Тематическая композиция

Тематическая композиция по библейскому сюжету "Возвращение блудного сына".

Материалы: гуашь

Задачи:
      - формирование душевной чуткости, моральных качеств в отношениях с окружающими;
      - развитие представлений о средствах художественной выразительности (композиции, ритма, цвета);
      - закрепление навыков синтеза поэтического и изобразительного воображения.

Мотивация.
Сегодня не первый раз мы говорим про эту книгу (показываю библию).
Как она называется?
Наверное кто-то имеет ее дома?
А зачем люди приобретают, читают эту книгу? (Чтобы знать, определять:- что хорошо, и что плохо)
Читая библию, изображая библейский сюжет, мы научаемся жить достойно; изучая возможности сюжетной композиции, становимся внимательнее к деталям и нюансам.

Актуализация
опорных
знаний.
(Показываю работы предыдущего урока).
Чему же научила нас притча про Давида и Голиафа? (С верой в душе человек способен на велике дела).
Библия вдохновляла многих художников в широком смысле слова. Как вы понимаете это выражение?
Писатели отображали библейские сюжеты ("Мастер и Маргарита" Булгакова с иллюстрацией на обложке), композиторы творили божественную музыку (запись "Литургия" Рахманинова), художники писали картины.
Андрей Рублев изобразил святую троицу - трех ангелов которые принесли благую весть. Невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония цвета.
Сколько художников изображали Марию с младенцем? Все по разному видели ее (Рафаэль, Леонардо).
Иванов написал "Явление христа народу", Тициан создал картину "Динарий кесаря". Кто напомнит известную легенду? (Желая смутить Христа фарисей спросил у него о предназначении налога). Какими выразительными средствами живописи передал Тициан величие Христа и коварство фарисея?
"Распятие христово" изобразил Дионисий. За все грехи наши страдал Христос.
Новый
материал.
Посмотрите внимательно на эту работу Рембрандта. Она тоже выполнена по библейскому сюжету. Послушайте эту притчу и скажите: какое качество человека в ней воспето? (Умение прощать, всепрощение).
Как, какими средствами художник добился такой выразительности? (Выделив композиционный центр, создав интересное тоновое, колористическое решение).
Я принесла разные издания Библии обратите внимание, как художники по-разному изображали этот сюжет. (Иллюстрации Доре).
Что объединяет эти работы?
(Близость к тексту, выразительность композиции за счет выделения композиционного центра, цветового и ритмического решения).
Инструктаж
к практической
работе.
Каждый из вас должен создать композицию, где главные герои библейской притчи изображены в центре листа крупным планом.
Найти цветовую гамму, которая передаст настроение сюжета.
Проследить, чтобы не было неоправданных пустот и прочитывался ритм пятен и линий.
Какие виды ритмов вам известны? (Равномерный, равномерный с перебоем, ритм ускорения, ускорения с перебоем, стяжения и растяжения).
Какие из этих ритмов были использованы в композиционных схемах? (Показываю схематичное изображение композиционных элементов, где сын возвращается (стяжение), пасет овец (растяжение), уходит (ускорение с перебоями)).
Перед тем, как выполнять практическую работу, ответьте на вопрос: - если сын после возвращения опять уйдет и вся ситуация повторится? Простит ли отец сына второй раз?
Выполнение
практической
работы.
Поиск сюжета
Схема построения композиции.
Поиск конструктивно-пластического образного решения.
Реализация замысла в материале.
(Слежу за ходом работы, одобряю, поощряю, поправляю).
Выполненные работы выставляются на общее обозрение.
Анализ.
Оценивание.
Анализируют и оценивают работы сами художники, опираясь на поставленные задачи урока:
- правильно ли выполнена композиция?
(Заполнение листа, равновесие элементов, выделение композиционного центра);
- правильно ли использовалась цветовая гамма? (Теплая и холодная цветовая гамма, психология цвета);
- соответствует ли ритмическое решение замыслу сюжета.
Вывод.
Какой можно сделать вывод после сегодняшнего урока? ( ...что библия учит нас всепрощению; художник с помощью выразительных средств живописи может передать свое отношение к окружающему миру ).
Закрепление
пройденного
материала.
 ... можно провести как игру, заполняя клеточки кроссворда буквами ("Счастливый случай"), вспоминая имена художников, чьи картины по библейским сюжетам демонстрировались на уроке.

п.с.
Если тема дается детям шести-восьми лет или не изучавшим приёмы изображения фигуры человека, то используется динамическая модель из плотного моющегося материала. Подвижный в основных суставах "человечек" соответствующих формату пропорций  выкладывается в характерном движении на лист и обводится карандашом.


Рецензии