Крохотки из записной книжки - 2

О природе поэзии

Свои размышления о поэзии я решился опубликовать на сайте «Проза.ру» лишь по той причине, что прозаику необходимо чувствовать и понимать язык поэзии.
Признаюсь, меня часто огорчали хвалебные рецензии наших прозаиков на совершенно слабые поэтические упражнения.




***
 Люблю хмелеть от избытка чувств, от крепкого градуса поэтического слова, от мощной энергетики оголенной нервной системы. Бывает поэзия благополучная, технически точно сработанная, но при чтении не возникает ощущения новизны – в ней нет бешенства творческой отваги. Все уже давно знакомо, пропахло подобием  прочитанных ранее чьих-то сборников стихов. Такое риторство до безобразия привычно и обычно... Оно не способно пьянить душу читателя. Возникает ощущение, что автор нас угощает безалкогольным пивом. Но ещё безрадостнее бывает на душе при встрече со стихоТВОРЕНИЕМ,  где  сам смысл слова «творение» утрачен вообще.

    
***
Поэта может разгадать лишь тот, кто чувствует запах и вкус речи, знает настоящую цену таинства слова.
 Поэту нет дела до правды. Но именно в этом заключена истина поэзии, ее великая художественная правда.

***
 Без таланта и образование бесплодно. Если краткость принято называть сестрой таланта, то короткое стихотворение должно быть столь же совершенным по форме и содержанию, как японская нэцкэ.

***
 Для меня в поэзии важна не условная размытость образов, а выпуклая предметность картины мира, написанная кистью чувств, свежо и пастозно. Поэт должен быть наблюдателем живой действительности, изобретательным ее интерпретатором, но не холодным копиистом. В поэзию нежелательно нести ядовитую злобу, уныние, мрачную бытовуху и брань – все то, что темнит душу человека. Поэт призван очищать этот мир от пороков, раскрывать духовный смысл простой человеческой жизни.

***
Афоризмы украшают стихи, но совсем не так, как дорогая косметика и ювелирные изделия украшают женщину.

***
 Без ясного понимания законов композиции, без творческой интуиции,  любой литературный труд превращается в кувыркание на батуте, где ни одно движение не отточено, не доведено до совершенства. Построить искусство из хаоса невозможно.

***
И в искусстве, и в литературе, разумеется, необходимо добиваться единства содержания и формы, но при этом не следует забывать, что форма является служанкой содержания. Когда в ущерб содержанию выпячивается, выходит на первый план форма, мы имеем дело с заумью. Именно такое искусство принято называть элитарным. Однако никто не задумывается, что такая заумь – бунт против классики, против многовекового опыта культуры. Но вот парадокс: иногда в революционной диктатуре формы есть некая толика рационального зерна.

***
 Эпатаж стал обычным средством достижения славы. Иные литераторы изголяются над словесностью, лишь бы ошеломить читателя, завладеть его вниманием. Писатели превращаются в литературных кутюрье. Помнится, А.Т. Твардовский писал: «...по-настоящему значительная поэзия в моде не растворяется и ею не исчерпывается».


***
Поэзия – родная сестра живописи. Старшая или младшая – не знаю, но сестра.
У поэзии и живописи единый генетический код. Они живут по общим законам искусства. Колорит, цвет – это то же самое, что и оттенок речи, интонация, насыщенность, напевность. Как живопись нас заставляет погрузиться в пространство картины, так поэзия нас швыряет в стихию человеческих чувств, где огромную роль играет строй композиции, игра на струнах наших эмоций. Поэзия, как и изобразительное искусство, есть строительный материал души человеческой.               
    
***
 Истинная поэзия заключается не в правдивом описании жизни, и не в формальном умении выстроить повествование, используя ритм, рифму и звукопись. Поэзия – это то, что скрыто за словом и словом не обозначено, а лишь обусловлено касанием к чувству читателя или слушателя. Поэзия – это мерцание тонов и полутонов, чётких пятен света и цвета. Поэзия – это вкус слова, аромат речи, игра воображения, шлепки парадоксов, умная ирония, многоуровневость смыслов и символов, где за вполне конкретным содержанием иногда вдруг всплывает второй или даже третий смысл. Поэзии необходимо бешенство эмоций, перекалённость нервной системы и, если хотите, – прекраснейшая шизофрения.
В стихотворении каждая буква должна иметь своё место и назначение, и уж, конечно, не должно быть слов-паразитов т.е. таких, которые поставлены лишь для сохранения ритмического строя.


Рецензии
Ах, как же близки и знакомы мне мысли Виталия Дмитриевича о поэзии и её родственной связи с музыкой и изобразительным искусством! Помню, вечерами, за рюмкой чая, просиживали в его мастерской, я ему что-то читал из своего блокнота, он мне - из своей тетради. Картины художника В.Валсамаки, развешанные по стенам, внимательно слушали беседу художника и поэта. Именно так и именно здесь, в мастерской Виталия, и родилась идея литературно-музыкального вечера, посвященного триединству поэзии, музыки и изобразительного искусства. Инициатором этого замечательного культурного мероприятия был, конечно же, Виталий Дмитриевич - художник, поэт, прозаик, аз же многогрешный только поднес спичку...
Не случайно вспоминаю эти дорогие подробности: вчера исполнилось 75 лет со дня рождения Виталия Дмитриевича Валсамаки! Пока мы живы, будем помнить этого щедро одаренного мастера слова и кисти!..

Вэн Цы   28.09.2023 11:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.