Первые шаги

   Первые  строки  у  Автора,  как  первые  шаги  у  ребенка  -  робкие,  неуверенные,  осторожные...  С  мамой  -  уверенные...

   Глядя  в  белый  экран  монитора,  я  вспоминал  своё  светлое,  босоногое  детство.  И  почему - то,  то  как  дразнила  меня,  соседка - молодуха  темноглазая,  -  "безштанько".  Тогда  на  мне,  все  лето,  с  одежды,  были  только  черные  сатиновые  трусы,  серые  уже  под  осень..


                *  *  *


                Я розповім вам, чорноброві

                Я  розповім  вам,  чорноброві:
                Все  починається  з  любові.
                Все  починається  з  кохання,
                Коли  прийде  жага  бажання.

                Я  розповім  вам,  чорноброві:
                Все  починається  з  любові.
                Коли  з  вечора  і  до  рання,
                Любов  зоря – зоря  остання.

                Я  розповім  вам,  чорноброві:
                Все  починається  з  любові.
                Коли  жінка  чека  дитину,
                То  любить  її  щохвилини.

                Я  розповім  вам,  чорноброві:
                Все  починається  з  любові.
                Поки  зростають  малі  діти,
                Хіба  їх  можна  не  любити?

                Я  розповім  вам,  чорноброві:
                Все  починається  з  любові.
                В  своє  життя  йдуть  наші  діти,
                Як  же  за  них  не  порадіти.

                Я  розповім  вам,  чорноброві,
                Все  починається  з  любові.
                Нам  наймиліші – дітей  діти,
                Вже  ми  їх  вміємо  любити.

                Я  розповім  вам,  чорноброві:
                Усі  гріхи  від  нелюбові.
                Коли  забудеш  свою  мати,
                То  хто  тебе  буде  кохати?

                Я  розповім  вам,  чорноброві:
                Усі  гріхи  від  нелюбові.
                Не  стане  в  світі  краще  жити,
                Коли  не  будемо  любити.

                Я  розповів  вам,  чорноброві:
                Все  починалося з  любові.
                І  щоб  щасливо  в  світи  жити,
                Життя  й  людей,  треба  любити!



                *  *  *



   Она  закончила  политех,  годом  раньше,  вступив  на  машиностроительный  факультет,  сразу  же  после  школы.  И  что,  она  делала,  среди  "болтов", которые  сутками  корпели  над  огромными  ватманами,  с  синеватым  отливом.  И  которые,  до  четвертого  курса,  сами  становились  похожими,  на  эти  ватманы...

   Все  годы  учёбы,  я  так  и  не  разгадал,  почему  она,  ну  совсем  изящная,  выбрала  себе  такую  грубую  работу,  с  металлом,  настоящую  мужскую  профессию  -  инженера  механика...

    "болты"  -  обидное  прозвище  студентов  маш - го  ф - та  нашего  политеха.


                *  *  *


                Помню я маленький наш городок

                Помню  я  маленький  наш  городок,
                В  тёплые  майские  дни,
                Кудри  акации  белые  в  нем,
                Сердце  тревожат  они.

                Аромат  цветущей  акации,
                Душу  согрел  без  огня,
                Аромат  душистой  акации,
                Снова  волнует  меня.

                Гроздья  акации  белой,
                Помню   я  день  ото  дня,
                И  поцелуй  твой  несмелый,
                Когда  целовала  меня.

                В  юности,  все  мы  красивые,
                Как  белой  акации  цвет,
                Были  с  тобой  мы  счастливые,
                Вместе  встречали  рассвет...

                Помню  я  маленький  наш  городок,
                И  часто  вижу  во  сне,
                Словно  в  него  я  попал,  на  чуток,
                В  юность  мою,  в  Тульчине.

 

                *  *  *



   У  автора  -  три  страсти.  Две  охоты,  и  рыбалка.  Первая,  охота
круглый  год - фото  охота.  Вторая,  охота  в  грибной  сезон - тихая  охота.  И  только  третья,  охота  его  знака,  стихии  Воды - рыбалка...



                *  *  *



   Я  люблю  этот  лес,  под  названием  Лопатина.  Лес,  он  смешаный,  похожий  на  прямоугольник  с  неровными,  как  будто  рваными  краями.  И  только  с  запада  в  нём  растёт  кусочек  сосняка,  и  кусочек  березняка  (под  названием  _  Березина),  который  насадили  детки,  с  нашей  школы  -  восьмилетки. 

   С  востока,  лес  начинается  от  небольшого  рабочего  местечка,  а  с  запада  и  севера,  он  упирается  в  полноводную  речку,  которая,  как  змея,  извивается  вокруг  него...

   Какое - то,  Спокойствие   поглощает  меня,  как  только  я  появляюсь  в  нём.  Сначала,  я  внимательно  рассматриваю  подлесок,  будто  общаюсь  с  детворой.  Затем,  с  теми  кто  постарше,  задрав  голову  к  небу.  И  глядя,  на  эту  чудо - сказку,  мне  кажется,  я  вижу  здесь,  не  неровные  деревья,  разных  пород,  а  лица  и  судьбы  многих  людей.  Такие  непростые,  и  такие  разные...



                *  *  *



   В  этот  мир  я  пришёл,  когда  умер  тиран.  Но  был  почти  не  жилец,  пока  тётушка  Василина,  старшая  сестра  матери,  не  выкупала  меня в  какой - то  траве.  Эту  историю  я  вспомнил  через  много  лет.  И  только  потому,  что знал  о  том,  что  купель,  была  вылита  под  куст  калины,  которая  потом  усохла...

   И,  о  чудо!  КАЛИНА  КРАСНАЯ  -  ВОЗРОДИЛАСЬ!  Выходит,  это  она  отдала  мне  свою  жизнь...

   Но  как,  через  столько  лет,  и  на  том  же  месте?
Согласитесь,  разве  это  не  ЧУДО?               


               
                *  *  *



                Чиста криниця

                Я  прокинусь  рано,
                Й  піду  до  криниці.
                З  глибини  дістану,
                Чистої  водиці.

                Та  вода  джерельна,
                Душу  зігріває.
                І  з  грішного  тіла,
                Всі  гріхи  змиває.

                З  нашої  криниці,
                П’ємо  чисту  воду.
                Чорні  й  білолиці,
                Гарнії  на  вроду.

                Дід  копав  криницю,
                Для  нашого  роду.
                І  всі  п’ють  водицю,
                Як  ідуть  з  городу.

                Йде  через  городи,
                Стежка  до  криниці.
                Всім,  кому  потрібно,
                Наберуть  водиці.

                Повчав  мене  батько,
                Повторяв  частенько:
                "Пий  козаче  воду,
                Та  пий  помаленько.

                Пий  козаче  воду,
                З  джерела  одного.
                Збережеш  здоров’я,
                У  себе  самого."

                Будемо  пити  воду,
                Й  дякувати  Богу.
                А  щоб  добре  жити,
                Не  будемо  тужити!


                *  *  *


                Бабушка.

                Бабушка.  Моя  родная,  единственная,  бабушка.  Прошло  сорок  лет,  с  тех  пор,  как  она  ушла...

   А  в  памяти  домик,  где  она  одна  жила,  на  две  половинки,  и  крытый  соломой. И  запах,  приготовленной  в  печке,  нехитрой  еды,  перемешанный  с  запахом  ладана,  который  день  и  ночь  исходил,  от  постоянно  горящей, под  иконой  Матери  Божией,  лампадки.  Теперь  то  я  понимаю,  ой,  ещё  как  понимаю,  эту  пожилую  родную  душу...

   Родилась  моя  бабушка  в  1890 - м,  ещё  в  позапрошлом  веке,  на  Украине,  в  селе  Тимановка,  Тульчинского  района,  Винницкой  области.

На  её  долю,  и  живших  тогда,  в  роковом  20 - м  веке,  выпало  немало  испытаний  и  тягот.  Войны,  революция,  страшный  голод..,  ещё  один...

   А  сколько  горя..?  Как  она  всё  вынесла,  родив  семерых,  вырастив  их..,  а  потом..?  Четыре  сыночка  и  три  доченьки - кровиночки,  Василина,  Вера  и  Любовь,  было  у  неё.

   Самый  первый  у  неё  был  Григорий...

   Второго  сына  Лукьяна,  забрала  эта  проклятая  война - пропал  без вести,  освобождая  Европу...
 
   Оба  меньших,  вернулись  домой  искалеченными...

   Наименьший,  её  Павлуша,  ещё  перед  войной,  стал  лейтенантом.  Как  она  гордилась  им,  своим  танкистом.  Но  его  танк  был  подбит  в  бою,  а  её  сыночек  горел,  израненный.  Но  слава  Богу,  всё  обошлось...

   Уже  после  войны,  он  закончил  университет,  и  до  конца  её  дней,  жил  недалеко  с  семьёй,  в  райцентре,  работая  юристом...

   А  другому  сыночку  Парамону  повезло  меньше.  Получив  ранение  в голову,  он  сильно  страдал  головными  болями.  Но  женился.  И  у  неё появилась  внучка  Наденька,  которая  и  стала  для  бабушки,  самой  близкой  и  родной.  А  вот  её  отец,  пожил  недолго,  лет  пять  после  войны...

   Схоронила  бабушка  и  мужа,  также  Парамона,  а  потом,  долгих  двадцать  пять  лет,  жила  одна...

   Но  и  на  этом,  её  страдания  не  окончились. Двадцатилетней  умерла,  от  болезни,  её  наименьшая  из  близняшек,  Вера...  Ослабленные,  в  те  трудные  годы,  часто  не  выживали...

   Пришли  пятидесятые  годы.  Бабушка  выдала  замуж  и  мою  мать,  Любу...

   Так  и  жила  она  дальше,  повседневными  заботами  и  внуками,  своих,  четырёх,  выживших  детей...

   Эти  строки,  я  написал  в  честь  светлой  памяти,  своей  родной  бабушки  -  Яремчук (девичья)  Теклинки..,  и  того  времени.  Чтобы  помнили... 



                *  *  *


                Матері



                Я  багато  їздив,  обійшов  пів – світу,         
                Та  завжди  вертався,  до  нашого  цвіту.
                До  нашого  цвіту,  в  весняную  пору,       
                Я  летів  по  світу,  до  рідного  двору.

                До  рідного  двору,  й  до  рідної  хати,       
                І  в  любую  пору,  хотів  я  вертати.
                Тут  мене  чекає  моя  люба  ненька,            
                Добре  серце  має,  дорога  й  рідненька.

                Добре  серце  має  і  золоту  душу,               
                Як  її  згадаю,  я  вертатись  мушу.
                Добре  серце  має,  рідна  моя  мати,            
                Вклонюсь  їй  низенько,  буду  пам’ятати.

                Буду  пам’ятати,  увесь  вік  любити,            
                Щоб  моя  матуся  могла  довго  жити.


                * * *


                Запах свiжого хлiба

                Запах  свіжого  хліба  і  мамині  руки,
                Запах  свіжого  хліба,  то  з  дитинства  мого,
                Ну  а  мамині  руки,  теплі  мамині  руки,
                Ви   малим  приласкали,  не  мене  одного…

                Ти  раненько  вставала  моя  рідна  матусю,
                І  в  печі  до  світанку  вогонь  вже  горів,
                Довго,  довго  й  старанно,   свіже  тісто  місила,
                Щоб  спекти  для  родини,  тих  пухких  калачів…

                Запах  свіжого  хліба,  домашнього  хліба,
                З  золотою  скоринкою,  що  не  черствів,
                І  ота  скатертина  на  столі  серед  хліба,
                Так  було  у  селі,  майже  у  всіх  матерів...

                Скибку  хліба  з  дитинства  на  смак  пам”ятаю,
                І  проніс  крізь  життя  життєдайний  той   хліб,
                Я  тепер  вже  в  літах,  а  усе  ж  пам”ятаю,
                Добрим  ти  для  нас  був,  свіжий  наш  хліб...
 

                * * *


                Отец.


   Их  вели  на  расстрел,  как  партизан,  к  глубокому  оврагу,  за  селом.  Овраг  имел  название  -  Выполочь,  и  тянулся  прямо  к  реке.  Талая  и  дождевая  вода,  каждый  год,  делала  этот  овраг  всё  более  глубоким...

   Больше  двух  десятков  сельских  мужиков,  среди  которых  был  и  он,  семнадцатилетний  парнишка - сирота,  немцы  взяли  в  качестве  заложников.  Остальных,  жителей  села,  каратели  закрыли  в  амбаре...

   А  вина,  моих  бывших  односельчан,  была  только  в  том,  что  через  село,  ночью  шли  уставшие  и  голодные  партизаны.  И  некоторые,  из  них,  были  накормлены,  а  то  и  вздремнули  в  крайних  избах  у  леса,  часок,  один - другой...

   И  вот,  наверное,  в  отместку  за  предоставленный  кров,  фашисты  взяли  с  этих  хат  у  леса,  мужчин  в  заложники,  для  своего  кровавого  дела...

   Но  видимо  есть  на  свете  Господь,  и  он  не  дал  погубить  невинные  души...

   В  заложники,  попал  и  муж  родной  сестры  старосты  села.  И  она  бросилась  в  ноги  брату,  с  просьбой  спасти  мужа...

   Тот,  вскочив  на  своего  белого  жеребца,  догнал  расстрельную  команду,  на  подходе  к  оврагу.  О  чем  староста  говорил  с  немцами,  заложники  не  слышали.  Но  дальше,  их  всех,  всё  таки,  отпустили...

   Уже  потом,  после  освобождения  села,  староста  Мрочко  Иосиф  Гаврилович,  был  осуждён  советской  властью...

   Отсидев  десять  лет,  он  вернулся  в  своё  село,  где  и  работал  конюхом...

   А  тот  парнишечка,  (это  был,  мой  отец),  запомнил  на  всю  жизнь,  кому  был  обязан  своим  спасением...


                * * *



                Я сын солдата

                Я  сын  солдата,  который  воевал,
                Хотя  и  девчонок   не  целовал.
                Но  в  атаку  ходил,  и  отступал,
                И  ранен  он  был,  и  на  поле  упал.

                А  сколько  мальчишек  таких  полегло,
                Сколько  же  их  не  вернулось  в  село?
                Помнят  об  этом  гранитные  плиты,
                Да  сырая  земля  кровью  полита.

                Я  сын  солдата,  которому  везло,
                Живым  он  вернулся  в  родное  село.
                Здесь  девушку  встретил,  её  полюбил,
                Для  жизни,  мирной,  детей  он  растил.

                Для  жизни,  должны  мы  растить  сыновей,
                В  память  о  тех,  не  пришедших  с  полей.
                Всех  наших  солдат,  не  пришедших  с  войны,
                Помнить  о  них,  мы  вечно  должны!
 



                * * *




   Весна...  Уже  и  гуси - лебеди  прилетели.  Что - то  рановато  в  этом  году.
   А  у  меня  своя  история,  только  о  гусях...

В  начале  шестидесятых,  прошлого  века,  партия  и  правительство  решили  осчастливить  сельского  труженика,  лишив  его  заботы  по  уходу  за  главной  кормилицей - коровой.  Для  этого  был  реализован  следующий  манёвр  -  распаханы  пастбища  на  заливных  лугах,  а  в  балках,  посажены  саженцы,  под  надзор  лесников...

  Деваться  некуда,  вот  и  продали  мои  родители,  как  и многие  другие,  свою  корову...

  А  взамен,  купили  чёрную  козу  по  кличке - Роза,  и  завели  дюжину  гусей...

   И  стал  я  пастушком,  у  козы,  а  также,  у  гусей...

  С  козой,  то  особых  проблем  и  не  было.  Главное  нужно было  иметь    длинную  верёвку,  чтобы  держать  её  на  привязи.  А  поскольку  мы  жили  возле  леса,  то  и  зелёных  веток  было  вдоволь.  А  иногда,  когда  коза  сбегала,  с  привязи,  то  я  тайком  от  матери,  старался  прокатится  на  ней  верхом,  что  всегда  заканчивалось  падением  на  землю.  Видимо  коза,  всё  таки,  не  лошадь,  и  ей  не  нравился  наездник...

   А  вот  гусей,  приходилось  вести  на  речку,  там  у  них  было  раздолье,  да  и  нам,  мальчишкам  вольная  воля,  целый  день...

  Однажды,  только  я  вывел  своих  гусей  на  опушку  леса,  как  они  расправив  крылья,  начали  разбег,  а  затем взлетели  и  полетели  в  сторону  реки.  Я,  таким  поведением  своих  подопечных,  был  озадачен.  Но  всё  обошлось.  Своих  гусей,  я  нашёл  уже  на  реке...

   Но  на  этом,  мои  приключения  не  закончились.  Уже  по  полудню,  вдоволь  поплавав  в  речке,  мои  гуси,  снова  поднялись  и  полетели,  на  другой  берег  реки...

   И  что  я  мог  с  этим  поделать?  А  ещё,  как  назло,  небо  затянулось  тучами,  приближалась  летняя  гроза.  Мне,  как  и  другим,  пришлось  прятаться  от  дождя...

   В  общем,  пришёл  я  домой  уже  без  гусей.  И  дальше,  было  совсем    плохо.  Получил  я,  за  то,  что  отпас  гусей,  нагоняй  от  мамы...

   И  только  на  следующий  день,  мои  гуси  вернулись,  на  наш  берег,  речки.  И  я,  этому  был  очень  рад.  Хотя  из  двенадцати,  их  приплыло  только  десять...

   В  тот  же  день,  моя  матушка  подрезала  оставшемуся  десятку  крылья,
и  больше  полётов,  у  моих  гусей - лебедей,  уже  и  не  было...



                *  *  *



   Страх...  Мне  знакомо  это,  очень  эмоциональное,  чувство...

   И  сегодня,  мне  захотелось  рассказать  Вам,  мой  дорогой  читатель,  эту  историю...

   В  начале  семидесятых,  прошлого  века,  мне  довелось,  поздно,  добираться  из  областного  центра,  в  родное  село.

   Приехав  под  полночь  в  райцентр,  я  решил  дождаться  первого  утреннего  автобуса,  и  приготовился  коротать  ноченьку,  на  автовокзале.

   Но,  не  получилось...

   На  вокзал  зашел  мужик,  как  оказалось,  водитель  молоковоза  и  громко  спросил,  нет  ли  пассажиров,  до  его  села.  И  я  тут  же,  сразу  решился  с  ним  ехать,  всё  таки  это  веселей,  чем  коротать  ноченьку  одному,  да  ещё,  с  какими - то  забулдыгами,  в  почти  пустынном  автовокзале...

   Да  и  моё  родное  село,  от  его,  там  уже  почти  что  рядом,  всего  каких - то  пару  километров...

   Не  успели  мы  выехать  за  Тульчин  (наш  райцентр),  как  начался  ливень...

   И  дальше,  десяток  километров,  до  первого  села,  у  нас  прошли,  под  тёплым,  перво сентябрьским  дождём...

   Из - за  нулевой  видимости,  я  как  и  водитель,  был  собран  и  старался  выполнять  роль  штурмана,  но  думаю  мне  это  удавалось  не  очень.  Потому  что,  как  только  мы  на ощупь  доползли,  до  первого  села,  водитель  тут - же  остановил  машину,  решив  переждать  сильный  дождь,  да  и  немного  вздремнуть,  опустив  голову,  прямо  на  руль...

   Меня  же,  такая  перспектива  не  очень - то  радовала,  но  деваться  было  некуда,  пришлось  мне,  сторожить  чужой  сон... 

   Где - то,  через  час  и  дождь  закончился...

   И  мы,  рассекая  туман,  который  исходил  после  дождя,  от  нагретой  за  день  землицы,  двинулись  дальше...

   Но  счастье  моё  оказалось  недолгим...

   Проехав  пяток  километров,  мы  вынуждены  были  остановится  совсем,  так  как  твёрдое  покрытие  у  дороги  закончилось,  а  автомобиль,  по  уже  раскисшей  грунтовке,  двигаться  дальше  не  смог...

   Водитель  закрыв  кабину,  предложил  мне,  идти  с  ним  вместе,  пешком...

   И  дорога,  до  его  села,  не  отняла  у  нас  много  сил, потому  что,  шли  мы  по  заросшей  травой  обочине,  вдвоём,  да  и  путь  домой  казался  близким...

   Но  иллюзия  общности,  быстро  растаяла,  как  только  мы  дошли  до  села,  водителя  молоковоза,  и  он  свернул  направо,  к  себе  домой.  Мне  же,  одному,  предстояло  идти  дальше,  прямо  через  эту  его  Васильевку...

   Сопровождаемый  лаем  не спавших,  домашних  собак,  я  как  будто  на  крыльях,  про  минул  село  и  поднялся  на  гору...
 
   Предо  мной  стоял,  умытый,  после  дождя  лес,  мой  родной  и  знакомый  -  Шпиль  (это  название  леса)...

   Дорога  домой,  шла  прямо,  через  этот  лес,  но  она  уже  размокла,  а  идти  по  грязи  дальше,  было  трудно  и  страшно...

   И  уже  после  первого  десятка  шагов,  меня  поглотила,  полная  темень...

   И  чтобы  избавится,  хоть  от  одной  напасти,  мне  пришлось  свернуть  на  тропинку,  которая  шла  параллельно  дороге,  но  была  покрыта  опавшей  листвой,  и  по  которой  идти,  дальше,  было  легше...

   Но  что  мне   было  делать,  когда  вокруг  так  темно,  как  говорят,  "  хоть  дулю  дай"... 

   Я  медленно,  щупая  ногами  тропинку,  шёл  вперёд...

   И  тут  меня  охватила  ещё  большая  тревога...

   Мой  лес  наполнялся  чужими,  незнакомыми  мне,  звуками...

   После  прошедшего  дождя,  с  деревьев  на  землю  падали  крупные  капли  воды...

   Из - за  лёгкого  ветерка,  ритм  звуков  падающей  капели  постоянно  менялся,  и  как  я  не  старался,  не  мог  привыкнуть  к  этому...

   А  ещё,  под  тяжестью  воды,  трещали  мелкие  сучья...

   У  меня  было  ощущение,  будто  кто - то  идёт  рядом...

   Может  зверь,  вряд  ли  это  мог  быть,  человек?  От  такой  мысли,  кожа  на  спине  сжималась,  а  волосы  на  голове  становились  "дыбом",  как  иголки  у  ёжика...


   Может,  это  и  шёл  за  мной,  мой  страх..?

   И  поэтому,  через  лес,  я  прошёл  почти  не  дыша,  и  уже  в  четвёртом  часу  утра,  постучался  в  крайнее  окно,  нашей  хаты...

  Проснулась  мать,  так  ничего  и  не  поняв,  постелила  мне,  и  сладкая  дрёма  Морфея,  без  колыбельной,  с  великим  блаженством,  и  расслаблением,  поглотила  меня...


                *  *  *


                Лiс - Шпиль

                Столітній  ліс  стоїть  стіною,
                І  я  не  знаю  що  зі  мною,
                Я  зачарований  увесь,
                Цією  земною  красою.

                У  дерев  гілля – із  срібла  віти,
                Як  цему  чуду  не  радіти,
                Поки  на  світі  буду  жити,
                Красу  оцю  буду  любити!

                ..Пройшло  два  дні,  відлига  встала,
                І  в  лісі  щось  страшне  настало,
                Снігопад,  льодопад,  гілкопад,
                Зверху  все  летить  підряд…

                Летіло  воно  з  самого  ранку,
                А  може  ще  і  від  світанку,
                Ліс  перестав  стоять  стіною,
                Мов  говорить  хотів  зі  мною…
 


                *  *  *
 


   Где  родился...  Автор  продолжает  знакомить  Вас,  мой  уважаемый,  читатель,  с  собой...

   Как  Вы,  уже  узнали,  из  ранее  написанных  миниатюр,  что  автор этих  строк,  родился  на  Украине,  в  селе,  на  милому  его  сердцу  крае  -  Подолье...

   Село  моё  не  простое.  Более  трёх  веков  назад,  во  времена  Гетьманщины,  оно  было  полувоенное,  как  передовая  застава,  и  служило  для  защиты  с  западной  стороны,  от  внезапного  нападения  врагов,  на  более  крупное  местечко.  Таких  сторожевых  крепостей,  в  семьнадцатом  столетии,  было  немало  на  землях  Брацлавщины...

   В  те  времена,  такие  заставы  назывались  Паланками.  И  ещё сегодня,  на  карте  Винницкой,  Черкасской  областей  можно,  при  желании, отыскать  подобные  названия...

   Да  и  географически,  мою  Паланку,  с  севера  защищает  полноводный  Буг,  ранее  имевший  название  Бог  (Гипанис  греч.),  который  несёт свои  воды  до  Чёрного  моря  (Понт  Евксинский  греч.)...

   С  юга,  вдоль  села  протекает  небольшая  речушка,  метр - полтора  шириной,  да  и  глубины  такой  же.  Но  название  она  имеет грозное - Бык.  В  ней,  очень  чистая,  и  всегда  была  холодной,  ключевая  вода...
 
   Вдоль  этой  речушки,  с  низкими  берегами,  очень  живописными, заросшими  ивняком  и  высокой  травой,  раскинулись  луга...

   Такие,  пойменные  луга,  зовут  у  нас  левадами...

   Ну,  совсем  идеальное  место,  для  выпаса  и  водопоя  скота.  Отсюда  возможно  и  название  речушки - Бык...

На  выходе  из  села,  наш  Бык  уже  впадает,  в  раз  пять - семь,  большую  от  него,  речку  Сильницу... 

   А  Сильница,  пройдя,  извиваясь,  километров  десять,  уже  в  соседнем  местечке,  впадает  в  знакомый  нам,  Буг...

   Речка  Сильница,  берёт  своё  начало  с  одного  конца  земель  нашего  района,  и  бежит  в  другой  его  конец,  мимо  нашего  села...

   При  этом,  каждое  село  перекрыло  её  дамбами,  создав  для  себя  райские  уголочки  с  живописными  водоёмами,  прудами - озёрами,  берега  которых  обсажены  вербами  и  ивами.    Русло  речки,  в  своём  течении,  подпитываеся  многочисленными  родниками,  имеющимися  на  его  пути...

   А  обширные  долины,  по  пути  реки,  имеют девственную  первозданность,  и  поросли  камышом  и  высокой,  сочной,  травой...

   Это  же,  сколько  же,  пахотной  землицы  и  пасовищ  пропадает,  вдоль  заболоченных  берегов  Сильницы..? 

   А - у - у - у...  Где  же  Вы,  умные  мои,  земляки - мелиораторы?
Специально  для  Вас  (а  также,  влюблённых  в  наши  райские  места,  пешеходных  туристов)  обозначаю  весь  маршрут  речки  Сильницы.

   Начало,  от  села  Левковцы,  до  села,  с  тем  же  названием,  что  и  у  речки - Сильница.  Дальше,  через  сёла  Копиевка,  Заречное,  между  Тульчином  и  Нестерваркой,  мимо  Кинашева,  через  всю  Клебань,  Гуты,  Белоусовку,  мимо  моего  Заозёрного  (Паланка).  Конец  речки  в  рабочем  местечке - Ладыжин...

   А  ещё,  на  своём  пути  Сильница  принимает  к  себе  и  маленькие  речушки,  похожие  на  наш  Бык...
 
  В  целом,  красота  неописуемая,  у  наших  родимых  мест...

   С  западной  стороны,  прямо  к  селу  подступает  смешанный  лес,  под  названием  Шпиль.  Может,  его  название  происходит  от  шпильки  (острый  её  конец).  Здесь  самое  высокое  место  в  округе,  и  об  этом  есть  обозначение  на  топографических  картах  километровках..

   С  востока,  с  обратной  стороны  села,  если  сойти  вниз,  а  затем  пройти  под  горку,  начинается  уже  намного  больший  лес,  под  знакомым  уже  Вам  названием - Лопатина...

   А  параллельно  с  Лопатиной,  в  каком - то  километре  от  него,  с  южной  стороны,  на  бугорке,  раскинулся,  также  смешанный,  Манзиев  лес..

   Вот  в  таком  триречье,  а  также  трилесье,  и  лежит  моё  родное  село  Паланка,  которое,  теперь,  имеет  название  - Заозёрное...   

 

                *  *  *



   Здесь,  моё  повествование  на  заданную  тему,  прерывается,  по  причине,  не  зависящей  от  меня...

   Потому,  что  дальше  по  плану,  идёт  описания  моего  села...

   Но  здесь,  я   и  опоздал...

   Раньше  за  меня,  это  сделал  друг одноклассник  моего  отца,    ушедший  уже  от  нас,  бывший  член  Союза  писателей,  нашей  бывшей  страны - Апполинарий  Мацевич,  в  своих  произведениях...

   Свою  творческую  руку  также  приложили,  к  этой  теме  мои  односельчане,  уважаемые  мной  и  другими  люди.  Среди  них,  бывший  учитель  географии,  Малюський  Павло  Иванович,  который  жил  в  Ладыжине,  а  также  нынишние,  бывший  хлебороб,  Данило  Заболотный  и  бывший  работник  сельского  совета  -  Василий  Заболотный,  а  также  учительница  средней  школы  -  Юзько  Наталья ...

   Так,  что  прошу  прощения  у  Вас,  уважаемый  читатель,  за  то,  что  я,  в  этом  месте,  не  справился  со  своей  задачей,  и  сослался  на  иных  авторов...

   Но  по  моему,  так  будет,  СПРАВЕДЛИВО...



                *  *  *



                Моє рідне село


                Забіліли  світи,  то  снігів  намело,
                Коли  я  повертався  в  своє  рідне  село.
                Чорний  ліс  знов  шумів  і  мені  весЕло,
                Стереже  він  давно  моє  рідне  село.

                В  нас  в  подільському  краї,  звідки  би  не  мело,
                Ліс  вітри  не  пускає  у  найближче  село.
                Ліс  людей  зігріває,  він  дає  їм  тепло,
                Весь  його  не  зрубає  моє  рідне  село.

                Ліс  мій  Шпилем  зовуть,  звідси  видно  село,
                З  козаків  в  нас  Паланка,  моє  рідне  село.
                Боронити  Ладижин  їх  сюди  привело,
                Козаки  й  будували  моє  рідне  село.

                У  визвольних  змаганнях  їх  багато  злягло,
                А  від  тих  хто  вцілів  моє  рідне  село.
                І  так  з  віку  й  до  віку  навкруги  все  текло,
                Як  могло  так  і  жило  моє  рідне  село.

                Поряд  з  ним  Василівка,  теж  козацьке  село,
                Що  не  раз  виручало  моє  рідне  село.
                Отаман  Заболотний,  хоч  давно  це  було,
                Тут  обрав  собі  хутір  і  моє  рідне  село.

                А  рядом  Буг  протікає  і  його  замело,
                Він  весь  час  напуває  моє  рідне  село.
                І  живуть  в  селі  люди,  щоб  завжди  в  них  цвіло,
                Хай  Господь  зберігає  моє  рідне  село!



                *  *  *



   И  только  теперь,  я  подошёл  к  раскрытию  заданной  темы..,  и  которая  начиналась  в  конце  шестидесятых,  ещё  прошлого  века...

   Но  сперва,  ещё  одно  небольшое  отступление...

   Как  известно,  в  селе,  мы  мальчишки,  имели  свои  имена  и  фамилии.  Но  улица,  только  по  ей  известным  законам,  присваивала  нам  свои  прозвища.  И  я,  не  исключение,  тоже  его  получил  -  Лысык...

   То  ли  за  то,  что  жил  под  лесом,  то  ли  за  то,  что  моя  голова  была  всегда  стрижена  отцом,  "нолевкой"  машинкой,  то  ли  за  то,  что  уже  тогда,  был  хитроватый,  как  ЛЫС  МЫКЫТА.  Попробуй  теперь  это  выясни...

   А  ещё,  мой  самый  близкий  друг  детства,  всего  на  полгода  младше   меня,  тоже  имел  лесное  прозвище  -  Заяц...

   Так  и  дразнили,  наши  сверстники  в  селе,  нас   живущих  под  лесом  -  Лысык  и  Заяц,  или  же  Заяц  и  Лысык...



                *  *  *


                Юность моя пролетела, как дым

                Юность  моя  пролетела,  как  дым,
                Был  я  тогда  совсем  молодым.
                С  Кащенко   Виктором  крепко  дружил,
                Светочку  нежно  на  танцах  кружил.

                В  парке,  с  весны  танцплощадка была,
                На  ней  мы  бывали  порой  до  утра.
                Друзьям  восемнадцать, а  мне  то  семнадцать,
                Ну  что  из  того,  мне  ж  не  шестнадцать.

                Треугольник  любовный  тогда  был  у  нас,
                Светочка  девушка  ну  просто  класс.
                С  Витькой  мы  были  в  неё  влюблены,
                И  не  было  в  том  нашей  вины.

                Работали  в  цехе  тринадцатом  мы,
                Давали  продукцию  для  целой  страны.
                А  вечером  трижды  был  институт,
                Ну  что  тут  добавить  и  все  ли  поймут.

                Работа  нам  с  Витькой  у  радость  была,
                И  Светочка  лучиком  счастья  была.
                Светила  она  нам  с  Витькой,  обоим,
                Не  знали  тогда  мы  оба  покоя.

                А  всё  что  хорошее,  быстро  кончается,
                И  песня  моя  уже  допевается.
                В  армию  Витька  весною  ушёл,
                А  я  в  институт,  на  дневной,  перешёл.

                Закружила  нас  дальше  личная  жизнь,
                Где  же  ты  друг  мой  теперь,  отзовись.
                Вспомним-ка мы  свой  тринадцатый  цех,
                Ведь  молодость  вспомнить, нам  и  не  грех.

                Светочка  милая,  Витька  мой  друг,
                Сорок  уж  лет  то  выходит  на  круг.
                В  семьдесят  первом  мы  весной  разошлись,
                Почему  же  судьбой  мы  так  и  не  срослись?

                Почему  же  так  часто  в  жизни  бывает,
                Тех  кого  любим  не  забываем?
                Поэтому  можем  и  не  спать  до  утра,
                Юность  то  наша  давно  уж прошла.


                *   *   *


   Тихое  воскресное  утро...  Самое  любимое  время  для  нас  сочинителей,  и  для  тех,  кто  ещё  сладко  спит,  как  мои  домашние,  или  для  тех,  кто  готовится  посетить  церковь,  а  также  для  меня,  приоткрывающего  свою  душу  Тебе,  мой  уважаемый  Читатель...

   Сегодня  у  меня  есть  возможность  продолжить  свой  разговор  на  тему,  где родился,  там  и  пригодился...

   Ещё  с  трёх  лет  мне  посчастливилось,  сидя  на  сундуке  (скрыня -укр.), слушать  весь  большой  мир  из  динамика  радиоприёмника  АРЗ  (Апрелевский  радиозавод),  который  купил  для  нашей  семьи,  мой  отец,  работая  механиком  Шпиковской  МТС...

  Эта  МТС  находилась,  в  другом  конце  Тульчинского  района,  в  сорока  километрах  от нашего  села.  И  в  то  время,  только  на  госпредприятиях  людям  платили  зарплату,  а  село  обходилось  палочками  (количеством  трудодней  в  году),  по  которым  и  производился  расчёт,  с  людьми,  по результатам  сельскохозяйственного  года,  после  выполнения  плана  сдачи  урожая  государству.  Такая  себе,  новая  форма  крепостного  права  в  сёлах,  в  трудное  послевоенное  время...

   МТС  (машинно - тракторная  станция),  считалась  государственным  предприятием,  на  ней  выплачивали  зарплату,  а  не  трудодни,  и  она  обслуживала  земли  нескольких  колхозов  и  сёл...

   Так  вот,  благодаря  работе  на  МТС,  мой  отец  и  купил  радиоприёмник,  а  также  велосипед...

   С  электричеством,  также  нам  повезло,  его  провели  с  соседнего  села  Белоусовка,  когда  там,  в  сорок  девятом  году,  на  речке  Сильница,  была  построена  сельская  ГЭС,  мощностью  90  КВт...

   Но  прошло,  всего  каких  то  десять  лет,  с  тех  пор,  как  построили  эту  маломощную  ГЭС,  как  лампочки  в  хатах  нашего  села, стали  гореть  ели  заметно,  т. к.  мощность  у  потребителей  значительно  возросла,  а  генерируемая  мощность  от  нашей  малой  ГЭС  была - ограничена...

   Соответственно,  перестал  работать  дома  у  нас  и  радиоприёмник,  ему  также  не  хватало  напряжения  от  электросети... 

   С  этой  проблемой  я  быстро  справился, сначала  вынул  из  него  ещё  тёпленькие  радиолампы,  а  затем  разобрав,  до  последнего  винтика...

   Возможно  и  поэтому,  уже  через  полтора  десятка  прожитых  лет,  я  и  получил  профессию  радиоинженера...

   А  тогда  нас  спасла  от  керосиновых  ламп,  новая,  более  мощная,  построенная  к  началу  шестидесятых  годов - Ладыжинская  ГЭС - мощностью  обеих  гидротурбин - 7000  КВт...
 
   В  связи  с  пуском  Ладыжинской  ГЭС,  на  речке  Южный  Буг  образовалось  приличное  водохранилище,  самое  большое  в  Винницкой  области...

   Наличие  большого  количества  охлаждающей  воды,  нужной  мощности,  генерируемой  от  Ладыжинской  ГЭС,  наличия  строительного  гранита  и  потребности  в  повышенном  энергопотреблении  на  перспективу,  стало  определяющим  фактором  при  выборе  площадки,  для  ещё  одного  грандиозного  проекта  -  строительства  новой  тепловой  электростанции  _  Ладыжинской  ГРЭС,  с  шестью  энергоблоками  мощностью  по  300  МВт  каждый,  и  общей  мощностью  -  1800  МВт,  т.  е.  ( 1 800 000 КВт )
 
   Ладыжинскую  ГРЭС,  впервые  в  бывшем  нашем  Союзе,  строили  скоростным,  крупно узловым,  каскадным  методом...

   Судите  сами,  менее  чем  за  три  года,  на  берегу  Ладыжинского  водохранилища,  посреди  леса,  под  названием  Лопатина,  была  построена  и  введена  в  эксплуатацию,  самая  мощная  в  Европе,  на  то  время,  тепловая  электростанция  и  её  город  спутник,  получивший  своё  название,  от  рядом  стоявшего,  большого  села...

   Общая  стоимость  всех  затрат,  составила,  не  менее  250  миллионов  советских  рублей...

   И  так,  уже  в  1971 году,  были  введены  в  эксплуатацию  все  шесть  энергоблоков  Ладыжинской  ГРЭС,  благодаря  самоотверженному  труду  десяти  тысячного  отряда  строителей  и  монтажников  строительного  управления,  под  руководством  директора  -  Аксёнова,  и  постоянном  кураторстве  зам.  министра  энергетики  страны  -  Шапошникова,  а  также  ремонтного  и  эксплуатационного  персонала  самой  электростанции,  под  руководством  её  первого  директора  -  Русанова  Николая  Васильевича...

   Я  в  это  время,  уже  обучался  на  первом  курсе  Винницкого  политехнического  института  и,  соответственно,  не  смог  принимать  участия,  в  таком  грандиозном  деле...

   Но  созданной  во  время  строительства,  инфраструктурой,  как  и  другие,  успешно  пользовался...

   И  уже  через  шесть  лет,  после  пуска  последнего  энергоблока,  после  пяти  лет  учёбы  в  институте  и  года  службы  в  армии,  я  влился  в  большую  семью  энергетиков,  Ладыжинской  ГРЭС...

   На  электростанции,  я  работал  инженером - электроником  участка  автоматизированных  систем  управления  технологическим  процессом  (АСУ ТП),
в  цехе  тепловой  автоматики  и  измерений...

   А  уже,  через  девять  лет,  сам  стал руководителем  участка  АСУ ТП  ТЭС...

   Работа  была  творческой,  и  очень  интересной.  Много  сил  и  внимания,  наш  небольшой  коллектив,  направлял  на  освоение,  и  внедрение  новой  вычислительной  техники  и  программного  обеспечения,  и  поддержание  в  рабочем  состоянии,  всего  проектного  оборудования...

   Вот  так  незаметно,  как  один  день,  и  прошли  все  тридцать  шесть  лет  работы,  на  электростанции...


                *  *  *


                Калина красная

                Калина  красная,
                Калина  -  вызрела,
                Калина  -  вызрела,
                Взяла  да  высохла.

                Калина  красная,
                Моя  -  прекрасная,
                Моя  -  прекрасная,
                Зачем  ты  высохла?

                Я  был  с  калиною,
                Такою  -  тонкою,
                Такою  -  тонкою,
                И  сердцем  звонкою.

                Я  был  с  калиною,
                Такою  -  чистою,
                Такою  -  чистою,
                Душой  пушистою.

                Я  был  с  калиною,
                Она  тогда  цвела,
                Она  тогда  цвела,
                Себя  не  берегла.

                Я  был  с  калиною,
                Её  я  полюбил,
                Её  я  полюбил,
                Себя  я  позабыл.

                Калина  красная,
                Калина  -  вызрела,
                Калина  -  вызрела,
                Зачем  ты  высохла?
 
                Я  был  с  калиною,
                Себя  не  погубил,
                Себя  не  погубил,
                Её  я  так  любил.

                За  Калину  красную,
                Мою  -  прекрасную,
                Мою  -  прекрасную,
                Я  пью  не  праздную.

                Я  пью  не  красную,
                А  пью  я  горькую,
                А  пью  я  горькую,
                И  пью  я  белую.

                За  неё  смелую,
                За  неё  смелую,
                Калину  красную,
                Вовек  прекрасную!




                *   *   *


 
         

                Коли  Господь  відбирає...

                Коли  Господь  відбирає  у  людини  розум,
                то  вона  стає  злою!

                Бережіть  себе  люди!


                *   *   *


               
            




   
 

      


Рецензии
Очень понравилось, как вы написали о себе. Душевно. Понравились и стихи, которые написаны на украинском и на русском языках. Желаю Вам удачи в жизни и в творчестве.

Лариса Болотова   14.02.2017 23:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса!

Михаил Онищенко 2   29.03.2017 08:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.