Очерки зелёной ручкой. Софиевка

Вы бывали в Умани? Именно в том самом историческом парке? Я бывал, но очень давно и потому не помню какой точно князь его соорудил. И вот, пришла идея показать эту одну из известнейших достопримечательностей Украины подрастающему поколению. Тем более, что в интернете можно найти заманчивые предложения в полцены, а то и дешевле. Так что, если Вы там ещё не бывали, то очень Вам рекомендую. Мои смутные и эпизодичные воспоминания говорят мне о том, что поездка была превосходной и очень понравилась.

Но туда предпочтительнее ехать в мае-июне. Это лучший сезон для обозревательного туризма. Мы, вот, понадеялись на тёплую зиму и раннюю весну и едем туда в середине апреля. Прогноз утверждает, что двадцать градусов прошлой недели нам не видать. Специально для фанатов отдыха под открытым небом предлагается температура максимум в плюс три градуса и дождь сразу же по прибытию в Черкасскую область. Но, бог с ней, с погодой, было бы желание путешествовать.

Проснулись мы рано, в полшестого. И это в субботу. В полвосьмого должна была начаться посадка в автобус. Он прибыл вовремя. Но как и положено, не знаю уж кем, до прибытия руководителя группы в автобус никого не пустили. Собравшиеся наслаждались воздушными ванными с регулярными пожеланиями водителю в полголоса через сцеплённые от холода зубы. Водитель, наверняка, привык к такому и спокойненько пил кофе, покуривая сигаретку.

Рано ли, поздно ли, но туристы подтянулись, руководитель группы прибыл и всех рассадил по местам. Автобус у нас был, согласно рекламному проспекту, белым, двухэтажным и «Сетрою». На этом ожидания закончились. Разбитое панорамное окно полностью погасило желание подрастающего поколения что-то обозревать. Сидения, конечно, раскладывались в удобное для отдыха положение, но потом не складывались. Хорошо, что имелись свободные кресла рядом, на которые можно пересесть, чтобы с удобством читать, писать или заниматься чем-то, отличным от отдыха. Вот, как это делает добрая половина молодых людей, населяющих наш второй этаж. Они даже возмущены тем, что гид экскурсионного автобуса мешает им отдыхать своими рассказами о местах, по которым проезжает автобус. Какой может быть исторический экскурс в момент опустошения коньячных бутылок? Неужели Вы можете себе представить здоровое усвоение закуски в сопровождении лекции о временах Киевской Руси? Ну, не вяжутся никак бутерброды и апельсины со словами об укреп-районе времён Второй мировой. Поэтому нужно пойти вниз к экскурсоводу и заявить протест. Ну, мешает ведь экскурсионное сопровождение традиционному культурному отдыху в движущемся транспортном средстве! Можно сказать, весь месяц ждёшь праздника, подгадываешь поездку ко Дню космонавтики, а тут… Лекция!

Вопреки погодным условиям парк понравился. Что только подтверждает мои прошлые рекомендации: поезжайте туда в конце мая. Тут обещают цветение тюльпанового дерева, цветы и плоды девичьих кос, иначе известных как динозавровое дерево, и прочую экзотику. Мы же застали только шипунов и горлохватов. Утренний холод и унылый дождь заставляли нас поторапливать гида потому, что без движения прогрессировало замерзание. Не верите? А зря! На подъезде к городу, глядя на белые от снега поля, нас обрадовали возможным новым аттракционом – катанием на санках. По прибытию троек с бубенцами мы не увидали. Как не увидели ни одной открытой двери хотя бы в один из трёх «домиков неизвестного архитектора».

Для начала мы пробежались к первому объекту парка. Очень красивая инсталляция, совмещающая парковую архитектуру и редкие виды фауны. Если бы рекомый домик всё же был открыт, то впечатление быстро изменилось бы от слегка разочарованного до восторженного. Лёгким спортивным шагом, останавливаясь на лекции у следующих достопримечательностей, мы пробежали наши первые километры от нового Киевского входа ко входу Историческому. Впечатление опустилось к отметке «сдержанно-возмущённое». Вы правильно догадались: домик был закрыт и тут. А, к тому же, ещё и предложения: «тут есть кофе» или «давайте возьмём чаю». Естественно, что «на это мы пойтить» не могли. Всё, на что сподобился наш экскурсовод, которого каждый слушатель оплатил взносом в сорок гривень, была рекомендация: «Сходите во-он туда по лестничке в гостиницу-музей и скажите, что вы экскурсия. Может быть, вас пустят в туалет».

Делать было нечего, хотя дело было далеко до вечера, и человек двадцать из группы вынуждены были воспользоваться предложением. Перейдя улицу, мы стали подниматься к гостиничному комплексу, восхваляя организацию экскурсии и предоставляемый сервис на каждой из двухсот ступенек. В комплексе мы застали приготовления к свадебному банкету. Сойти за несколько рано прибывших гостей со стороны невесты, а равно и разжиться кофе нам не удалось. Зато провести первые двадцать минут экскурсионного времени в тут же созданной очереди – вполне успешно. Возвращались к началу осмотра мы уже в сильно приподнятом настроении.

Знаменитые мраморные статуи графов Потоцких мы застали только в их гипсовых копиях. Оригиналы как раз и размещены для сохранности в гостинице-музее. Как объяснила нам гид, традиционно имеются два вида посетителей-разрушителей: толстые малоинтеллектуальные дамы и хасиды. Первые ломают руку Эврипиду, а вторые невзлюбили оружие Купидона. Также особой популярностью пользуется у шарлатанов всех мастей мемориал Гермесу. Являясь их покровителем, он собирает толпы поклонников с конца мая.

Однако, вернёмся к нашим баранам. Вернее, к лебедям-горлохватам. Пока мы осматривали беседку Флоры, они вели себя очень тихо. Видимо, раннее морозное утро не располагало этих птиц к приветствиям посетителей в надежде получить угощение. Даже приплывший один из двух шипунов, не подавал голоса и был удостоен лишь скоротечной фотосессии. Так же и Флора не стала появляться в своём павильоне в виде эха, явно дожидаясь лучшей погоды.

Группа отметилась почти у каждой копии статуй, прослушав занимательные истории из мифологии, послужившей прототипом для их создания. Осмотрели также и все наиболее значимые рукотворные объекты парка: римскую скалу предателей, лабиринт Минотавра, грот страха и сомнений, серебряные ключи, источник очищения и много прочего. Закончили мы обзор на озере с островом любви. Там же расположен шлюз, из которого обычно начинается путешествие по подземной реке Ахерон. Однако паромщик Харон, по совместительству местный лодочник, только что отправился с группой в сторону озера Последнего Суда. Поэтому экскурсовод повёл желающих прокатиться сразу к месту заседания Небесного Триумвирата.

Лодка под нами не затонула, следовательно, грехи наши были недостаточны для отправки нас в Крым, сиречь Тартарары. Проплыв до шлюза мы также не удостоились созерцания Елисейских полей. Значит также и праведные дела наши не произвели на греческих богов должного впечатления. Утешением нам послужило разве что то, что по преданию мы определённо помолодели минимум на десять лет, двигаясь от смерти к рождению. Правда, подрастающее поколение, ради которого весь поход и затевался, не было в восторге от перспективы опять начать обучение в первом классе.

На этом месте гид с нами распрощалась и у каждого начались два часа свободного времени. Наше мы употребили на осмотр ближайшей Академии по садоводству. Не то, чтобы мы всерьёз интересовались перспективами образования. Нас привлёк указатель, на котором красовалась надпись «Кафе Спудей. 100м», а особенно горячие напитки и, возможно, недорогая снедь, которые обычно предлагаются в таких заведениях промокшим и замёрзшим путникам.  Осмотрев аккуратный и чистый студенческий городок, памятники выдающимся личностям садоводства и селекции, изображённых как в шляпах, так и без головных уборов, и обойдя центральный корпус, ранее наверняка служивший дворцом графа Потоцкого, точку студенческого питания мы так и не обнаружили. Очень кстати появившийся абориген, объяснил нам, что доверять всяким надписям в Умани не стоит, так как никакого кафе тут нет уже больше года. Нам ничего не осталось, как двигаться обратно в направлении Киевского входа в парк.

Здание традиционной для тридцатых-сороковых годов прошлого века архитектуры было нами сразу же идентифицировано как почта. И не столько потому, что в незабвенной Гребёнке Полтавской губернии точно такое же сооружение всё прошлое столетие служило библиотекой. Более всего на нашу экспертную оценку повлияли открытые двери и табличка «Пошта»*. Надежды разжиться мемориальными открытками с видами парка тоже не сбылись. Почтовый ассортимент образца СССР нас не соблазнил.

Дав огромного кругаля по причине моих выдающихся сусанинских способностей, мы вышли к центру парка и продолжили фотосессию с белкой, пообщались со вторым шипуном, который не одобрил наших печенек, прошли к Флоре под радостные возгласы горлохватов и направились к Киевскому выходу. Стенд, посвящённый выдающемуся селекционеру, успешно прожившему до 1999 года, объяснил нам, что шипшина* теперь бывает не только звычайной*, но и собачою*, зморшкуватою*, иржавою* и прочею-прочею-прочею… 

У нас оставалось ещё чуть менее часа до отправления на Киев. Осмотр пиццерии «Челинтано», как и ожидалось, разочаровал нас ценами на напитки. Памятуя о непонравившихся продуктах этого заведения на Подоле, греться тут мы не стали. Купили разные сорта кофе в киоске на автовокзале. Тут нашлось всё и на любой вкус.

На сём посещение Умани завершилось, мы подъезжаем к станции «Дворец Украины», откуда начиналось наше путешествие и я дописываю последние строки этого очерка ранее упомянутой зелёной ручкой. Напоследок напоминаю: непременно поезжайте в Умань. Но поезжайте туда летом. 


*Пошта – почта (укр.)
*шипшина – шиповник (укр.)
*звычайна, собача, зморшкувата, иржава – обычная, собачья, морщинистая, ржавая (укр.)


Рецензии