Похвала и мудрец

         
      Однажды к самому мудрому из мудрецов пришла Похвала. Дверь в хижину Мудреца всегда была открыта для всех. И когда грустная Похвала появилась на пороге его жилища,  удивленный Мудрец пригласил ее войти. Она тяжело вздохнула и прошла внутрь.
       - Что привело тебя ко мне, уважаемая Похвала? – спросил ее Мудрец.
- Беда, о,  Мудрейший из Мудрецов, большая беда…
-  Беда? – Еще больше удивился Мудрец. - Прошу тебя, присаживайся и расскажи  мне о ней. – Хозяин жестом указал место подле себя.
       Похвала скромно села  на низенькую скамеечку рядом с Мудрецом и опять тяжело вздохнула:
- Я хочу уйти из жизни…. Я поняла, что опасна для людей… - тихо произнесла она. -  Поэтому должна покинуть их навсегда.
- Да что ты говоришь?! – Воскликнул Мудрец. - Люди не могут без тебя. Ты даешь им радость, вдохновение, поддерживаешь в трудную минуту.
- Я тоже так думала, мудрейший… - Похвала подняла на собеседника печальные глаза. – Оказалось совсем наоборот. Я превращаю их в ленивых, в безвольных  и в болезненно тщеславных.
      Мудрец внимательно посмотрел на Похвалу:
- Я понимаю  тебя. Но вспомни, как радуется ребенок, когда делает первые шаги и слышит похвалу из уст матери. Вспомни, как светятся глаза ученика, когда за правильный ответ учитель хвалит его!..   А сердце влюбленного готово выскочить из груди, если возлюбленная за что-то просто ласково посмотрит на  него. Это тоже похвала! В одобрительных улыбках, нежных взглядах, в прикосновениях рук. Как же люди будут без тебя!? Ты нужна всем! Даже животным.
-  Да… - вздохнула Похвала, -  пожалуй,  действительно, я нужна только животным. Лишь они воспринимают меня так, как надо.
       Мудрец слегка нахмурился:
- С одной стороны, уважаемая, ты говоришь правильные слова, но с другой… Я совершенно не согласен с тобой!  Без доброго слова, без похвалы люди очерствеют душой, зачахнут, как цветы без воды.
- Но почему же тогда в некоторых религиях похвала считается грехом?! – Воскликнула собеседница Мудреца. -  Хвалить человека – значит вводить его в искушение!
- Успокойся… - Мудрец поднялся и прошелся по своему жилищу. – Похвала схожа со сладким. Когда сладкого много, слишком много – человек может заболеть. Во всем нужна мера.
- О, мудрейший, даже крохотные дозы похвалы приводят к страшным результатам. Вот, послушай, что я расскажу…
      Мудрец  сел подлее собеседнице, а  та, тяжело вздохнув, начала свой рассказ:   
       - Один художник, молодой талантливый художник, писал замечательные картины. Никто не замечал их! Юношу иногда охватывало  отчаянье, но он еще с большим рвением и мастерством творил новые полотна. И я вложила похвалу в  уста одного  маститого художника. А в скором времени  вышло несколько хороших критических статей о  работах молодого творца. И затем была устроена выставка его картин. И что же произошло?! Вместо того чтобы рисовать еще лучше, работать не покладая рук, оттачивать мастерство, молодой художник стал создавать всякую ерунду. Пачкать холсты какой-то мазней.  Потом вообще забросил это дело, пристрастился к бутылке, а в своей мастерской устроил просто бордель. - Похвала в отчаянье обхватила  голову руками.
       Мудрец ласково погладил ее по плечу:
- Но в этом же виноват только  сам человек. Такое случается. Похвала – в какой-то мере тоже испытание. Художник не выдержал его. А вот другой…
- Другой!.. – Похвала горько усмехнулась. - Так слушай дальше, о, мудрейший. В театре работал актер, очень талантливый. Но ему не давали больших ролей, и он прозябал в неизвестности. Я заставила одного режиссёра высказать слова похвалы в адрес этого актера. Ему стали давать хорошие роли, потом даже предложили сыграть в кино. Успех и слава посыпались на него, как из рога изобилия. И что же произошло дальше? Сначала актер хватался за все, что ему предлагали. Разбогател, стал узнаваем, почитаем зрителями.…  И зазнался!  Начал требовать себе большие гонорары, самые лучшие роли. В конце концов, стал безобразно выражаться в адрес не только своих коллег, но и публики, которая просто носила его на руках. Совершенно потерял человеческое лицо!..
       Похвала горько заплакала. Мудрец обнял ее за плечи.
- Послушай, уважаемая Похвала…  Богемная среда -  это еще не все!.. Творческие люди очень непредсказуемые. Они не от мира сего. Их реакцию на похвалу нельзя считать эталоном.  Вокруг много простых людей…
- Да, много! – Горько воскликнула Похвала. – Я тоже так думала.…  И пошла к простым людям.  И что же?! Одна подруга чуть не выцарапала глаза у другой только за то, их знакомая хорошо отозвалась о  наряде последней. А друг едва не убил своего лучшего друга,  потому что у того все хвалили автомобиль. А дети….. дети… - Похвала зарыдала в голос, захлебываясь слезами
- Не надо плакать, не надо. – Мудрец бережно прижал к себе Похвалу за вздрагивающие плечи. – Успокойся.… Ты не виновата в этом. Посмотри на солнышко. Оно светит всем. И хорошим людям, и  плохим. И праведникам, и даже злодеям.  А дождик?  Посмотри на дождик. Он дает влагу и полезным, красивым растениям и сорнякам. Разве он виноват?..  Нет! Он нужен всем, и для него все равны. А уж как там поступит с влагой каждый организм, зависит только от этого организма. Так же и ты. Ты  – нужна всем! А как каждый распорядятся  твоими дарами,  зависит от него. От его характера, от его совести.
       Мудрец продолжал успокаивать рыдающую Похвалу, и та, слушая его  слова, перестала плакать, вытерла слезы и улыбнулась. Потом она опустилась перед собеседником на колени и поцеловала ему руку:
- Ты самый мудрый из всех мудрецов. И самый добрый. Твои слова возродили меня к жизни. Я новь обрела смысл своего существования. От всего сердца благодарю тебя. У тебя великий ум и неисчерпаемый кладезь  мудрости. Возможно, ты даже единственный такой мудрец на земле. Я преклоняюсь перед тобой.
       Похвала еще, раз поцеловав Мудрецу руку,  поднялась с колен и направилась к выходу. В проеме двери она низко поклонилась хозяину и вышла.
       День уже клонился к закату. Мудрец стоял в дверях  жилища, смотрел, как от него по дороге уходила вдохновленная Похвала, и думал: «Вот еще одному существу я помог. Силой своего разума, своей мудростью сделал его счастливым. И так каждый день. Двери в мое жилище всегда открыты. Любой может зайти и попросить совета», - Мудрец вздохнул, - «Ходят и ходят.… И днем,  и ночью. Покоя совсем нет. Вопросы задают чаще всего глупые. А я должен напрягать свой светлый разум, тратить золото свой мудрости»…
       Мудрец закрыл дверь и запер ее на щеколду. Потом подошел к своей постели, разобрал её  и лег.  И уже, засыпая, подумал:  «Завтра надо повесить объявление на дверь. Дни и часы приема посетителей».


Рецензии