных побуждений, но не зависти: зависть оказалась самым сильным и самым живучим компонентом коммунистической морали.

Общественное мнение в нашей стране готово одобрить любое нарушение прав человека, если оно продиктовано общественной пользой. Прописка, воинская повинность, дурное обращение с заключенными и подследственными - к этому мы привыкли с младенчества, это кажется нам нормой. Верим: против "врагов народа" все средства хороши. Государство платит нам за эту веру тем, что заботится не только о своей безопасности и безопасности власть предержащих, но иногда и о нашей.

Мы не замечаем, что идем по узкой жердочке: споткнулся - тебя, вероятно, поддержат, но упал - по тебе пройдут и про тебя забудут. Попадись в лапы правосудия, которому лень искать настоящего преступника, или которое желает убрать тебя с дороги влиятельного лица, - и ты пропал. Или потерял свой социальный статус из-за продолжительной болезни - и тоже можешь пропасть. Наши тюрьмы, психушки, детские дома и дома престарелых - это наш позор. Но мы хотим верить в свою социальную защищенность и верим более-менее, по-страусиному не замечая изгоев, убеждая себя, что нас-то в тюрьму сажать не за что, да и сума почему-то минует. Ну а с преступниками чем хуже обращаться, тем лучше для непреступников - как мстит это заблуждение за свою бесчеловечность! Больше всего меня пугает в нашем обществе единодушие, с которым все осуждают гуманизм, якобы присущий нашему государству и проявляющийся в (!) отношении к преступникам и детям-инвалидам. Зато уж сколько крокодиловых слез проливается по поводу страданий пенсионеров и безработных, получающих слишком маленькие пособия.

В нашем обществе сложилось довольно странное представление о правах человека. Произнося эти слова, подразумевают не то, что никто не должен мешать человеку пользоваться своими правами, а то, что кто-то обязан ему эти права гарантировать. Всеобщий инфантилизм дошел до того, что от государства требуют не только исполнять свои полицейские функции, но и кормить, поить, одевать и обувать своих граждан. А тех, кто предпочитает кормить себя сам, считают жуликами и требуют от государства с ними расправляться.

Правильнее было бы говорить не о правах человека: какие уж права у столь хрупкого и быстротечного существа. Сможет ли человек жить, работать, отдыхать, выражать свои мысли - Божья воля. Но человек не вправе мешать другому человеку делать это. И никакая общественная необходимость, никакие высшие интересы не дают такого права. Так что правильнее говорить не о правах человека, а о безусловном отсутствии права лишать кого бы то ни было того, что ему дал Бог, и чего Бог может лишить в любую минуту.

Воинская повинность противоречит принципу "каждый свободен постольку, поскольку он не нарушает свободу других". Однако принадлежность к любой ассоциации людей может накладывать определенные обязанности; только эта принадлежность должна быть делом свободного выбора человека, и должна быть возможность этот выбор изменить.


Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью. (Дхамапада)

Легкомыслие - путь к смерти. Пусть мудрец стережет свою мысль. (Дхамапада)

Если странствующий не встретит подобного себе или лучшего, пусть он укрепится в одиночестве. С глупцом не бывает дружбы. (Дхамапада)

Глупцы поступают с собой как с врагами. (Дхамапада)

Мудрецы смиряют самих себя. Тронутые счастьем или горем, они не показывают ни того, ни другого. (Дхамапада)

Отказавшись от желаний, избавившись от собственности, пусть мудрец очистит свой ум от скверны. (Дхамапада)

Мудрые удаляются. Дома для них нет наслаждения. (Дхамапада)

Мудрые не делают запасов. (Дхамапада)

Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу человек, а другой победил бы одного себя, то именно этот другой - величайший победитель. (Дхамапада)

Один день жизни обладающего кипучей энергией лучше столетнего существования ленивого. (Дхамапада)

Если даже человек сделал зло, пусть не делает его снова и снова. (Дхамапада)

Если рука не ранена - можно нести яд в руке. Кто сам не делает зла не подвержен злу. (Дхамапада)

Нельзя ни убивать, ни принуждать к убийству. (Дхамапада)

Поставьте себя на место другого. (Дхамапада)

Если ты успокоился, подобно разбитому гонгу - ты достиг нирваны. (Дхамапада)

Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? (Дхамапада)

Смирение самого себя - трудно. (Дхамапада)

Мудрый давая радуется. (Дхамапада)

Неделанье зла, достижение добра, очищение своего ума - вот учение просветленных. (Дхамапада)

Полностью просветленный ученик радуется только уничтожению желаний. (Дхамапада)

Нет счастья, равного спокойствию. (Дхамапада)

Кто сдерживает пробудившийся гнев, как сошедшую с пути колесницу, того я называю колесничим; остальные просто держат вожжи. (Дхамапада)

Говори правду; не поддавайся гневу; если просят тебя, пусть о немногом, дай. (Дхамапада)

И не было, и не будет, и нет человека, который достоин только порицания или только похвал. (Дхамапада)

Остерегайся грехов тела. Остерегайся грехов слова. Остерегайся грехов ума. (Дхамапада)

Сотвори себе остров. Будь сдержан. Будь мудр. Борись энергично. (Дхамапада)

У кого зависть уничтожена - и днем, и ночью может достичь сосредоточенности. (Дхамапада)

Спокойного, свободного от ненависти, не знающего страха называют мудрым. (Дхамапада)

Ученики Гаутамы всегда бодрствуют. (Дхамапада)

Если что-либо должно быть сделано - делай с твердостью. Расслабленный странник больше поднимает пыли. (Дхамапада)

Укрощенный, который терпит оскорбления, - лучший из людей. (Дхамапада)

Если не найдешь разумного друга - иди один. (Дхамапада)

Уничтожение желаний побеждает печаль. (Дхамапада)

Нет размышления у того, кто не знает. Нет знания у того, кто не размышляет. (Дхамапада)

Бесчестие славному горше смерти. (Бхагавадгита)

Нерешительных мысли нескончаемы и многоветвисты. (Бхагавадгита)

На дело направь усилья, о плодах не заботясь; да не будет плод дела твоим побужденьем. Но и бездействию не предавайся. (Бхагавадгита)

Дело значительно ниже, чем йога мудрости. (Бхагавадгита)

Кто все желанья сердца отбросил, найдя в самом себе радость, тот именуется стойким в познаньи. Кто в беде не колеблется сердцем, кто угасил жажду счастья, отрешенный от страсти, страха и гнева, стойкий духом - называется муни. Кто ни к чему не стремится, с приятным и неприятным встречаясь, не ненавидит и не вожделеет - стойко того сознанье. Как черепаха вбирает члены, так он отвлекает чувства от их предметов. (Бхагавадгита)

Для отрешенного человека исчезают предметы, не вкус к ним; для узревшего высшее и вкус исчезает. Ведь бурные чувства насильно увлекают сердце даже прозорливого подвижника. (Бхагавадгита)

У того, кто о предметах помышляет, привязанность к ним возникает; привязанность рождает желанье; желанье рождает гнев; гнев приводит к заблужденью; заблужденье помрачает память; от этого гибнет сознанье; если сознанье гибнет - человек погибает. (Бхагавадгита)

Кто странствует, все вожделенья покинув, отрешась от влечений, беспечальный, от себялюбья свободный, тот достигает покоя. (Бхагавадгита)

Дела, совершенные не ради жертвы, - оковы для мира. (Бхагавадгита)

Знающий да не смущает невежд, привязанных к делу. Сам действуя ради высшего, их да оставит наслаждаться делами. (Бхагавадгита)

Свой долг, хотя бы несовершенный, лучше хорошо исполненного, но чужого. (Бхагавадгита)

Нет очистителя, равного мудрости. (Бхагавадгита)

Кто сам себя победил, тот сам себе союзник; кто собой не владеет, тот себе враг. (Бхагавадгита)

Знания лучше упражнений; размышление лучше знаний; отречение от плодов действий лучше размышления. (Бхагавадгита)

Без ненависти, сострадательный, милосердный, без собственности, без самости, равный в горе и радости, терпеливый, всегда довольный, самообузданный, твердый в решениях, вручивший мне [Кришне] сердце и разум - мне дорог. Пред кем не робеют люди, кто пред людьми не робеет, кто свободен от радости, нетерпенья, страха, волненья - мне дорог. Сосредоточенный, решительный, хладнокровный, неунывающий, чистый, покинувший все начинания, чтущий меня - мне дорог. Кто не радуется, не ненавидит, не тоскует, не вожделеет, хорошее и дурное покинул, благоговейный - мне дорог. Равный к недругу и другу, равнодушный к бесчестью и славе, к холоду и жару, к приятному и неприятному, свободный от связей, равнодушный к хвале и порицанью, молчаливый, всегда довольный, бездомный, стойкий в помыслах, благоговейный - мне дорог. (Бхагавадгита)

Смирение, искренность, честность, невреждение, терпение, почитание учителя, чистота, самообладание, стойкость, отвращение от предметов чувств, свобода от себялюбия, понимание бедственности рождения, болезни, старости и смерти, отрешенность, непривязанность к сыну, жене и дому, в желанных и нежеланных событиях постоянная уравновешенность мысли, безраздельное почитание меня [Кришны] неуклонной йогой, отсутствие влечения к людскому обществу, пребывание в уединенном месте, стойкость в познании высшего атмана, постижение цели истинного знания - это называется знанием. (Бхагавадгита)

Кто видит, что высший господь равно во всех существах пребывает, непреходящий в преходящем, - тот воистину видит. (Бхагавадгита)

Бесстрашие, душевная чистота, стойкость в познании и йоге, щедрость, самообладание, жертвенность, приношение жертв, подвижничество, прямота, прилежание, невреждение, правдивость, отрешенность, умиротворенность, бесхитростность, безгневность, сострадание ко всем существам, неалчность, мягкость, постоянство, ровность, терпеливость, бодрость, стойкость, чистота, незлобивость, отсутствие самомнения - участь рожденных для божественной жизни. (Бхагавадгита)

Трояки врата преисподней: похоть, гнев, алчность. (Бхагавадгита)

Жертвы, дары и подвиги не следует оставлять. Но совершать эти действия подобает, оставив привязанность к плодам. (Бхагавадгита)

Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. (Библия)

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Библия)

Не хлебом одним будет сыт человек, но всяким словом, исходящим из уст божих. Не искушай господа Бога твоего. Богу поклоняйся, ему одному служи. (Евангелие)

Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. (Евангелие)

Сказано древними: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А я говорю, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним. Сказано древними: не прелюбодействуй. А я говорю, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, то вырви его и брось от себя. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А я говорю: кто разведется с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать. И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Сказано древними: не преступай клятвы, но исполняй пред господом клятвы твои. А я говорю: не клянись вовсе. Сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю: не противься злому; но кто ударит тебя в правую щеку твою - обрати к нему другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку - отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще - иди с ним два. Просящему у тебя дай, а от хотящего занять у тебя не отвращайся. Сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас. (Евангелие)

Не творите милостыни ваши пред людьми, с тем чтобы они видели вас. Когда творишь милостыню, не труби пред собою. Когда молишься, зайди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись отцу твоему. Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо знает отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения. (Евангелие)

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам отец ваш небесный; и если не будете прощать людям согрешения их, то и отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Евангелие)

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. (Евангелие)

Никто не может служить двум господам. Не можете служить Богу и богатству. (Евангелие)

Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Ищите же прежде царства Божия и правды его, и это всё приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем. (Евангелие)

Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Евангелие)

Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь. (Евангелие)

Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. (Евангелие)

Ходите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут им, потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их. (Евангелие)

Берегитесь лжепророков. По плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий мне: "господи, господи," - войдет в царство небесное, но исполняющий волю отца моего небесного. (Евангелие)

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Милости хочу, а не жертвы. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. (Евангелие)

Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания. (Евангелие)

Когда будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать. Не бойтесь, убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в гиене. (Евангелие)

Враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более меня, не достоин меня. (Евангелие)

Иго мое - благо, бремя мое легко. (Евангелие)

В субботу можно делать добро. (Евангелие)

За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. (Евангелие)

Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет. (Евангелие)

Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной. (Евангелие)

Кто хочет душу свою сберечь, потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради меня, обретет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Евангелие)

Если не будете как дети, не войдете в царство небесное. Кто умалится, как дитя, тот и больше в царстве небесном. Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили. Надо придти соблазну, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. (Евангелие)

Согрешающему брату прощать не до семи раз, но до семижды семидесяти раз. (Евангелие)

Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, люби ближнего как самого себя, Если хочешь быть совершенным, продай имение твое и раздай нищим. Трудно войти богатому в царство небесное. (Евангелие)

Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой. (Евангелие)

Возлюби господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоей и всем разумением твоим - сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. (Евангелие)

Не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель - Христос, вы же все - братья. И отцом себе не называйте на земле никого, ибо один у вас отец - который на небесах. (Евангелие)

Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (Евангелие)

Если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. (Евангелие)

Так, как вы сделали одному из братьев моих меньших, то сделали мне. (Евангелие)

Взявшие меч мечом погибнут. (Евангелие)

У кого две одежды, тот дай одну неимущему; и у кого есть пища, делай то же. Мытари, ничего не требуйте более определенного вам. Воины, никого не обижайте. Не клевещите; довольствуйтесь своим жалованьем. (Евангелие)

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть царство божее. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат, и будут вас поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное за сына человеческого - возрадуетесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую. Отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Будьте милосерды, как и отец ваш милосерд. Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете; давайте и дастся вам; какою мерою мерите, такою отмерится и вам. (Евангелие)

Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. (Евангелие)

Не придет царство божее приметным образом, и не скажут: вот оно здесь, или: вот там. Ибо вот царство божее внутри вас есть. (Евангелие)

Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Бодрствуйте во всякое время и молитесь. (Евангелие)

Всякий, делающий грех, есть раб греха. (Евангелие)

Угодно святому духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого: воздерживайтесь от идоложертвенного и крови, и удавленены, и блуда, и не делайте другим того, чего себе не хотите. (Деяния апостолов)

Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Трудясь, надобно поддерживать слабых. Блаженны давать, нежели принимать. (Деяния апостолов)

Ради родителей следует жертвовать счастьем и всеми удовольствиями. (Ганди)

Для чистой любви нет ничего невозможного. (Ганди)

Многочисленные примеры убедили меня, что Бог неизменно спасает тех, кто чист в своих побуждениях. (Ганди)

Истиная дружба есть родство душ, редко встречающееся в этом мире. Дружба может быть длительной и ценной только между одинаковыми натурами. Необходимо избегать слишком большой близости; человек гораздо быстрее воспринимает порок, чем добродетель. А тот, кто хочет быть в дружбе с Богом, должен оставаться одиноким или сделать своими друзьями всех. (Ганди)

С чисто этической точки зрения желание равносильно действию. (Ганди)

Мораль - основа всех вещей, а истина - сущность морали. (Ганди)

В одной сказке говорится, что отшельник взял кошку, чтобы ловить крыс, потом корову, чтобы поить кошку молоком, потом человека, чтобы ухаживать за коровой. (Ганди)

Пусть каждый молодой человек возьмет себе за правило подсчитывать все свои доходы и расходы. (Ганди)

Превосходство человека над низшими животными вовсе не означает, что последние должны стать жертвами первых, наоборот, высшие существа должны защищать низшие. Кроме того, человек ест не ради удовольствия, а чтобы жить. Некоторые авторы делают вывод, что сама физическая организация человека свидетельствует, что он - сыроядное животное и не должен употреблять пищу в вареном виде; он должен питаться вначале только материнским молоком, а когда у него появятся зубы, перейти к твердой пище. Вегетарианская пища самая дешевая. (Ганди)

Я считаю методы искусственного контроля за рождаемостью опасными. (Ганди)

Молчание - один из признаков духовной дисциплины преверженца истины. Речь человека немногословного вряд ли будет лишена смысла: ведь он взвешивает каждое слово. Моя застенчивость - мой щит. (Ганди)

Флирт, пожалуй, необходим в Англии, т.к. здесь каждый молодой человек сам выбирает себе супругу. (Ганди)

Есть большая доля истины в том, что истинное познание невозможно без гуру. Несовершенный учитель может быть терпим в мирских делах, но не в вопросах духовных. Необходимо всегда стремиться к самоусовершенствованию, ибо каждый получает такого гуру, какого заслуживает. (Ганди)

Я не ищу искупления за греховные поступки, я стараюсь освободиться от самого греха, или, скорее, от самой мысли о грехе. Пока я не достигну этой цели, я согласен не знать покоя. (Ганди)

Я то и дело слышал от купцов, что невозможна правдивость в коммерческих делах. Я этого мнения не разделял и не разделяю. (Ганди)

Мне доставляет наслаждение подчиняться внутреннему голосу, действовать же вопреки ему трудно и мучительно. (Ганди)

Верность истине научила меня высоко ценить прелесть компромисса. Дух компромисса представляет собой существенную часть сакьягракхи. (Ганди)

Для меня всегда было загадкой, как могут люди считать для себя почетным унижение ближнего. (Ганди)

В каждом хозяйстве нужен хороший слуга. Но я не представлял себе, что можно обращаться с кем бы то ни было как со слугой. Моим помощником, а также поваром был мой приятель, который стал членом семьи. Были у меня и конторские служащие, которые также столовались и жили вместе со мной. (Ганди)

Религия и мораль тождественны. (Ганди)

Авторы смрити особенно настаивали на необходимости соблюдать внутреннюю и внешнюю чистоту. (Ганди)

Служение без радости не помогает ни тому, кто служит, ни тому, кому служат. Но все другие удовольствия превращаются в ничто перед лицом служения, ставшего радостью. (Ганди)

Разве существуют препятствия, которых не устранила бы любовь. (Ганди)

Мы чувствуем себя гораздо свободнее, когда не обременяем себя мишурой цивилизации. (Ганди)

Я изменил свое мнение о пользе постоянных фондов для общественных учреждений. Теперь, опираясь на большой опыт руководства различными общественными организациями, я пришел к твердому убеждению, что общественным организациям не следует иметь постоянных фондов. Такие фонды становятся источником морального разложения организации. Общественные организации создаются при поддержке и на средства общественности, когда они утрачивают такую поддержку, то утрачивают и право на существование. Между тем организации, функционирующие за счет постоянных фондов, нередко игнорируют общественное мнение и часто ответственны за действия, противоречащие интересам общественности. (Ганди)

Малолетние дети не должны расставаться со своими родителями. Воспитание, которое естественно прививается детям в хорошей семье, невозможно получить в обстановке школьных общежитий. (Ганди)

Если бы я был лишен чувства собственного достоинства и стремился бы к тому, чтобы мои дети получили бы такое образование, которое не могут получить другие, то я, наверное, лишил бы их наглядного урока свободы и самоуважения, который я им преподал за счет общего образования. Когда приходится выбирать между свободой и учением, кто же станет отрицать, что свобода в тысячу раз предпочтительнее учения. (Ганди)

Для правильного воспитания детей родители должны обладать общими познаниями по уходу за ними. (Ганди)

Ребенок никогда уже не научится тому, что он приобретает в течение первых пяти лет. (Ганди)

Воспитание детей начинается с зачатья. (Ганди)

На ребенке отражается физическое и духовное состояние родителей в момент зачатья. Затем в период беременности ребенок находится под влиянием настроений матери, ее желаний и характера, также как ее образа жизни. После рождения ребенок начинает подражать родителям, и в течение многих лет его развитие всецело зависит от них. (Ганди)

Думать, что половой акт - самостоятельная функция, в такой же мере необходимая, как сон и еда - величайшее невежество. Существование мира зависит от акта рождения; а поскольку мир является ареной деятельности Бога и отражением его славы, рождаемость должна контролироваться для надлежащего развития мира. Тот, кто отдает себе в этом отчет, сумеет сдержать свое вожделение во что бы то ни стало, вооружится знаниями, необходимыми для обеспечения своим потомкам физического, духовного и морального здоровья. (Ганди)

Деторождение и постоянная забота о детях несовместимы со служением обществу. (Ганди)

Отказываясь принять обет, человек вводит себя в искушение. (Ганди)

Мне удавалось с большим или меньшим успехом проводить в жизнь воздержание, но чувство свободы и радости, появившееся после того, как я дал обет, я никогда не испытывал до 1906 года. До этого я постоянно опасался победы соблазна; теперь обет стал верной защитой от него. (Ганди)

Пища брахмачарьи должна быть необильной, простой, без пряностей и, по возможности, не вареной. Идеальная пища для брахмачарьи - свежие фрукты и орехи. При такой пище я был совершенно свободен от страстей. Молоко затрудняет соблюдение брахмачарьи. Однако не следует делать вывод, что все брахмачарьи должны отказаться от молока. (Ганди)

Истина подобна огромному дереву, которое приносит тем больше плодов, чем больше за ним ухаживают. Чем более глубокие поиски в кладезе истины будете вы производить, тем больше зарытых там сокровищ откроется вам. Они обличены в форму многообразных возможностей служения обществу. (Ганди)

Жизнь должна быть отдана служению обществу, и само это служение есть награда. (Ганди)

Я призывал всех бороться против увлечения драгоценностями. (Ганди)

Человек, посвятивший себя служению обществу, не должен принимать дорогих подарков. (Ганди)

Независимо от того, сколько работы у человека, он должен найти время для физических упражнений, как он находит его для еды. Физические упражнения не только не уменьшают работоспособность, но, наоборот, увеличивают ее. (Ганди)

Я решительный противник того, чтобы подавать милостыню здоровым людям. (Ганди)

Для меня жизнь ягненка не менее драгоценна, чем жизнь человеческого существа, и я не согласился бы отнять жизнь у ягненка ради человеческого тела. Чем беспомощнее существо, тем больше у него прав расчитывать на защиту со стороны человека от человеческой жестокости. (Ганди)

Человек не должен есть мясо, яйца и т.п.. Следует ограничивать себя и в той пище, которая поддерживает в нас жизнь. Даже ради самой жизни не следует совершать определенных поступков. (Ганди)

Я приучил себя к неопределенности в жизни. Не следует ожидать чего-то определенного в этом мире, где всё кроме Бога, который есть истина, неопределенно. (Ганди)

Страхование жизни равносильно страху и неверию в Бога. (Ганди)

Я понял, что учение Гиты о нестяжательстве означает, что тот, кто желает спасения, должен действовать подобно доверенному лицу, которое, хотя и распоряжается большим имуществом, не считает ни одной части его своей собственностью. (Ганди)

В 999 случаев из 1000 можно вылечиться с помощью правильной диеты, лечением водой и землей и тому подобными домашними средствами. (Ганди)

Я благодарен Богу за свои болезни, являющиеся для меня жизненным уроком. (Ганди)

Человек и его поступок - вещи разные. В то время, как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной - осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания. Возненавидь грех, но не грешника - правило, которое редко осуществляется на деле, хотя всем понятно. Вот почему яд ненависти растекается по всему миру. (Ганди)

Ахимса [ненасилие] - основа для поисков истины. (Ганди)

Однажды начатое дело нельзя бросить, если только оно не окажется нравственно вредным. (Ганди)

Я верю, и вера моя подтверждена опытом, что если сердце человека чисто, он всегда найдет нужных людей и нужные средства для борьбы с бедствием. (Ганди)

Основные положения книги Раскина сводятся к следующему: 1) благо отдельного человека содержится в благе всех; 2) работа юриста имеет одинаковую ценность с работой парикмахера, поскольку у всех одинаковое право зарабатывать трудом себе на пропитание; 3) жить стоит только трудовой жизнью, т.е. жизнью земледельца или ремесленника. (Ганди)

Когда есть обоюдное сердечное влечение, не следует откладывать свадьбу из-за одних лишь финансовых соображений. (Ганди)

Различие между однородными и разнородными семьями мнимое. (Ганди)

Индийцы, которые учат детей с младенческого возраста думать и говорить по-английски, тем самым предают и своих детей, и свою родину. Они лишают детей духовного и социального наследия нации и делают их менее способными служить родине. (Ганди)

Человек является человеком потому, что способен к самоограничению. (Ганди)

Истиный брахмачарья даже не думает об удовлетворении плотского влечения. Не сомневаюсь, что существует ключ, которым можно запереть нежелательные мысли, но этот ключ каждый должен подобрать для себя сам. (Ганди)

Невозможно добиться полного господства над мыслями, не положившись всецело на милость божью. (Ганди)

Не следует много говорить о вкусовых ощущениях. Есть надо не чтобы усладить вкус, а для поддержания основных жизненных функций организма. (Ганди)

Навязанные запрещения редко достигают цели, но когда сам налагаешь их на себя, они несомненно благотворны. (Ганди)

Для человеческой души полезно любое самоограничение. (Ганди)

Постом нельзя очистить преисполненную грязных намерений душу. Похотливость нельзя искоренить иначе, как путем упорного самоанализа, посвящения себя Богу и, наконец, молитвой. Однако между душой и телом существует тесная связь. (Ганди)

Тот, кто пренебрегает ограничениями в пище и постами, так же глубоко заблуждается, как и тот, кто полагается только на них. (Ганди)

Всегда полезно присоединиться к другим в любом акте самоотречения. (Ганди)

Некоторые мои друзья обнаружили, что следствием поста является возбуждение животной страсти и развитие чревоугодия. Пост бесполезен, если он не сопровождается постоянным стремлением к самоограничению. (Ганди)

Если физический пост не сопровождается духовным, он обязательно превратится в лицемерие и приведет к беде. (Ганди)

В идеальных условиях правильное образование могут дать только родители, а помощь со стороны должна быть сведена к минимуму. (Ганди)

Я всегда отводил первое место воспитанию души или формированию характера. Формирование характера - первооснова воспитания; если эта основа будет заложена прочно, то дети сами или с помощью друзей научатся всему остальному. (Ганди)

Развить дух значит сформировать характер и подготовить человека к работе в направлении познания Бога и самопознания. Любое обучение без воспитания духа не принесет пользу и может даже оказаться вредным. (Ганди)

Мне известен предрассудок, что самопознание возможно лишь на четвертой ступени жизни, т.е. на ступени саньяса - самоотречения. (Ганди)

Не при помощи книг надо воспитывать дух. Подобно тому, как для физического воспитания необходимы физические упражнения, а для умственного - упражнения ума, воспитание духа возможно только путем упражнений духа. (Ганди)

Учитель своим образом жизни может воздействовать на дух учеников, даже если живет за несколько миль от них. Будь я лжецом, все мои попытки научить мальчиков говорить правду потерпели бы крах. Трусливый учитель никогда не сделает своих учеников храбрыми; а человек, чуждый самоограничения, никогда не научит учеников ценить благотворность самоограничения. (Ганди)

Если обучать хороших детей вместе с плохими и позволить хорошим детям общаться с плохими, то они ничего не потеряют, при условии, что опыт будет проводиться под неослабным надзором родителей и воспитателей. (Ганди)

На пути к истине естественно исчезают гнев, ненависть, эгоизм и т.п., иначе истина была бы недостижима. Человек, который руководствуется страстью, может иметь вполне благие намерения, может быть правдив на словах, но он никогда не познает истины. Истина означает полное освобождение от двойственности, как например, любовь и ненависть, счастье и несчастье. (Ганди)

Уж если я не хотел преследовать по суду нападавшего на меня, то еще меньше мне хотелось принимать участие в войне. Участие в войне несовместимо с принципом ахимсы. Но человеку не всегда дано с одинаковой ясностью представлять свой долг. (Ганди)

Пословица, гласящая, что живое живет за счет живого, таит в себе глубокий смысл: человек не живет ни минуты без того, чтобы сознательно или бессознательно не совершать внешней химсы. Поэтому преверженец ахимсы будет предан своей вере лишь в том случае, если в основе всех его поступков лежит сострадание. Он будет становиться всё воздержаннее, сострадательнее, хотя никогда полностью не освободится от внешней химсы. (Ганди)

Ахимса представляет собой единство всей жизни вообще; ошибка, совершенная одним человеком, не может не иметь последствий для всех. Пока человек - член общества, он не может не участвовать в химсе, которую порождает само существование общества. (Ганди)

Кто добровольно пошел на службу в шайку разбойников возчиком, сторожем или сиделкой, виновен в разбое, как и сами разбойники. (Ганди)

Преверженец истины в любой момент должен быть готов к тому, чтобы исправиться, и обнаружив, что ошибся, должен во что бы то ни стало признать ошибку и искупить ее. (Ганди)

Я предупреждал каждого клиента, что не возьмусь за неправое дело. Можно быть юристом и не подвергать опасности истину. (Ганди)

В моей жизни главное - умерщвление плоти. Я поклялся во время пребывания в Индии не есть более пяти блюд в сутки и никогда не есть после наступления темноты. Я решил, что в случае болезни должен буду включить лекарства в число дозволенных пяти блюд. Думаю, что обет прибавил мне несколько лет жизни и спас от многих болезней. (Ганди)

Скромность перестанет быть скромностью, как только она станет предметом обета. Истинное значение скромности - самоотречение. Самоотречение есть мокша - спасение. Служение без скромности есть эгоизм и самомнение. (Ганди)

Если вести дело в его неполитических рамках, оно от этого только выиграет. Бескорыстная служба народу на любом поприще рано или поздно оказывается полезной для страны и в политическом отношении. (Ганди)

Филантропы вместо того, чтобы обеспечить людей работой, которая даст им хлеб, швыряют им милостыню. (Ганди)

Важно сочетать бесстрашие с вежливостью. Под вежливостью подразумевается не просто изысканность речи, а внутренняя кротость и желание добра противнику. (Ганди)

Только тот, кто рассматривает свои ошибки через увеличительное стекло, а чужие - через уменьшительное, способен постичь относительное значение того и другого. (Ганди)

Чтобы стать способным к проведению на практике гражданского неповиновения, человек должен прежде всего пройти школу добровольного и почтительного повиновения законам. (Ганди)

Честный человек не начнет воровать независимо от того, имеется закон, карающий за кражу или нет. Но этот же человек не будет чувствовать угрызений совести, если нарушит правило, запрещающее с наступлением темноты ездить на велосипеде без фонаря. Но любое обязательное предписание по этому поводу он будет соблюдать, чтобы за нарушение его избежать судебного преследования. Однако такое соблюдение закона не является добровольным, и не это требуется от сатьяграха. Сатьяграх повинуется законам сознательно и по доброй воле. Только человек, неукоснительно выполняющий законы общества, в состоянии следить, какие из них хороши и справедливы, а какие дурны и несправедливы. (Ганди)

Слияние со всем живущим на земле невозможно без самоочищения. (Ганди)

Очищение очень заразительно: самоочищение неизбежно ведет к очищению окружающих. (Ганди)

Пока человек по собственной воле не поставит себя на самое последнее место среди ближних, до тех пор нет для него спасения. (Ганди)

Ахимса есть самая последняя степень смирения. (Ганди)

Цивилизация это такое поведение, которое указывает человеку путь долга. Исполнение долга и соблюдение морали - взаимозаменяемые понятия. Соблюдать правила морали значит господствовать над своими мыслями и страстями. (Ганди)

Чем более мы потворствуем нашим страстям, тем более необузданными они становятся. Счастье это, главным образом, состояние ума. Не обязательно человек счастлив, когда он богат, или несчастен, когда он беден. (Ганди)

Дело не в том, что мы не знали, как изобрести машины, но наши предки знали, что если мы будем к этому стремиться, то станем рабами. Наше счастье и здоровье в должном использовании рук и ног. Большие города это западня и бесполезная обуза. (Ганди)

Необходимо осознать, что машины приносят вред. Поняв это, мы сумеем постепенно отделаться от них. (Ганди)

Я называю революционеров заблудшими, а потому и опасными патриотами. Я назвал бы и собственного сына заблуждающейся и опасной сиделкой, если бы из-за своего незнания или слепой любви он боролся бы, рискуя жизнью, с врачами, чье лечение безусловно причиняло мне вред, но которого я не мог избежать из-за отсутствия силы воли или способностей. (Ганди)

Часто трусость принимают по ошибке за ненасилие. (Ганди)

Дело свободы превращается в насмешку, если за него приходится платить полным уничтожением всех тех, кто должен этой свободой пользоваться. (Ганди)

Когда человек имеет больше, чем ему отпущено, он становится опекуном этого излишка во имя всех людей. (Ганди)

Физическому воспитанию должно уделять не меньше внимания, чем умственному. (Ганди)

Лучшее побуждение к деятельности - не "возлюби ближнего как самого себя" (ибо это невозможно), а "заслужи любовь ближнего". (Селье)

В межличностных отношениях существует три тактики: 1) синтоксическая (враг игнорируется, делается попытка сосуществовать с ним, не нападая), 2) кататоксическая (ведущая к бою), 3) бегство - уход от врага без попыток сосуществовать с ним или уничтожить его. (Селье)

Есть два способа выживания: борьба и адаптация. (Селье)

Главная особенность раковой опухоли - забота клеток только о себе. (Селье)

"Возлюби ближнего как самого себя", "поступай с другими так же, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой" - чтобы следовать этой заповеди, надо было верить в ее происхождение от Бога. (Селье)

Стремление к незаменимости - лучший способ приобрести любовь и ощущение цели. (Селье)

Важнее денег и карьеры - совершенствовать себя. (Селье)

Невозможность достичь абсолютного совершенства, т.е. приобрести всеобщую безраздельную любовь, оставляет неограниченный простор для совершенствования. (Селье)

Люди, и все живые существа - братья. (Селье)

Не заводите дружбы с бешеной собакой. Признайте, что совершенство невозможно, но стремитесь к нему. Напыщенная искусственность вызывает неприязнь. В любой ситуации подумайте сначала, стоит ли сражаться. Старайтесь забыть о тягостном. После поражения вспомните о былых успехах. Не откладывайте неприятное дело. (Селье)

Действительность сложнее простых правил: делай то-то, не делай того-то. Человек не машина, которую можно программировать. (Померанц)

Ни одна заповедь не действительна во всех без исключения случаях; заповедь сталкивается с заповедью - и неизвестно какой следовать, и никакие правила не действительны без постоянной проверки сердцем, без способности решать, когда какое правило старше. И даже сердце не дает надежного совета в запутанном случае, и тогда решает любовь. (Померанц)

нравственность нельзя свести к заповедям, жизнь бесконечно сложнее любых правил, и дело личности (если имеется налицо личность) - найти свое собственное решение, прислушиваясь к своему собственному демону. (Померанц)

Счастье дается только тем, кто не перегружен целями, заботами, кто вышвырнул их вон и поплыл по реке жизни. "Если не будете, как дети, не войдете в царство". (Померанц)

Есть два противоположных греха: не делать никакого усилия подняться - и доходить до самоистязания, до изуверства. Первый грех связан с чрезмерным доверием к естеству. Второй - с недоверием, с мрачной подозрительностью к природе. Все естественное кажется темным, низким, кишащим бесами; все не святое - прямо бесовским. (Померанц)

Собственное страдание от страдания другого заложено в нас Богом; и эта пружина не дает нам стать демонами; беда, если вера в святость и справедливость Идеи парализует жалость. (Померанц)

Каждый раз, когда мы гневаемся, мы грешим. Это одно из неразрешимых нравственных противоречий. Нельзя не гневаться на мерзость и нельзя гневаться. Каждый выходит из этого, как умеет, с большим или меньшим ущербом для своей бессмертной души. (Померанц)

Как ни страшно любое насилие, еще страшнее насилие "по совести": "нравственно то, что полезно революции". (Померанц)

Человек теряет путь в собственную глубину, теряет потребность вглядываться в собственную глубину. Человек привыкает к жизни на поверхности. Чтобы вслушаться в глубину, надо приучиться жить в тишине, в созерцании. (Померанц)


Рецензии