Непелевин. Снафф

Прочитав несколько десятков страниц книги В.Пелевина "Снафф", я вдруг поймал себя на мысли, что Виктор Пелевин умер. Иначе чем объяснить появление столь ужасающего текста — совершенно непелевинского?..

Были и раньше у Мастера работы — скажем так, не дотягивающие до "Чапаев и Пустота" — роман "Числа", к примеру.  Проскальзывали в его книгах и мат, и разные похабности. И женоненавистничество, конечно же, присутствовало. В "Снаффе" тоже есть мат, пошлость без всякой меры и патологическая ненависть к бабам. Проблема в том, что нет всего остального — чем, собственно, Пелевин отличался от других писателей - буйной фантазии, пронизанной единой философской доктриной (нет никакого иного материального мира, чем тот, который существует в нашей голове). В "Снаффе" философией и не пахнет (ну, может в самой концовке есть нечто похожее), а при формальном наличии фантазийной составляющей (в книге изображается некое наше будущее) собственно специфических пелевинских выдумок как раз и нет. Пошленький романчик в стиле фэнтези. И это, однозначно, не Пелевин.

Но кто тогда автор и где сам Пелевин? Зная, что мания величия — это второе имя Пелевина, невозможно предположить, что живой и находящийся в здравом уме и твердой памяти писатель дал бы свое имя, чтобы украсить обложку книги, написанной неизвестным литературным негром. Остается предположить, что Виктор Пелевин умер или превратился в овощ, а его издательство, не желающее терять доходы от издания книг одной из самых крупных "дойных коров" из современных русских писателей, просто сделало вид, что Пелевин жив и успешно трудится на благо родного издательства. Капиталисты! - Что с них возьмешь? — Они и маму родную зарежут ради прибыли, а уж скрыть смерть ни с кем не общающегося затворника — для них проще простого. Для написания "Снаффа" они, скорее всего, нашли какого-то бывшего пэтэушника, не совсем бесталанного, разумеется, но который не представляет как можно писать для какой-то иной аудитории, чем его бывшие однокашники. Этим людям такой текст наверняка понравится (если они вообще читают какие-то тексты), а вот поклонникам Пелевина остается только плеваться и жалеть свои деньги, потраченные на эту чепуху.

Когда скончался наш лучший писатель конца 20 века? - Вероятно в 2011 году. В конце 2010 года был выпущен однозначно пелевинский сборник "Ананасная вода для прекрасной дамы" — одна из лучших его вещей. "Снафф" был издан в конце 2011-го. Между этими датами все и случилось. Возможно, что изначальная идея произведения все-таки была пелевинская, а вот во что роман превратили литературные негры (негр) — ни словами сказать, ни пером описать. Чтобы было похоже на Пелевина, авторы сей книжонки активно использовали его приемчики: употребление английских слов и выражений — в этой книге это происходит чаще всего без какого-либо смысла, а также похабщины и мата (тут они явно переборщили): мандалайка, ядерный холокостинг, спермоприемник.

Наверное, эти "негры" гордятся тем, что привычные нам слова и выражения они использовали в своем мире будущего совсем в ином смысле (мрачные правозащитники (т.е. бандиты), ГУЛАГ, орки), а также придумали новые слова, которых нет в русском языке: пупарасы, моторенваген, офшары, уркаган, Уркаина. Собственно, из книги запоминается как раз вот эта немудреная лексика, а не некая идея произведения (которой нет), не рассуждения автора о женщинах (их много, но все это мог бы сказать о женщинах и ваш сосед — безработный алкоголик) и не герои, которые по большому счету представляют из себя просто фамилии в тексте.

Читать этого Непелевина, конечно же, не стоит. Книга ни о чем, без названия и без автора. Для читателей это лишь потеря времени и денег. А вот издательство, напечатавшее эту книжку, материально явно не пострадало. Пусть тело Пелевина умерло, но имя его живет и будет жить еще долго. Возможно, что и через 20 лет нам будут исправно печатать книжки с фамилией Пелевин на обложке, а Пелевин займет место вечно живого Ленина в наших сердцах.


Рецензии