Путешествия в страны Души

Как же прекрасен и уникален наш мир: красота природы, чудеса, захватывающие культурные мероприятия, великие истории… Столько удивительного творится как и в нашей вселенной, так и в маленькой деревеньке. В этом  я убедилась в своих путешествиях.
На дворе июль. Погода в Екатеринбурге стоит жаркая, «подпекает» плечи, тополиный пух мешает в носу. Находя тенёчек, я искала нужную платформу. А вот и она! Ещё мгновенье и мы уже в поезде. Кондиционер выполняет свою работу, и теперь я могу продолжать свой путь дальше. Заняв место, я принялась рисовать. Спустя час я уже утомилась что-то изображать на этом скучном белом листочке. На следующей станции в наше купе к нам присоединилась довольно милая девушка.
-Здравствуйте,- поприветствовала нас она. Мы ответили ей тем же.
Мне стало интересно, и, находясь на второй полке, я нагнулась наблюдать, что происходит внизу.
Мама читала книжку «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Увидев  это название на обложке, девушка, которая к нам подсела, спросила:
-Куда путь держите?
-В Дивеево.
-Я так и знала. Вы извините меня за такую любопытность, я впервые еду туда, мать отправила, страшно. Я Алёна, кстати.
-Ничего. Я рада пообщаться с вами,- говорила с улыбкой мама,- а я Людмила, второй раз еду в это святое место. Должно быть, вы знаете, что это за монастырь, что ждёт вас там?
-Мама мне рассказала, что это четвёртый удел Пресвятой Богородицы, но я не совсем поняла. Еду с последней надеждой,- и опустила голову, крепко сжав губы. Я начала икать.
-Не бойтесь говорить, будьте откровенной, нам ещё целые день и вечер вместе ехать!
-Спасибо, Людмила, вы очень добры. Месяц назад… В общем… У меня обнаружили рак крови, всё уже запущенно, мне ничего не остаётся делать, как доживать свой последний год.
-Алёна, вы едете в чудесное место, туда, чья нога ступала на теперь святое место, т.е. Богородица посетила монастырь. Устройтесь поудобнее, поведаю вам всё как и о монастыре, так и о самом Дивееве…
Село возникло в 1559 г., названо по имени первого владельца – Татарского мурзы Дивея, которому Иван Грозный дал княжеский титул и землю на реке Вичкинзе за победу над татарами. Ближе к 19 веку появилась деревянная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякова Стефана, стоявшая на пути в Саров, где решила отдохнуть основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафья Семёновна Мельгунова. В 1767 г. Она начала строить каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери; позже, перед своей смертью, как сказано в этой книге (мама показала книгу, которую прежде читала), она передала ответственность за общину Серафиму Сарофскому.
 -Ещё в этом монастыре есть церкви Рождества Христова  и Рождества Богородицы, пятипрестольный Троицкий собор и пятиярусная колокольня, -присоединилась к разговору я,- также игуменский корпус с домовым храмом  в честь равноапостольной Марии Магдалины  и трапезная в честь благоверного князя Александра Невского.
-Не забывай о Преображенском соборе! - перебила мама.
-А как же преподобный Серафим? – поинтересовалась Алёна.
-Его мощи находятся в Троицком соборе, куда люди ходят поклониться, попросить что-то преподобного. Мощей на территории монастыря много. Например, в храме обители почивают Дивеевские Александра, Марфа и Елена, Пелагея, Параскева и Мария.
-Самое главное место в Дивеево – канавка.
-Верно. Вновь вспомним основательницу монастыря – Мельгунову (матушка Александра). Богородица сказала ей: «Равной ей не было, нет, и не будет во всём свете, это четвёртый жребий Мой во Вселенной». Она явилась в 1825г Серафиму, велела взять семь сестёр из общины и поселить их отдельно. В новой общине она сказала, что будет игуминей сей обители. Общинку она велела оградить канавкой, про которую Серафиму сказала, что будет стеной и защитит от Антихриста.
-Так как там сейчас протекает жизнь? С чего начать? – заволновалась Алёна.
-С рассветом в пять часов утра сёстры бегут в храм на молитву: полуношницу, молебен, литургию, а после идут на послушание. Паломники приезжают молиться, а те, кто остаётся подольше, работают на канавке. Всё зависит от времени. Наш поезд прибудет в Арзамас. Отсюда 65 км на автобусе. Когда приедем, нужно будет поселиться в гостинице.
-А в какой храм следует сначала пойти?
-В Троицком соборе обычно идут полуношницы, читают акафисты. В Преображенском читают литургии, акафисты, поют молитвы. В Казанской церкви чаще всего совершаются крещение, венчание, отпевание.  Проще говоря, можно войти в любой храм, отстоять службу, приложиться к мощам. После службы обязательно прогуляйтесь по канавке, только не забудьте всё время прогулки по ней читать «Богородице, Дево…» 150 раз. Ещё у вас есть возможность посетить преобладающие в Дивеево источники:  Серафима, матушки Александры, Иверской, св. Понтелеимона и Казанской иконы Божией Матери. Со своими душевными былями вы можете обратиться святому Серафиму, он так и сказал: «Ходите ко мне на гробик, и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, всё, о чём ни скорбите, что бы ни случилось с вами, все придите ко мне и расскажите. И услышу вас и скорбь ваша пройдёт. Как с живым со мной говорите, я всегда для вас жив буду».
Наш поезд остановился в Арзамасе. Мы вышли на платформу. Дааа… Народу-то не густо, сказать честно, вообще ни души. Пожалуй, нам придётся идти искать автовокзал, но для начала следует найти дорогу. Я и мама огляделись вокруг: сзади рельсы, а впереди мостик в небольшое светлое здание пастельных тонов, немного разрушенное временем. Когда мы вошли в него, то наше сознание озарила мысль о том, что случайно посетившее нами место является вокзалом. Спустившись на первый этаж, мы обнаружили рабочую, охраняющую туалет.
-Я уже думала, что село заброшено,- пролепетала я.
-Какое же это вам село? Это город, Арзамасом величают! –спохватилась работница.
-Какой же это город? Только мы в радиусе 100 метров!
-Признаюсь, 105 тысяч с копейками людей живёт в городе. Такое вот село! А народ-то какой разнообразный, многонациональный. Помимо русских есть ещё и чуваши, и татары и украинцы, и эрзяне, и не только!
«Дааа.. Если с человека выдавить слово, так пробуждается гордость, а сказать что-то против него, так он зашевелится!»
Мы нашли выход. Вот и улица. Это просто смешно! Никого нет! Пройдя квартал, мы нашли магазин круглосуточной работы, спросили у продавщицы дорогу до автовокзала и добрались до пункта назначения. Там уже ждала автобус Алёна. Тёплый воздух был слегка пыльным, ночи светлые, точно напоминали ночи нашего Берёзово, только жарче. Прошёл час, два, но транспорта не было. Здесь мы уже собрались принимать хоть какие-то меры, но не тут-то было: подъезжает дряхлая «Волга», треща и скрипя остановилась. Долго открывая окошко, высунулось тёмное лицо водителя: «Автобуса не будет сегодня. Но у вас есть возможность прокатиться на такси за 200 рублей в одну точку».
-А откуда мы знаем, можно ли вам доверять? – подозрительно взглянула на таксиста хрупкая рыженькая девушка.
-Вы можете и не доверять, тогда продолжайте стоять, дожидаясь вечернего автобуса.
-И дождусь! – топнула ногой она, а водитель пожал плечами.
А мы с мамой поехали. Мужчина представился Евгением. Он отправил на остановку своих водителей. Повернулся к нам: «До гостиницы?». Мы кивнули.
-Паломники часто сталкиваются с одной проблемой. Гостиница работает и день,  и ночь; забронировать номер вы можете в любое время, но поселиться только в семь утра. Я могу потратить ваше полчаса безделья на полчаса увлекательных для вас ли, не знаю, но всё же некоторые интересные места, бесплатно.
Мы согласились. Человек мне показался довольно-таки мирным, поэтому я могла доверять ему. Выглянув в окошко, я заметила, что улочки в Арзамасе чистенькие.
-Взгляните направо,- обратился к нам Евгений,- Перед вами дом-музей Максима Горького.
На вид он как новенький, словно только покрашен яркой медовой краской. Ещё мы увидели литературные дома-музеи Аркадия Гайдара и дом Бессонова, в котором бывал А.С. Пушкин, проехали слишком много музеев, памятников истории архитектуры. Например, один из них комплекс Новодевичьего Алексеевского монастыря. Я убедилась в том, что Арзамас является муниципальным образованием.
-Вы наверное подумали, что этот город не такой, какой кажется на первый взгляд? Он действительно культурно богат, но и не только. Арзамас награждён орденом ''Знак почёта” за успехи, полученные в хозяйственном плане, ну и обговоренном ранее, плане. Много газет тут издаётся.
Небо стало высоким; пока мы ехали, наблюдали восход; слетелись голуби, их оказалось очень много; в окрестностях стали стекаться люди. Ну, конечно! О чём я думала? Вот где были все люди-то – в кроватях.
-А вот и Воскресенский собор,- заявил Евгений,- Сейчас мы находимся около соборной площади. Воскресенский Арзамаский Собор построен во время отечественной войны 1812г.
Я открыла окошко. Мы находились на холме, и  теперь я могла полюбоваться на красоту города сверху. Собор из пяти глав, в форме греческого креста, а на фронтонах собора расположены фрески на библейские сюжеты. И мы продолжили свой путь дальше, продвигаясь к Дивееву.
В машине становилось жарко. По маленькой дороге мы ехали по широкоэкранной местности. Вокруг бесконечные поля: пшеница, картофель, рожь, люцерна. Но, как мне помнится с прошлого путешествия в Дивеево, 4 года назад поля были пышнее. Измотанные дорогой мы приехали к монастырю. Я с мамой зашли в паломнический дом. Вот здесь-то, хоть и было 5:30 утра, но очередь к кассе была достаточной, и пока мама стояла в ней, я спала на лавочке. Ну что ж, спустя час мне всё же пришлось проснуться. Когда мы вошли во двор гостиницы, то я увидела вишнёвое дерево. Какие же красивые, сочные, сладкие и вкусные были его плоды! Но надо было заходить в гостиницу . Вход был закрыт, но мы додумались нажать на звонок. Нам открыла сестра (сестрами в православии называют женщин, а мужчин братьями). Войдя внутрь, т.е. в маленькое крылечко, мы обнаружили ещё одну дверь, вдобавок ко всему этому на полу были аккуратненько расставлены тапочки, стоявшие рядом со специальными полочками. Переобулись (одели, на полу лежащие, тапочки) и зашли в главную часть гостиницы. Сестра, которая открыла нам дверь, оказалась администратором. Мы показали свой жетон, доказывающий и удостоверяющий наше оплаченное место жительства на определённое время в этой гостинице. Сестра Мария ( как она позже представилась), проводила нас в нашу келью. Я ожидала комнату, всю завешанную иконами, но только не это. Открыв дверь, сестра Мария уступила нам открыть. Свет ослепил мои глаза! Комната была очень светлая: бежевые стены, светлые кровати, пол телесного цвета, белоснежные полотенца и покрывала с подушками, а дополняет всю эту белую обстановку большое- большое окно  почти на всю стену, которое делало комнату просторнее. Через окнище прямолинейно проходили лучи Солнца в комнату. И тут я задумалась. Что случится с моими глазами, если убрать эту белую тюль? Неужели ослепну? Кстати, да, чуть не забыла. Я представляла комнату, всю увешанную иконами, но я никак бы не додумалась, что в ней всего одна! Я не выдержала. Мне очень хотелось спать. Я начала снимать было одежду, но не тут-то было, в комнату вошла Мария и сразу предупредила, что в келье нельзя снимать одежду до нижнего белья, то есть всё это время я должна была быть в юбке до колен и закрытыми плечами, в платке. Но мама успокоила меня на том, что под одеялом можно и так. Последние три-четыре часа меня накрыло толстым тёмным пледом глубокого сна.
Проснувшись, я увидела маму, спросила у неё покушать.
-Пока ты спала,- стала было отвечать мне мама,- Мария мне всё объяснила. Пойдём провожу тебя на завтрак (хотя был уже обед).
Чтобы покушать, нужно было поднятья на второй этаж. Поднявшись в комнату, в которой был почему-то выключен свет, вследствие чего ничего не было видно, мама обратилась ко мне: ”Перед тем, как пойти покушать,- указала на кухню,- помолись этой иконе,- повернулась к ней‘’. А молиться нужно так: попросить благословение на еду, прочитать «Богородице,  Дево, радуйся», «Отче наш» и «Верую». Кухня оказалась ни сколько не темнее кельи, но только больше. А как же похожа на дачу:  белая хлопчатая скатерть, мебель из дерева (обратите внимание на стулья: необычный переплёт, широкая спинка, прочные ножки, а сверху постелена мягкая подстилка – точно деревянные кресла), картины, фрукты на столе, окно приоткрыто , ласково и нежно развиваются шторы, за окном сад и много деревьев.. Вся  еда хранилась в холодильнике в подписанных пакетах. Никто не съест твоё, потому что рука на такое не подымется, ведь люди приехали сюда к Богу, дабы поработать над своим духом, улучшив его. Принявши пищу, я вновь возвратилась к той иконе, к которой обращалась с просьбой благословения, но теперь уже, чтобы поблагодарить, помолиться, поклониться.  В Дивеево я уже была, поэтому по местности ориентироваться могу. Для того чтобы дойти до монастыря от гостиницы, требуется перейти дорогу. С данной задачей я справилась на “ура’’. Входов несколько, а я вошла на территорию монастыря через ближайший вход. Свой день я начала с прогулки по канавке. Добравшись до начала, я сняла обувь. Палящее Солнце раскалило кирпичный пол, и мне приходилось идти по тенёчкам обжигающей дорожки. Спустя час молитв я закончила прогулку. На выходе, я встретила маму, покупающую сухарики. Взяв у неё немножко, я увидела толпу паломников и слова экскурсовода: «Сейчас мы пойдём смотреть на чудо». Мне стало интересно, и я последовала за ними. Народ пришёл за церковь, к могилке. Но сначала я заметила растущее с неё дерево с широким стволом. Экскурсовод сказал: ‘’Здесь похоронен Мотовилов.Однажды он сказал Серафиму, что хотел бы стать бесноватым, что бы побороть его, как поборол его Иисус. Серафим ответил: "..Не вздумай.."И за свои слова Мотовилов отвечал 30 годами борьбы с бесом. Серафим. Это не просто человек; не раз в лесу кормил он медведя с рук, а тот не боялся его. А теперь взгляните на дерево с другой стороны». Все сбежались к указанному экскурсоводом месту.
-Восхитительно!
-Потрясающе!
-Чудо! – поражались паломники. С задней стороны дерева был крупный приросток. Я пригляделась… Как вообще такое возможно? И как?! Приросток был большим выпуклым медведем:  голова, лапы, живот, глаза, уши – всё как у него. Ещё не отошедши я поверила в существование чего-то... свыше! Нет, не то, чтобы я до этого момента не верила, но, после увиденного, появляется настоящая вера.
Дорогу на источник я размышляла о смысле жизни, о том, какие «странности» приходят к нам в жизнь. Давайте поразмышляем вместе. Должно быть, это знаки? Ну, например… Когда я ездила на Украину в Почаевскую лавру (и в Киево-Печорскую), у икон, даже касательно одной, я видела образ, увешанный сотнями крестиками и кольцами. Иными словами, в храме висела икона; прошло много служб; батюшки, монахини, простой народ молились ей.  И вот, однажды, случилось чудо:  старушка, у которой прежде стоял смертельный диагноз, она стала вдруг здоровой. В благодарность нужно было оставить жертву. Жертвой обычно являются золотые вещи. С этого момента, люди узнали, что икона чудотворная, и поверив, стали просить своё желание, а оно сбывалось. Со временем крестиками и кольцами был увешан образ полностью. Такой вот силой обладает вера. Подобный случай, связанный с другой иконой, тоже заставил меня задуматься – поперёк иконы лежал костыль, а вертикально ещё два. Как рассказывали местные, тот костыль, что поперёк, оставила женщина, исцелившись прямо у иконы, а та пара, что вертикально – старик, получивший помощь в своей просьбе об излечении. Тогда к этим иконам стояли многочасовые очереди. Однажды я видела отпечаток образа, проявившийся на стекле иконы, словно негатив от яркой вспышки. Таких икон в мире всего четыре. А иконы, что мироточат, с чего бы это? А тела давно погибших Святых старцев, которые при вскрытии не тлеют, как тела обычных людей, что гниют в гробу. Они иногда даже благоухают! Можно ли это как-то объяснить? А чёрные от времени иконы, которые ни с того ни с сего начинают восстанавливаться, осветляться, обновляться? Вот бы так старинные уникальные картины великих художников возвратили бы свой прежний вид! Как вариант, это знаки. Иначе, как это объяснить со здравым смыслом. И это не случайность. Об этом мы просто не задумываемся, мы живём, не думая, куда нас жизнь приведёт… Что же ждёт нас «там»? Если выбросить все вещи, то что останется у человека на душе? Вероятно, только пустое повествование. И очевидно, все эти вещи подтверждают, что есть что-то такое неведомое, что укрепляет нашу веру.
С такими мыслями я оказалась у источника матушки Александры. Внутри небольшого, покрытого зелёнью и разнообразными цветениями участка, стоял деревянный домик, в котором, казалось бы, только один человек вместился. Во дворе участка уже ждали на лавочках свою очередь с десяток человек. На улицах духота: плюс  тридцать шесть градусов. Кошки тёрлись об ноги, и почему-то именно этих созданий в Дивеево было много. Я уже так настроилась на источник, что чувствовала себя уверенно на все сто процентов, нетерпеливо, с трепетом ожидая. Так хотелось скорее облиться этой прохладной водицей, полностью и целиком так окатиться, что бы смыть все свои недуги… И вот, я, мама, и ещё две девушки зашли в домик. Здесь было холодно, но нужно было раздеться. Ладно. Я пропустила маму. Она, прикрикивая, окунулась в воду с головой 3 раза, перекрестилась каждый раз и за мгновенье оказалась около меня. Капли, согревшиеся на её теле, но даже так, были холодными. Я пропустила вперёд рыженькую девушку, которую встретила ещё в Арзамасе. Она с лёгкостью окатилась 3 раза и пустилась одеваться. Ну, очередь не ждёт.  Ещё храбрые пять минут назад, когда я рвалась сюда, заменились трусливостью. Как же страшно. Безумно страшно! Любое место, но лишь бы не здесь! Я спустилась по деревянной, холодной, мокрой лестнице и коснулась кончиком пальца ног воды, ломающей кости. Я неуверенно взглянула на маму. В этот момент меня опередила одна девушка, Юля кажется. Она легко проскользнула мимо меня и с простотою, как будто выполняя обычное дело, окунулась в воду, полностью сев на корточки и повторила процедуру несколько раз, со спокойствием пошла одеваться. Мама уже взяла ведро, что бы облегчить мои муки, но не успела моргнуть, как я со скоростью света уже окунулась и поскакала за полотенцем. В момент нахождения под водой, я почувствовала, как дух захватило, словно лёгкие переполнило воздухом и сжало, и они вот-вот лопнут.
Когда я шла домой уже с мамой, то чувствовала себя очень легко и свободно, словно заново родилась. Такое ощущение бывает у человека когда он крестится. На душе было так светло, тепло и радостно… После этого я посмотрела на мир новым, свежим взглядом – вокруг такая благодать! Я никогда не замечала красоту нашей природы. Например, сколько цветений, запахов, звуков и приятных ощущений царствует в природе!
Добралась до храма. Сейчас тут проходила вечерняя служба, к батюшкам было много народу. Они исповедовали его. Когда пришла моя очередь, то я, вдобавок, почувствовала, словно камень с души сняли. Отстояв службу, я возвратилась домой, а точнее в келью. Я, мама, остальные сёстры, которые проживали с нами в келье, принялись читать каноны, как обязанность, выполняющая готовность принять утреннее причастие. Мы по очереди читали вслух канон за каноном, в заключение чего я заснула, благодаря изнурению, появившимся за этот замечательный вечер. Утром, отстояв долгую службу, я причастилась у владыки, т.е приняла кагор, как кровь Иисуса, в котором просфора, как плоть его.
Сегодня был последний день. Его я потратила на покупку сувениров: иконок, крестиков, пояса (которые лечат), и др. Эти вещи я освятила на мощах многих старцев, а главное, Серафима. Ему же я помолилась за своих близких. На службе проходило помазание, и когда батюшка пытался помазать девушку, в которой я узнала Алёну, ехавшую с нами, я наблюдала за её рычанием, воем, криками. Она была бесновата. На обратном пути я разделила двести рублей и раздала их просящим.
С чистой душой я возвратилась в своё родное Берёзово. Когда я рассказывала своим подругам, папе, бабушке про поездку, то поняла, что икоты у меня больше не было. Я стала более ценно относиться к вещам, людям. На жизнь у меня изменился взгляд: в моих глазах было больше положительного, нежели отрицательного. Пересматривая рисунки, я заметила на первых страницах что-то неприятное и непонятное, тёмное и неразборчивое… А те рисунки, что после посещения источников – светлы, прекрасны. Походив по магазинам, я услышала споры и злость людей. Каким же добрым оказалось Дивеево, сколько в нём хороших людей, вы знаете почему…
  Но что бы найти веру или то, в чём есть смысл, то нужно найти веру в смысле. Мы смотрим на что-то поверхностно, легкомысленно и не задумываясь. Что бы найти в глубине чудо, надо искать его. Что бы искать, надо захотеть. А мы, как правило, не видим смысла. Увидев однажды, мы восхищаемся, но потом забываем, приняв за случайность, а теперь снова задумайтесь… А что дальше?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  - - - - - - - - -  - - - - - - - - - - - - - - - -

Моя следующая поездка также не малому научила меня. Следующей точкой на карте являлась Абхазия. Что я знала о ней? Первым источником информации были друзья. Это как игра в «глухой телефон». Ненависть рождаем мы сами, а к чему – сейчас расскажу. Так вот вернёмся к первому источнику информации – друзьям, играющим в «глухой телефон». У меня с их слов сложилась об этой стране такое впечатление: еда – шаурма с собаки, люди – нищие строители и недоброжелатели, природа – загрязнённая штукатуркой засуха. Оказавшись там, я узнала, что всё совершенно наоборот.
Отправились мы в сторону северо-запада на летательном транспорте самолёте, т.е. ‘’боинге” через Сочи. От аэропорта до границы нас вёз молодой парнишка; по внешности и акценту абхаз.
- Я Алхуз, в сказках у нас частенько это имя, - заговорил абхаз.
- Леонид, поприветствовал отец, - замечательная страна, Абхазия!
-Даа, да. Она небольшая, но, тем не менее, состоит из семи исторических областей: Малая Абхазия, Бзыпын, Гума, Абжуа, Самурзакан, Дал-Цабол, Псху-Аибга. Столица – Сухуми. А вам куда?
-В столицу! – заявила бабушка. Все мы рассмеялись.
-Жаль, что мы едем ночью, - сказал папа,- я уже бывал здесь.
Я посмотрела в окошко и удивилась. Передо мной стояла чёрная высокая стена, заканчивающаяся где-то в небе!
- Как красиво! – изумилась я.
-Это море,- объяснил папа.
И правда, стеной было море, а посреди него была тонкая чёрная лунная дорожка. Я была поражена. Это надо было просто видеть!
- Видела бы ты, Поля, как красиво ехать по горам здесь, днём, однако, к сожалению, сейчас ночь, только лунную скатерть и видно,- расстроился папа.
- Но у вас есть ещё и обратный путь,- подарил надежду Алхуз.
- Но отправляемся не только в Сухуми, но и в другие города заглянем! – поддержал папа.
- Многие русские восхищаются нашей природой. Конечно, сначала вы приезжаете отдохнуть, природа очаровывает вас, и вы понимаете, что Абхазия похожа на Африку. Спешу отметить, что у нас существует самая короткая река в мире ‘’Репруа”, длина которой составляет лишь 18 метров. Кроме них есть ещё и значительные, такие как Кодор, Бзыпь, Калясур, Гумиста. О, заметьте, справа от вас город Гагры. Здесь и протекает самая короткая река ‘’Репруа”.
Мы ехали по узенькой дороге вдоль горы, находящейся слева от нас. Справа же, внизу, у подножия горы располагались города, протяжённостью до берега моря.
- Красивы ночные Гагры! Прямо как фонарики на чёрном полотне… - посмотрела на город бабушка.
-Конечно, конечно! А днём ещё красивее. Вообще флора Абхазии довольно-таки разнообразна: всего 3500 видов растении, 180 из которых являются древесными и кустарниковыми формами, а остальные травянистыми; примерно 400 видов представляют собой эндемики Кавказа, а свыше ста встречаются только в Абхазии. В горах буковые, местами самшитом.
Сквозь темноту я рассматривала строение деревьев в горах. На них росли как пихты, так и пальмы. И вдруг, откуда не возьмись, на дорогу выскочил шакал! Он был похож на маленького волка. Я напугалась. Он оказался прямо у колёс, и мы чудом объехали его.
- Да, шакалов у нас много, они часто встречаются на низменностях, и, кстати, не только у вас есть медведи! У нас присутствуют и кабаны, и рыси, и благородные олени, и косули, и тетерев, и серны.
И вот мы приехали. Во дворе многоэтажки нас встретил папин друг Гена. Подъезд, в который мы заходили, был старый и разрушенный. Но когда мы вошли в квартиру на втором этаже, то я заметила особую роскошь: большие зеркала, утопающие своим завораживающим видом картины, высокие потолки, но во всём этом есть некая изюминка – простота. Моя комната была ещё и бабушкина, и совсем уставшие мы бухнулись спать.
Утром я проснулась от запаха манящего варёного мяса. Со свежей головой я с интересом и небольшой интригой отозвалась на запах, в целях выведать тайны папиной кухни. На кухне стоял папа: ‘’Борщ будет готов через час”,- обрадовал он. На столе лежал поднос, в котором лежали зелёные лимоны, количество которых превышало пять десятков. Папа держал в руке бокал тёмно-красного вина, и сделав глоток, сказал: ’’В основном, абхазское вино производится кустарным образом в домашних условиях ” и съел виноградинку. Когда бабушка проснулась, мы поели вкусного борща, а потом отправились на пляж. От нашей многоэтажки до пляжа по времени ходьбы составляло около десяти минут. Как только я вышла на улицу, то почувствовала тёплый свежий воздух и палящее солнце. Отец указал на стены одного из домов, мимо которого на тот момент мы проходили: ‘’Видите дырки на покрытии? Это всё с войны с Грузией в 1992-1993гг”. Я шла и наслаждалась природой. Очень красивые деревья с необычной первозданной красотой окружали нас:  лавро-вишня, каштан и плодовые (киви, виноград, персики, абрикосы, орехи, сливы, черешня, яблоки, груши, бананы, айва свисали с веточек). Деревьев и кустарников было много, в частности кипарисы и пальмы, на которых росли финики. Мы проходили мимо мальчиков, которые обхватив весь ствол пальмы всем телом, трясли дерево,  а с его верхушки сыпали градом финики. Заглянув в киоск, мы заметили, что один плод пальмы стоит около ста рублей!
А вот и пляж. Мягкий песок был засыпан галькой, а ближе к воде щебнем. Это делают для того, чтобы в воду не засасывало. Расположившись на песочке, бабушка легла загорать. А мы с папой ринулись купаться в море. Погода стояла ясная, тихая. Море спокойно, ветра нет. Папа с разбега нырнул. Все брызги полетели на меня! В рот попали капли солёной воды этого чёрного моря. Море казалось бескрайним, по нему плавали яхты. Папа позвал меня доплыть до одного места. Он указал на скалу в тридцати метрах от нас. Доплыв и забравшись на скалы, длиной метров сто и шириной один метр. Перед собой папа держал специальные подводные очки и дал их мне: ‘’Нырни за камни и внимательно посмотри на строение их покрытия”. Я сделала его повеление. Оказавшись под водой, я увидела чудесную жизнь цветных коралл, на камнях присосались улитки разных размеров, куча мидий и других разных живностей. Ещё немного полюбопытствовав, я вернулась на берег. Бабушка уже сидела в воде, принимая солнечные ванны. Папа пришёл и заявил: ‘’В этих водах живёт лосось, судак, форель, сазан”.
Голодные, мы поспешили отведать кавказской кухни в ресторане. Присев на мягкие уютные кресла вокруг большого круглого стола, над которым была арка с крышей, мы дождались официанта. Когда он подошёл, я выбрала из меню рыбу, сделанную либо из форели, либо из барабульки, либо из кефали, либо из карпа. Я выбрала форель, которую позже мне поднесли с овощной нарезкой и бальзамическим уксусом. Папа выбрал каре ягнёнка: ещё шипящий шашлычок из молодого барана поднесли на расписной тарелке. Бабушка попросила соляночки. Суп бабушки был густой, в ингредиентах которого присутствовали говядина, томатная паста, чесночок, солёные огурчики, лук, зелень петрушки и кензы, аджика. Над нашим столом играли величественные ароматы кавказской кухни. Нам принесли хачапури – популярная грузинская выпечка с начинкой из рассольного сыра. Нам его принесли в чугунной сковороде с пылу-с жару! Состав:  мука, яйца, сахар, вода, дрожжи сухие французские хлебопекарные, масло подсолнечное и сливочное, соль, сыр сулугуни или имеретинский. Кстати, никакого мяса из собаки!
Наевшиеся, мы решили посетить одну из уникальных достопримечательностей Сухуми – ботанический сад института ботаники Академии наук Абхазии. У входа табличка: ‘’Основан в 1838 г.” – это один из старейших ботанических садов мира. Я последовала за толпой туристов (как дежавю), которые слушали слова экскурсовода: ‘’Сначала это был военный ботанический сад. Всё началось с чайного куста, привезённого из Никитинского ботанического сада, расположенного в Крыме, и растений апельсинов и лимонов.  Всего в ботаническом саду свыше пяти тысяч видов растений , из которых примерно двести с островов Тайвань и Хоккайдо”. Меня заинтересовало потрясающее растение, на табличке было написано название: ‘’Мимоза стыдливая”. Это травянистое полукустарниковое растение из семейства бобовых. На тонком стебле колючки, прекрасны шарообразные  цвета орхидея цветки. Всё бы ничего, но, решив понюхать бутоны, коснулась я кончиком носа листиков, а те, имея двоякопёрстную форму, согнулись. Я удивилась, коснулась других листочков, и они сложились. Тут я поняла, в чём секрет их ‘’стыдливости”. Я прогулялась по бамбуковой роще и остановилась у «Секвойи вечноживущей (вечнозелёной)», ведь её кора была такой толстой, а ствол таким широким, и если я лягу вдоль его,  то буду в два раза меньше ширины его. Очень приятный и чарующий запах исходил от «Османта душистого», а посреди растений стоял бассейн с гибридными кувшинками. В этой местности я чувствовала себя как в джунглях. Тут я вспомнила Алхуза, когда он напоминал о схожести Абхазии с Африкой.
На следующий день Гена повёз нас в одну прелестную деревню. Кто живёт в этой славной деревне Отап у гор, тот точно будет являться долгожителем, который здесь, в основном, живёт примерно сто тридцать лет. В деревне Отап оказалась пещера Абрскил, у входа в которую продавался мёд. На витрине стояли его разные сорта: облепиховый, эвкалиптовый, ореховый, бесцветный и другие. Экскурсия проходила каждые шестьдесят минут. Я и остальной народ дождались сопровождающего. За тонкой решёткой таилась темнота… жуткое зрелище! Только у ног освещался пол, на котором стояли резиновые сапоги. Нас ждала мёртвая тишина и неизведанность. Отворились ворота. Я с неосторожностью шмыгнула внутрь. Низкий потолок и мрачные стены, поросшие мхом – ничего сквернее не видала. Я повторила за всеми: надела резиновые сапоги. Чувство любопытства не покидало меня. Здесь было довольно прохладно. Я поспешила вперёд. Для того, что бы пуститься шагнуть с порожка, расстояние которого на первый взгляд до низкой точки около двадцати сантиметров… от резкого шока я вскрикнула! Меня ждала прозрачная, до этого спокойная вода, тогда слившаяся с водой. Если сапоги были до колена, то вода находилась на пять сантиметров ниже. Стены были жёлтые, слизистые, липкие. На потолке часто встречаются сталактиты и сталагмиты. Экскурсовод двинулся вглубь, и мы последовали за ним.
-Пещеру Абрскил назвали в честь абхазского героя эпоса богатыря-богоборца. У него были хорошие качества, такие как доброта, влечение к справедливости, он боролся за счастье своего народа.
-А вы постоянно так впариваете это людям? – выскочил русский.
-Если вам что-то не нравится, то следуйте к выходу,- ответил наш сопровождающий.
-Да, чего же я тут торчу?
-Вас никто не держит,- согласился экскурсовод и продолжил,- Итак. Богатырь восстал против абхазского бога Апцвы и добыв огнь для людей, был навечно заточён им в подземелье. А сама пещера ещё не исследована до конца, так как вода всё выше и выше. Никто не заходил дальше 5 километров.
- А водичка вкусная? – поинтересовалась я.
-Ну, я лично не пробовал, так-то она названа в честь коня Абрскила, что в переводе с абхазского означает ‘’вносящая конский навоз”, но если тебе так интересно, ты можешь попробовать.
Рассказав ещё немного, показав разные горные породы, он повёз нас в Очамчыру, что в пару десятков километров.
Очамчыра находится в устье реки Галидзга. Сюда Гена повёз нас после пещеры. Отправились мы на высоту пять  метров над уровнем моря. Климат Очамчиры  — средиземноморский субтропический.
Судя по разрушенным и ветхим домам, руинам, город очень древний. Вокруг много самшитов и самшитовых рощ. Много деревьев и деревянных домиков, что очень напоминает деревеньку.
Мы приехали домой к Гене. Участок вокруг дома был очень большим. Очень много живностей гуляло по клеткам, вольерам. И вот главный двор. Посреди чисто подстриженного поля ярко-зелёной травы стояла лавро – вишня, что выглядело очень аккуратно и необычно. Только вокруг гуляли курочки и с интересом встречали прибывших гостей и своего хозяина. Встречала и семья Гены, они сразу пригласили нас к столу. Нас ждал огромный поднос еды. Сказать честно, у нас на Новый Год такой ассортимент еды не подают!  Перепела, запечённое разное мясо, салаты, пеламуши ( из винограда ), много выпечек, фрукты, сладости, компоты, а главное, чача. Чача в Абхазии, как водка в России. Только чача от семидесяти процентов, то есть крепче водки. Я познакомилась с дочкой Гены, Алисой, мы были одного возраста. Оказывается, они занимаются тем же самым, чем занимаются русские подростки! Ну что ж, познакомились, поели, и домой.
На следующий день мы поехали на Афон. Было пасмурно, шёл дождь. Ехали по дороге в Сочи, вновь проезжая Гагры и ту самую реку Репруа. Меня поразила красота природы – между двумя горами образовалась радуга и плавали облака, и так вышло, что мы ехали через них! А вот и Новоафонский монастырь. Вокруг кипарисы.
Перед входом в обитель, нужно одеть юбки и платки, иначе тебя не пропустит охранник. Тут было очень строго. В обители шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница». Понтелеимонский Собор построен в неовизантийском стиле, много фресок. Поставив свечки за здравие родных (кстати в Абхазии примерно 70 процентов православных), мы посмотрели на водопад, падающий с красивой реки. Можно посмотреть на эту красоту прямо со склона.
Когда мы приехали в Сухуми, то по пути нам встретился питомник обезьян, то есть научно-исследовательский институт экспериментальной патологии и терапии. Чтобы зайти в него, нужно подняться высоко в гору. Перед питомником в кульках продают нарезанные фрукты. Я купила один пакетик. В больших клетках жили разные породы макак, гамадрил, и т.п. Пока я давала маленькой худой макаке кусочек арбуза, другой наглый отобрал у меня прямо с рук! Одна мать маленькой макаки, прижавшейся к груди мамы, отдала дарованный мною банан своему детёнышу. Очень мило выглядело со стороны.
На следующее утро мы пошли на море. Шум нарастающих и бушующих волн, сильный ветер, тучи и моросящий дождь давали понимать, что проходил шторм. Расположившись у края перед мокреньким следом волны, я наполовину вошла в воду. Она с огромной силой врезалась в моё тело, отталкивая чуть ли ни на три шага, а потом полностью уходила за два метра от моих ног, и так каждый раз. Волна приходила грязная, но теплее, чем в жаркий солнечный день. Тётенька, уже чёрная от постоянного нахождения под солнцем, всё также разносила кукурузу и горячие пирожки. Я прямо с воды собирала ракушки. И тут внезапно закричала бабушка. Пока она шаталась на воде, волна её перевернула и потащила за собой, далеко в море. Мы с папой быстро схватили её за руки, всеми силами держа её, еле-еле вытянув на сушу. Унесло бы так море за собой, унесло! А что было бы, если бы человек остался один?
                Черниговка.
Мой лакомый кусочек в Абхазии оказался Черниговкой. Находясь здесь, можно забыть про всё, что было за гранью этого изумительного места. Все хлопоты остаются позади тебя, а сейчас – время побыть наедине с самим собой.
Красота начинается с входа в Черниговку – тонкую тропинку, вытесняющуюся от бурного течения резвого ручейка, расположенного между Кавказскими горами. Между горами прохладно, от ручья и камня выделяется живительная свежесть, лёгкость, наполняющие лёгкие чистым очищающим воздухом. Лазурный, зекрый, густоцветный (или наоборот, прозрачный), изумрудный, бирюзовый – это хамелеон-вода, все оттенки которой встречаются в этом ручье. Ручей необыкновенный. Он течёт из водопадов, льющихся со склонов гор и их ущелий. Вода питательна. Она обточила скалы, придавая им живописную узорчатую структуру. Между горами эхо, удваивающее шум водопада. Целебная, оздоровительная влага наполняет энергией – восхитительное настроение! Прогуливаясь вдоль тропинки, задумываешься, какая же ошеломительно красивая природа, сколько же всего она нам подарила, и намекает, что же является настоящим сокровищем. Травы и кустарники заполнили всю землю Черниговки, и появляется чувство какой-то комфортности, гармоничности. По пути мне встретилось ущелье в горе, я заглянула в него и увидела темноту: должно быть безграничная глубь. Но останусь наедине с природой и с самой собой. На основе вышесказанного, с уверенностью могу утверждать, что действительно, Абхазия (Апсны) – страна души!
P.S.: Какая же прекрасная страна – Абхазия. Все жители знают историю своей страны, своего города, своего имени, а самое главное, ценят. Это гордость, но и это патриотизм. Столько разнообразия, столько красоты, столько жизни! Я уважаю их народ. Побывав здесь, я поняла, что приеду ещё и ни один раз! Путешествовать надо; нельзя сидеть в одном городе, получая однообразия и ничего нового и ничего удивительного. Путешествия полностью переворачивают представления, дарят новый взгляд, смысл для жизни. Сидеть  на одном месте, слушать бред… Так нельзя! Никакой шаурмы с собаки, никаких строителей-недоброжелателей, никакой засухи. Плохих русских в Абхазии тоже много, таков человек. Верить, не верить в представления и мировоззрение другого человека – решать вам, а убедиться в чём-то, посмотрев своими глазами, вот это действительно верное решение! Приятной поездки, друзья!


Рецензии