Берлин. Все на велосипед от мала до велика

Что меня поразило в Берлине и наоборот, несколько покоробило, так это то, что столица Германии -  настоящий рай для велосипедистов. Эти «двухколесные» штуки тут гоняют повсюду. Вылетают из-за спины, сбоку, из кустов. А каково же было мое неподдельное изумление, когда я глазами встретился с бабусей – немкой лет под восемьдесят - которая меня чуть не протаранила, выезжая на велосипеде из узкого бокового прохода тенистого парка! Я топал по улицам Берлина и тут вот тебе на: «атака» бабушки на велосипеде.  Пожилая женщина буквально выскочила, как черт из табакерки, и передним колесом почти смяла меня.

 Бабуся - в шлеме!!! - оказалась заметно в возрасте, но что примечательно, молодецкий блеск в ее глазах не угас. Думаю, даже если бы она меня переехала, то и тогда бы тот блеск не померк. Мне подумалось, что ей пора бы давно уже у подъезда сидеть, как русские бабушки, да разносить слухи про соседей и невестку, так нет же: она села на «велик» и давай «давить» русских туристов! Впрочем, никого она давить не хотела, это я шел не там, где положено.

 А бабуся оказалась необычайно прыткой! Вот ее шлем мерцает у меня перед взором, и она что то говорит. Наверное (я не понимаю немецкого языка), извиняется, что передним колесом чуть не въехала  мне прямо между ног. А может, она на меня бранилась за то, что я шел по неположенному месту – велосипедной дорожке? Я не ведаю.  Но мое умозаключение родилось немедля: хотя я и ничего не понимал из слегка приглушенных причитаний, но я видел, что она ездила на велосипеде в столь серьезном возрасте одна. Бодренько и без видимых опасений за свое здоровье!

  От бабушек и дедушек перейдем к более юным созданиям. Я с удовольствием смотрел, как молоденькие жительницы Берлина колесят на своих велосипедах, шныряя повсюду озорно и завлекательно. Даже ночью они не боятся они выехать в парки с оголенными ножками в шортах или обтягивающих трико. Но когда дед лет под восемьдесят, наверное, «нарисовался» передо мной , крутя педали, я понял что Берлин -  настоящая столица велосипедистов.

  Но так было не всегда. Мощное развитие велосипедной инфраструктуры в столице Германии пришлось на 2000-е.  Своеобразным импульсом к оному стало утверждение Парламентом Германии «Национального плана развития велосипедного транспорта 2002-2012». Данный документ предусматривал, что за указанное время будет построено - 10 000 км! – дорожек для велосипедистов. А ведь это почти четверть окружности всего Земного шара! Плюс возводится необходимая инфраструктура: парковки для велосипедов, пункты проката, мелкого ремонта, и что совсем уж экзотично -  на улицах крупных городов устанавливаются специальные светофоры для велосипедистов и рисуются узкие «велозебры». Отдельные!

  Сходу понять сию систему человеку со стороны непросто. Тот, кто оказался в Берлине  впервые, как я, например, часто даже  не знает, что стоит на велосипедной полосе движения.  Дело в том, что она проходит совсем рядом с тротуаром для пеших жителей и выделена бордовым цветом. Неискушенному туристу типа меня просто кажется, что это так красиво сделан тротуар вообще. Разноцветный! Да еще внизу далеко не везде нарисованы забавные человечки с большими сферами, символизирующие колеса.  Мы в Москве не привыкли к наличию каких-либо «выделенок» для велосипедистов, а так как Берлин все же чем-то похож на Москву, то и воспринимаешь многое здесь на немецкой земле привычно, по-московски. Туристу из СНГ сложно «переключиться», понять, что бывают ЦЕЛЫЕ ПОЛОСЫ, предназначенные именно для велосипедистов.   

  Я шел вольготно с баночкой местного пива по такой дорожке, не ведая, что занимаю ИХ территорию. Они - велосипедисты - мне сигналили, объезжали, пытались переехать меня…Их было так много! Но я бросал им гордое по-русски: «Чего трезвонишь! Не трамвай, объедешь!». И они – объезжали. А ведь я просто НЕ ПОНИМАЛ, что должен сойти с их дорожки и перейти на пешеходную…

    Такого массового увлечения велосипедами, как в Берлине, я нигде не видел из крупных городов. Ситуация совсем уж фантастическая, но я стал ее свидетелем лично: мужчина - клерк в черном костюме, в галстуке, топает по направлению лимузина представительского класса. Конец рабочего дня. Центр Берлина. Ботинки этого человека сверкают чистотой, аккуратнейшая прическа, костюм без единой помятости. Сразу видно, что мужик служит крупным функционером в госструктуре или занимает важный пост в коммерческой корпорации.

У нас бы он передвигался в толпе лысых зверино подобных охранников, нырял в свой лимузин моментально, не вдыхая достаточно воздуха улиц. Но мы не в Москве, а в Берлине! И вот наш герой вместо того чтобы садиться в салон лимузина, проходит мимо оного и идет прямо к куче велосипедов. Корпоративная велостоянка! Далее клерк прыгает в велосипедное седло прямо в костюме, надевает велошлем, цепляет подвязки на брюки внизу, чтобы штанина не попала в цепь и,  НЕ ПЕРЕОДЕВАЯСЬ,  чешет в конце рабочего дня домой. Обнаглел! В галстуке, смокинге, лакированных штиблетах,  да на велосипеде. Так и хотелось его хвать за галстук и дернуть вниз, чтобы не выпендривался. А он едет себе домой на «велике». А может, на свидание? А почему – нет? И где-то в другой точке Берлина также стартует на велосипеде к месту встречи его возлюбленная. Ах, как это романтично и красиво. Свидание на велосипедах.

  Люди в Берлине при поддержке властей реально стали пересаживаться на велосипед вместо автомобиля. И стар, и млад. Офисный планктон решил, что проще доехать без пробок на работу крутя педали, чем вертеть нервно «пятой точкой» в автомобильной пробке понимая, что никуда отсюда, голубчик, ты не денешься. Миновать пробку по отдельной велодорожке на двухколесном друге легко, а вот на автомобиле – без шансов. Так берлинцы, да и жители иных крупных центров Германии, «вскочили в седло», подобно древним Тевтонским рыцарям, которые лихо седлали боевого коня, и устремлялись по своим ратным делам.

   Если сравнить велосипедистов в Москве и Берлине, то это как бы люди вроде одинаковые – те же две руки и две ноги – но и как будто с другой планеты. Наши зашуганные, вечно им сигналят автомобилисты, ездить негде и приходится, рискуя жизнью и здоровьем, жаться к обочинам  дорог. Бездомные собаки атакуют российских велосипедистов со всех сторон, у нас легко отвлечься и угодить в яму передним колесом и потом лететь в кювет, подобно израненной птице. Адреналин!

  Наши московские любители «велопокатушек» одеты обычно в тренировочные брюки, а то и в джинсы, кроссовки, а на голове залихватская бейсболка или кепка, движения резки, отрывисты. У немецких же велосипедистов движения плавные, расслабленные. Никто их не атакует, отдельные дорожки, отдельная инфраструктура, отдельное отношение к ним властей.

   А их одежда! По мне,  так они похожи на инопланетян. Обтягивающие ноги трико, капсуловидные шлемы, как в фильмах про пришельцев, влитая куртка типа ветровки, часто с отливом. Ездят тут на велосипеде круглый год, даже зимой, что поразительно. Понятно,  их европейская зима и наша российская – несколько разные вещи, но все равно зима и в Европе не слишком тепла. А немцы едут на своих «двухколесным друзьях» в любую погоду, давят на педали, и «в ус не дуют».

  Кстати, носить шлем при езде по городу на велосипеде необязательно. Нет такого циркуляра, нет такой обязанности. Можно хоть шапку-ушанку на голову надеть, но порядок есть порядок, и немцы как никто другой, следуют данному правилу. Положено по РЕКОМЕНДУЕМЫМ правилам техники безопасности надеть шлем – значит, он будет надет. Молодцы в этом плане немцы, берегут себя и своих родных.

  Велосипедисты на улицах Берлина поражают еще и своим видом в группе. Дело в том, что когда видишь длинную цепочку граждан разных возрастов, следующих колонной по выделенной велосипедной дорожке, то я, например, невольно усмехался и в чем-то завидовал их сплоченности. Настоящий выводок гусиной семьи получается на прогулке! Спинка к спинке, в один ряд, не отставая друг от друга.

  Берлинцы садятся в седло целыми семьями. Детишки постарше едут на маленьких велосипедах за взрослыми. Карапузы помещаются в специальных крошечных детских сиденьях, которые прочно закрепляются на багажнике. А некоторые и вовсе прицепляют небольшой такой прицеп на колесиках, где сидит маленькая девочка или мальчик. Есть даже прицепы для близнецов! Пенсионеры – тоже в строю, тоже с семьей, и тоже в этом «гусином выводке» на колесах.

    Огромное количество пожилых немцев забыли уже, что такое автомобиль. Педали, небо, ветер в лицо. Плюс тренировка организма, мышц. Ведь ученые давно доказали, что даже незначительное увеличение ежедневной физической нагрузки (на полчаса) продлевает жизнь минимум на 10%. Для людей в возрасте это особенно важно, но и молодые не должны об этом забывать. А жители Берлина просто знают, что и им хорошо, когда они передвигаются по городу на велосипедах. А власти страны и города во всем их поддерживают.


Рецензии