Камыши шумят

                КАМЫШИ  ШУМЯТ

     - Давай заедем к моим старикам, по дороге ведь? На минутку малую… Телефона у них нет. Не вдруг сорвёшься к ним, а тут смотрю – дорогу почистили…
     - Показывай, куда ехать?
     Я сижу на заднем сидении. Мужики между собой разговаривают, за меня наверное вовсе забыли. У них свои дела. Ладно. Молчу. Едем.
     - Давай тут остановимся. Тут всего-то метров сто тропинкой по протоптанной меже пройтись. А дорогу эту до фермы от снега прочистили, на нашу улицу свернём – увязнем.
     - Тебе видней. Пошли, что ли? – согласился мой сын, сидевший за рулём.
     - Тётя Аня, с нами пойдёте или в машине останетесь?
     - Да, нет. В машине подожду.
     - Ну, не скучайте. А то – можно и вздремнуть…
     Я только рукой махнула. Дескать, видно будет. Ушли они, а мне – свободушка! На все четыре стороны смотри, никто не мешает. Вот и смотрела.
     С одной стороны – покосившаяся изгородь. За ней огород заснеженный и скучный, с торчащими из-под снега по меже почерневшими подсолнухами без «шляп». Ближе к избе с покосившейся верандой, словно стайка курочек-пеструшек, дремали кусты смородины. Я ещё раз окинула взглядом огород, на котором не за что было взглядом зацепиться и, вздохнула: «Жить на земле и не любить её, наверное - можно, только зачем себя и землю мучить?» - подумала я и повернулась в другую сторону.
     По другую сторону дороги уже иная картина. Здесь царство проступившего сквозь снег осеннего камыша. Высокие и маленькие стебли камыша - как трава и никакого иного разнотравья. Ну, хоть бы лопух или бодяк с крапивой. Скучное однообразие. Везде, где только можно свободно расти занимает частый лозняк и высокие раскидистые вербы, растущие прямо во дворах. Меня это очень удивило. Ни яблонь, ни других плодовых деревьев, ни даже ёлочки или берёзки под окном – одни только вербы. Везде, куда только достаёт взор – камыши. «Шумел камыш и зудение комаров! Живут же люди тут весь свой век и считают это место своей Родиной…» - вздохнула я и закрыла глаза, представляя себе такую перспективу, и вдруг передёрнуло меня как от озноба.
     Изба родителей нашего знакомого тоже доживала свой век вместе с хозяевами. Возле избы ещё какие-то хозяйские постройки, железной сеткой обтянутый загон. Видно, что тут люди в трудах и заботах на всякие там «красоты» попросту внимания не обращают. Но мой внутренний голос, всё моё естество протестовало против этого. «Как же жить без красоты? И главное – для чего так жить?.. Нет-нет, это же люди! Что-то положительное они находят в этом месте, раз тут поселились. Не всё так печально, просто надо получше осмотреться. Вон, за вербами и прибрежной линией камышей – озеро. Может быть там хорошая рыбалка?..»
     Выглянуло солнце и мир преобразился, стал каким-то золотисто-тёплым. Даже засохшие, вмёрзшие в лёд камыши повеселели.
     «Чудно! Весь мир залит жёлтой краской! Даже снег жёлтый! Я всяким небо видела, но чтобы жёлтым… А может всё потому так окрасилось, что поднялся  туман? Солнце отразилось в капельках тумана. А может, сам Туман с радостью перешёл на сторону Солнца?.. Чудишь, милая, - упрекнула я себя. – Везде тебе сказки мерещатся. И когда ты только вырастешь и будешь «как все»?..»
     Додумать у меня уже времени не осталось. Из-за верб показались мои мужики, несущие в обеих руках увесистые пакеты. За ними сзади бежал мальчишка и нёс на плече изогнутый бубликом длинный и тонкий кабачок.
     - Во что у мамы выросло! Чо с ним делать? Пусть теперь моя жена разбирается с этим овощем… - смеясь, наш знакомый укладывал в багажник подарки родителей. Я нашарила в сумочке две конфетки и, приоткрыв дверь, протянула мальчику. Глаза у мальчишки расширились, бровки взлетели. Потом глазки засмеялись, сощурились, и рот растянулся в беззубой улыбке. Мальчик смутился и тут же поспешил объяснить: «Скоро вырастут…» Я кивнула головой и захлопнула дверку машины. Мальчик, как козлёнок подпрыгнул на одном месте и припустил тропинкой к своей калитке.
     Едем. Я в последний раз осматриваю местность и вздыхаю.
     -  Что, не понравилось? Да-а, весёлого мало, но живут же люди. Им нравится…
     - Наверно рыбалка тут на озере хорошая?
     - Да, рыба есть, - как-то неохотно согласился наш знакомый. – В той стороне озеро поглубже. А тут всего лишь заболоченный луг. Летом высохнет, травой зарастёт, коровы пасутся. А прошлым летом, так всё лето и стояла вода. Многие хозяева коров продали. Мои старики тоже коровёнку продали. Взамен козу купили. Козе корму и тут хватает. Зато гусей – десятка четыре, а может и больше. Считают, как водится – по осени… Гусям есть где разгуляться. Летом их кормят так, чтоб только дорогу домой не забыли. А так – сами себя кормят…
     Я слушала, кивала головой, а потом спросила:
     - Вы наверно сможете мне ответить на такой вопрос: чем отличаются камыши от осоки?
     Мужик от неожиданного вопроса на какое-то мгновение замер, часто заморгал глазами, оглянулся на озеро и сбив шапку на затылок, ответил:
     - Ну-у, это просто. Вон, смотрите. Там, где коричневые свечи над листьями торчат – это осока, а то, что с метёлками – это камыш.
     - А камыши шумят?
     - Шумят. В позапрошлом годе сестра с мужем приехали, так Валера поначалу спать не мог от этих камышей…
     - А может от комаров? – подкинул словечко мой сын, Гриша.
     - И этого добра у нас хватает. Зато птиц ско-олько! Валера песни птиц на диктофон записывал. У себя, на Севере, теперь как музыку слушает.
     - А не скучно тут жить? – наконец я осмелилась задать мучивший меня вопрос.
     - А когда скучать? Батька скучать не даст. Не-е! Ха-ха-ха! Весь день не присядешь и всё мало сделали… А вы, давайте к нам в субботу подгребайте! Баньку у стариков растопим?.. Во, банька! Батька сам строил…
     Я уже слушала его в пол-уха. Всё думала: «Как же они без яблонь, без вишен живут?..»
     Наконец петляющая дорога осталась позади, мы выехали на центральную дорогу. Мимо окон проплывали берёзки, осинки. Я облегчённо вздохнула. «Домой едем! Вроде недалеко эта деревенька, а разница – огромная! Вспоминать не хочется».

                2014 г.


Рецензии