Последняя кровь, или От Рэмбо до Бруклина

40 лет и почти 30 романов разделяют творчество Дэвида Моррелла, дебютировавшего  романом «Первая кровь», от последнего по времени написания викторианского триллера «Изящное искусство смерти».
«Первая кровь» стала литературной основой для культового фильма «Рэмбо. Первая кровь»,  принесшего мировую славу Сильвестру Сталлоне. Голливуд и мертвого поднимет из могилы. В дебютном романе Моррелла ветеран вьетнамской войны Рэмбо погибает одновременно с преследовавшим его шерифом. Но чего не сделаешь ради очень больших денег…
Спустя 12 лет после появления «Первой крови» Дэвид Моррелл воскрешает своего мятежного героя, возводя его в сан бессмертных, благо мировое зло многолико, а Рэмбо не собирается оставаться в стороне. Вьетнам, Афганистан, Бирма … Странно, что Рэмбо не замечен в Ираке или Чечне. А сейчас бы ему самое место на майдане Незалежности…
Но то ли Слай постарел, то ли Морреллу надоели «стрелялки», только спустя 40 лет маститый создатель боевиков, триллеров, шпионских романов,  фэнтези,  решил посостязаться с Уилки Коллинзом и Конан-Дойлем. Задача амбициозная, однако, Дэвид Моррелл справился с ней блестяще. Его последний роман «Изящное искусство смерти»,(в русском переводе вышел недавно в издательстве "Азбука") возможно, лучший из ретродетективов последних лет.
Все мы знаем Томаса де Квинси как автора книги «Исповедь англичанина, любителя опиума», и фактически не знаем его криминалистического  исследования  «Об убийстве как одном из изящных искусств».  Моррелл вдохновившись этим эссе, решил сменить Рэмбо на «Любителя опиума», сделав де Квинси одним из главных героев своего «Изящного  искусства смерти», ретро-детектива в викторианского стиле, балансирующего между триллером и хоррором. Как и в «Первой крови» в основе сюжета – преследование. Вот только у Моррелла преследователь и преследуемый по ходу развития фабулы иногда меняются ролями. Классический злодей полковник Бруклин и скандально известный де Квинси, которому наркотическое опьянение открывает «врата познания»,  странный дуэт, исполняющий главную партию в этой кровавой фантасмагории, где есть и другие яркие личности. Но на фоне Героя и Антигероя, они всего лишь персонажи второго плана.
«Изящное искусство смерти» - виртуозная фантазия на тему криминального Лондона, который не раз становился местом действия множества детективных шедевров, которые увековечили его как в литературе, так на сцене и в кинематографе. Думается, Голливуд и на сей раз не пройдет мимо этого головокружительного бестселлера Дэвида Моррелла. Вот только согласится ли старина Слай на роль суперзлодея Бруклина?


Рецензии