Ребенок на грани фантазии

 Или как не проиграть в игре воображения.

Ваш ребенок постоянно рассказывает небылицы, веселые или пугающие. Рисует картины с непонятными мрачными сюжетами. Что с этим делать? Не потеряет ли связь с реальностью, уйдя в яркий мир своей фантазии. Кровавые сцены на его рисунках- не повредит ли это детской психике? Не превратится ли он в патологического врунишку?
 Предлагаю поразмышлять о природе, опасностях и силе детского воображения.
Знаете, что общего между любовью, детской игрой и творчеством? Это  - обязательный элемент свободы, право выбора, отсутствие принуждения. Именно в этих сферах по-настоящему проявляется наше Я, его самобытность, уникальность. Дети имеют право на фантазию. Свобода творческого замысла, как и свобода вероисповедания - это непременное условие  уважения к личному пространству человека. 

Лжец, фантазер или хвастун?

Внутренний мир каждого из нас, независимо от возраста, явление сложное и поддающееся описанию лишь с некоторой степенью достоверности. Когда речь идет о детской фантазии на самом деле могут подразумеваться совершенно разные типы поведения, основанные на различных движущих силах - мотивах поведения. Взрослому важно видеть внутренние причины фантазирования и именно на этом понимании строить стратегию своих действий. Попробую предложить читателям возможную классификацию граней детской фантазии.
Определите по описанию, какое поведение больше свойственно вашему ребенку. Задумайтесь, а какова обычно ваша реакция на его действия?

Лжец
Мотив поведения - корысть. Ребенок привирает, чтобы получить желаемое или избежать наказания.
Стратегия реакции взрослого: развенчание лжи, нравственное воспитание, корректировка своего поведения и отношений с ребенком ведь ложь часто - симптом недостаточного доверия, страха или скопированная у взрослых модель поведения.

Шутник
Мотив поведения - веселье, смех. Небылицы, нелепицы, не имеющие особого смысла, по веселящие других делают шутника центром внимания
Стратегия реакции взрослого: можно поддержать эту игру, если она уместна в конкретной ситуации. Попытаться  направить фантазию шутника в продуктивное русло – предложить сочинить  веселую сказку, частушку или потешку.

Очернитель
Мотив поведения - месть, конкуренция или агрессивное самоутверждение. Унижение другого через  распространение негативных вымыслов, распускание слухов. Действия, направленные на очернение другого человека в глазах окружающих
Стратегия реакции взрослого:Пресекать это поведение как и любую форму унижения человеческого достоинства. Уделить вниманию причинам конфликта, антипатии. Способствовать  их преодолению. Не допускать такое поведение со стороны самих взрослых

Хвастун
Мотив поведения - привлечение к себе внимания через рассказ о своих вымышленных заслугах и достижениях
Стратегия реакции взрослого: не стоит жестко  публично клеймить хвастунишку, лучше помочь ему найти в себе настоящие поводы для гордости, поддержать  пусть не такие яркие, но реальные успехи.

Фантазер
Мотив поведения - интерес, преодоление скуки. Придумывает интересные игры и занятия, необычные события, вызывающие удивление,  рассказывает таинственные истории. Стратегия реакции взрослого: поддерживать и использовать лидерский потенциал и инициативу ребенка. Включать его в разные виды творческой деятельности (рисование, лепка, сочинение, театр)

Художник
Мотив поведения - красота образа. Старается придумать, нарисовать красиво и необычно. Испытывает эстетическое  удовольствие в процессе творчества.
Стратегия реакции взрослого:создать условия для дальнейшего развития творческих способностей, совершенствования технических навыков творчества.

Фантаст
Осознанного мотива может не быть. Создает  фантастические миры, дополняя ими свою реальность. Образы фантазии позволяют разрядить или выразить накопленное эмоциональное  напряжение, переживания.
Стратегия реакции взрослого: попытаться понять, какие чувства ребенка  прячет вымысел. Ценить фантазию как форму диалога ребенка с миром. Помочь найти  способ победить зло в реальной ситуации, предварительно вместе поэкспериментировав с ее придуманной моделью.

Как и любая классификация, относящаяся к области психологии, приведенное описание типов достаточно условно. Неправильно относя ребенка к тому или иному типу приклеивать ярлык, например «лжец», ведь характеристика поступка не должна стать оценкой человека. Кроме того один и тот же ребенок может использовать работу своего воображении с разными целями в зависимости от ситуации. Действия ребенка могут быть подчинены сразу нескольким мотивам, что создает смешанные типы поведения.
В поисках на мысленный вопрос «Почему мой ребенок так поступает?» родителю требуется чуткость и внимание не только к поведению, но и к внутреннему миру маленького человека.

Тропинка во внутренний мир

Последний тип – «фантаст» более всего соответствует названию  статьи именно потому, что этот ребенок находится на тонкой грани реального и вымышленного, балансируя между внутренними противоречиями, страхами  и переживаниями и попыткой их преодолеть.
Фантазия является одной из основных потребностей ребенка. Она помогает избавиться от страхов и тревог, примерить на себя новые роли, рассказать окружающим о самом сокровенном. Зигмунд Фрейд доказывал, что в основе творческого акта, даже незначительного будь то рисование на обрывке бумаги во время телефонного разговора, или представление фантастических образов в рассматривании чернильных пятен - можно найти отпечаток наших самых значимых потребностей.
Разумеется связь между продуктом воображения и внутренним миром человека зачастую неочевидна,  построена на сложной цепи  ассоциаций. Поэтому все толкования детских рисунков и придумок носят характер предположений и скорее служат поводом для диалога с ребенком, чем основанием для серьезных психологических выводов.
Всплеск детского фантазирования может быть вызван травмирующей ситуацией, разрешить которую в реальности ребенок не может. В этом случае фантазирование является для окружающих взрослых посланием о особо острой потребности ребенка в поддержке, а содержание воображения - языком, на котором ребенок готов обсуждать с вами свою проблему.

Пример из практики

Я: Смотри, какие картинки  разложены на столе, выбери две любые, какие тебе больше понравятся. А теперь давай попробуем сочинить про них сказку.
Сережа (5 лет): Жили- были чайник и шуба. Он был хозяйственный, варил чай и всех угощал. Она была дорогая, очень красивая и теплая. Однажды они сильно поругались. Шуба сказала: "Мне с тобой скучно, ты все время сидишь дома. Да и носик у тебя отколот." А он ей ответил: "А ты только и думаешь, что о своей красоте. До меня тебе нет никакого дела".  И тогда они обиделись друг на друга и стали жить отдельно. Прошло время. Шуба вспоминала о чайнике грустно и думала: как он там? Вот если бы я накрыла его, то он бы всегда был горячий и не остывал". В это время чайник думал о шубе: "Она такая красивая, а на улице грязь. Если она испачкается, то очень расстроится. А я бы мог помыть ее теплой водой".  Так они скучали-скучали друг о друге и помирились. И потом у них родилось много маленьких чайничков.

Когда мальчик закончил сказку он выглядел совершенно счастливым.
"Почему именно чайничков", - спросила я с улыбкой. "Потому что я братика хочу", - ответил Сережа.

Так в метафорической форме ребенок не только высказал свои чувства, связанные с разводом родителей, но и попытался понять их взаимоотношения, найти способы  примирения. Понятно, что сочиненная им сказка скорее всего не исправит семейную ситуацию, не вернет семью. Но она дает возможность поговорить о том, что реально тревожит ребенка, не выходя за пределы доступного его возраста понимания.

Учимся слушать и слышать

В каком случае детское фантазирование носит невротический характер, выходит за грань  творческой игры и взрослым стоит обратить на это особое внимание? Вот несколько признаков которые могут насторожить родителей:
Ребенок тратит на фантазии гораздо больше времени, чем раньше, при этом сокращается его активность в игре, общении с детьми
В содержании детских фантазий  преобладает один и тот же сюжет, несущий идею ущерба, насилия, потери, завершающийся смертью героя или иным трагическим исходом.
Воплощая свой замысел ребенок делает это очень эмоционально, например чрезмерно интенсивно, с остервенением закрашивает некоторые детали картинки (порой до дыр), заштриховывает и рвет рисунок, использует при сочинении истории грубые, вызывающие слова, жесты. Или же наоборот, совершенно апатичен, отстранен, при том, что сюжет фантазии эмоционально насыщен.
Цветовая гамма, используемая ребенком, тоже может служить некоторым индикатором его эмоционального состояния. Постоянное преобладание черных и коричневых тонов, независимо от изображаемого сюжета, может говорить о сниженном фоне настроения, а излишняя пестрота в рисунке может означать возбужденность и эмоциональную нестабильность.  Хотя, повторюсь, наблюдая за детьми, не спешите делать выводы: может быть, черный фломастер просто рисует лучше других, а излишняя цветастость  рисунка - результат апробации новой коробки карандашей.
Если эти признаки вы регулярно наблюдаете у своего ребенка есть смысл обратиться за советом  к психологу.  При этом само фантазирование,  сколь пугающим оно бы вам не казалось, не несет в себе опасности. В проявлении негативных эмоций работает правило:  «чем  больше снаружи – тем меньше внутри».

Фантазируем вместе

Фантазия ребенка – это мощное средство терапии, позволяющее через придуманную сказку, рисунок или страшный сон прикоснуться к миру его переживаний.  Участие родителя в процессе детского фантазирования  может стать источником лучшего взаимопонимания и поддержки. Однако в тайный мир детских фантазий  можно попасть только соблюдая строгие правила:
1. Откажитесь от директивности, не командуйте и не давайте оценок. Фраза: «Что за ерунду ты придумал, выбрось это из головы» - означает, что вам не стоит больше доверять.
2. Не пытайтесь угадать и истолковать – спрашивайте. Беседа по детскому рисунку - это отдельный творческий акт, не менее ценный, чем рисование.
3. Избегайте  закрытых вопросов, предполагающих ответы «да» и «нет», чаще используйте вопросы «почему», так как логика ребенка может в корне отличаться от вашей.
4. В беседе следуйте за ребенком, за тем, что он говорит, за тем, что считает важным, выделяет словами или цветом.
5. Если в фантазии ребенка присутствует тема зла и его силы, предложите вместе поискать способ победы над ним. Это может быть новый поворот сюжета, который надо воплотить в рисунке,  можно скомкать и порвать зло, порезать ножницами на мелкие кусочки, можно попытаться превратить его во что-то доброе.
6. Если сюжет фантазии позволяет можно проиграть его в ролях, дополнив сценой победы добра над злом. При этом страшную роль должен играть сам ребенок. Проявите воображение: простынка, накинутая на голову – отличный костюм для роли приведения, а рука, засунутая в черный чулок – сойдет за злого змея. Здорово, если в В ходе спектакля страшное станет смешным.
7. Поход в мир фантазии лучше запланировать на светлое время суток, чтобы тревожные образы не попали в детский сон. А перед сном лучше обсудить, что хорошего было сегодня и что интересного ждет нас завтра
8. Принимая как должно образы, создаваемые ребенком, даже самые ужасные, все же постарайтесь оградить его от негативных впечатлений извне: подробностей катастроф в новостях, кровавых сцен в фильмах, громких конфликтов дома.
9. Учитесь у детей фантазировать. Вам это тоже пригодится.
10. Помните, ребенку на грани фантазии важно знать, что вы рядом и готовы вместе с ним пережить самые трудные испытания фантастических миров.


Опубликовано на сайте для родителей
http://www.bebinka.ru/article/rebenok-na-grani-fantazii


Рецензии