Причины украинского раскола

— Именно то, что наиболее естественно, — заметил Бол–Кунац, — менее всего подобает человеку.
Виктор ощутил какой–то холод внутри. Какое–то беспокойство. Или даже страх. Словно в лицо ему расхохоталась кошка.
— Естественное всегда примитивно, — продолжал между прочим Бол–Кунац. — А человек — существо сложное, естественность ему не идет. Вы понимаете меня, господин Банев?
— Да, — сказал Виктор, — конечно…
Было нечто удивительно фальшивое в том, что он отечески держал руку на плече этого мальчишки, который не мальчишка. У него даже заныло в локте. Он осторожно убрал руку и сунул ее в карман.
— Сколько тебе лет? — спросил он.
— Четырнадцать, — рассеяно ответил Бол–Кунац.
бр. Стругацкие: «Гадкие лебеди».


Без предисловий объявлю главную причину развала любой многонациональной страны — это государственный национализм.

А теперь спокойненько разберёмся, о чём я.

Национализм — природное явление, основанное на ксенофобии, т.е. инстинктивной боязни всего чужого. В природе это неизбежность, залог выживания вида. И тут работают автоматические механизмы защиты. Близкородственные виды если случайно и скрещиваются, то их потомство бесплодно. Всем ясно, что иначе была бы не жизнь, а сплошной хаос.

Иное дело в современном человеческом обществе. У нас вместо инстинктов должны работать законы человеческого общежития. Когда–то этим занимались локальные религии, но они слишком различны и национальны. Религии явно не справляются с установлением всеобщего мира и согласия.

А вот светские государства Европы живут в мире и спокойствии.

Но поворачиваем ближе к заявленной теме.

Бытовой национализм есть везде. Хорошо ли, плохо — так есть. И даже неважно, сколько в государстве наций. Важно светское образование, вообще широта кругозора конкретной личности.
Мало ли людей, верующих во множество предрассудков? Но всё нормально, пока эти верующие не кидаются навязывать собственные предрассудки всей стране. Вот тогда частное бытовое перерастает в общегосударственное. А ушлые политики на том разделяют и властвуют.
Но опять всё более–менее тихо и спокойно, пока в стране царит диктатура верховной власти.

Вся загвоздка, что диктаторские режимы тоже плохо справляются с общественным мироустройством. Нет взаимосвязи между властью и её подданными. Но, пока подданным живётся материально сравнительно хорошо, — и особых проблем нет. А особенно хорошо бывает, когда не с чем сравнивать.
Но людей извечно тянет заглянуть за чужой забор.

Народ вечно недоволен властью, а власть — своим народом. И вот тут на арену выскакивает государственный национализм. Выскакивает и ускакивает, но на нужный период истинные проблемы страны забыты. И опять как бы все довольны. А кто не доволен, тот не патриот… И сказка про белого бычка.

Прежде перехода к конкретным украинским событиям упомянем послесоветскую Россию. В стране куча национальных образований — какой там может быть государственный национализм? Но прекрасно может и есть и, разумеется, он великорусский. Стоит посмотреть на состав Думы и послушать их заклинания.
И вовсю работает принцип национальной самоизоляции, что как нельзя лучше устраивает верхнюю власть. Всяк кулик своё болото хвалит, но не критикует соседнее.
И не заглядывайте через чужой забор!
Национальные верхушки договорились, как лучше пасти каждый народ. Так это и есть диктатура межнациональной властной вертикали.

Ну, Украина, наконец.

Сразу отметаю всю болтовню о возрождающемся там фашизме. Но национализм политико–государственный, безусловно, есть и был всегда, лишь эффективно скрывался тоталитарной властью.
Но, как только люди захотели демократии, тут–то оно всё и вылезло на поверхность.

В этой стране — почти напополам — две нации и, соответственно, два национализма. Объединить их демократически — нечего и стараться, как мы видим. Пресловутая проблема государственного языка, которая многим кажется пустяковой, и была бы таковой, если бы не теперешнее засилье в Верховной Раде вылезших — на волне общенародного недовольства прежней зажравшейся властью — украинских националистов. Им Единая Украина нужна не столько целостной, как одинаковой по-свойски. Они не согласны уступать ни пяди родненькой идеологии и не желают договариваться с противоположным лагерем. И тот отвечает тем же.

Нет диалога. Это два барана - лоб в лоб - над пропастью, куда тянут и всю страну.

Имперская Россия тут, естественно, своего не упустит, но главная опасность не в ней.
Опаснее всего, как всегда, человеческие темнота и глупость.

Что делать?
А многие украинцы — как граждане — и сами на вопрос отвечают:
— Срочно переизбирать  всех депутатов.

Ну, тут одним ответом не отделаешься. Да и людям этой страны предстоит самим избрать свою дальнейшую судьбу.


Рецензии