Россия и Финляндия. Русофобия ч. 11

Русофобия в качестве официальной политики.

Требуется небольшое предисловие к этой главе.
Анализ откликов некоторых наших эмигрантов, выехавших на ПМЖ в Финляндию (или вообще на Запад), показывает, что они почему-то ОЧЕНЬ болезненно воспринимают ЛЮБЫЕ критические замечания в отношении своего нового местопроживания. (Слова «Родина» или «Отечество» в данном случае не очень применимо, как мне представляется).
Так вот, увидев любое критическое слово о нем, эти люди  начинают страстно рассказывать,  как хорошо им теперь живется, какие дИвные соцпакеты им дают, как их все там любят, какой там хороший народ и т.п.
Доказывать, какие там замечательные: продукты, дороги, товары, услуги, врачи, соседи, прозрачно намекая,  какие же мы (оставшиеся на Родине россияне)  дураки,  что всё еще живем в «этой стране»,  и до сих пор не догадались  «свалить» из нее.
Охотно верю, что все так и есть.
Живите там богато и счастливо.
Разумеется,  все «россияне», поголовно,  вам страшно завидуют, и только не показывают вида, из-за  прирожденного коварства и злобы.
Чтобы не возвращаться к этому вопросу, надо подчеркнуть, что  автор статьи хорошо понимает разницу в обстановке и мировосприятии жителей Финляндии 30-х годов ХХ века и 2010 –х годов века нынешнего.
Понятно, что общественное мнение, психология обывателей и отношение к русскоязычным приезжим в той же Финляндии ТОГДА и СЕЙЧАС разительно отличаются, по целому ряду причин, которые находятся вне обсуждения данной  темы.

Возможно, кому-то нынче  сочетание слов «агрессия» и «Финляндия»  «режет» слух.
Но факты упрямая вещь.
Еще в 1918 г. Маннергейма и  К° вовсе не устраивали границы Великого княжества Финляндского, и уже тогда сформировалась доктрина Великой Финляндии. Как мы уже говорили, Маннергейм послал свои войска в Эстонию и Карелию, а от нападения на Петроград его с трудом удержали вначале немцы, а потом Антанта.
Финские историки, разумеется, не желают писать правды о войне 1918— 1922 гг. и вместо нее создали красивый миф об «освободительной войне».
Причем начали они ее в 1918 г., а когда закончить, не знают: одни считают, что освободительная война закончилась в 1918 г., другие — в 1919 г. и т.д.
Ну что ж, если считать первую финско-советскую  войну освободительной, то в ходе нее финское население освободилось лишь от тихой спокойной жизни, которую оно имело в течение 110 лет, находясь под защитой Российской империи и практически ничего не давая взамен. За первую войну Финляндия заплатила многими десятками тысяч убитых, но главное было в другом — мирная патриархальная Финляндия превратилась в милитаристское государство, навязавшее длительный конфликт своему великому соседу почти  до конца 1944 года…

Речь в этой (да и всех других главах этой работы) идет о том, что творилось в Финляндии ТОГДА, в 1920-40 г.г ХХ века.


Думаю  что,  после этого краткого вступления,  можно вернуться к рассказу о ситуации в Финляндии в 20-30-х г.г ХХ века, используя факты из работ российских и финских историков и публицистов.
Историк Павел Сутулин в статье «Судьба русского населения Финляндии в 1918-1920 г.г.», отмечает:

«Основными проводниками русофобии в финском обществе стали бывшие егеря, Аграрный Союз, получивший 42 места в парламенте в 1919 году и ставший второй по величине партией, щюцкор и созданное в 1922 году Академическое карельское общество (АКС). Причем разжигаемая этими организациями ненависть носила, с точки зрения ее членов, созидательный характер, являясь неотъемлемым элементом конструирования финской национальной идентичности. По их мнению, единства финской нации возможно было достичь только через разжигание ненависти ко всему русскому.
«Если нам это удастся,— полагал председатель АКС Элмо Кайла,— тогда уж не за горами то время, как нацию нашу будет вести одна мысль, сильная, всепобеждающая, когда воплотится в жизнь поговорка мужей Хярмя «о рюсся можно говорить, лишь скрежеща зубами». Тогда Финляндия станет свободной». (Ээрола А. Неприятие России и клетки истории // Россия 2017: три сценария. Хельсинки, 2007. с. 97)

Весьма символичную в этом смысле медаль для членов АКС разработал один из его идеологов священник Элиас Семойоки: одна ее сторона олицетворяла любовь к Финляндии, другая – ненависть к России.
В результате в Финляндии проводилась систематическая политика возбуждения национальной вражды в отношении русских. Еще в 1920 г. упоминавшийся выше Э. Кайла составил «инструкции и программу распространения «рюссафобии» (от слова «рюсся» — презрительного именования русских), которые были разосланы окружным начальникам щюцкора, «активистам» и егерским офицерам. Получателям следовало организовать в своих коллективах распространение русофобии и назначить ответственных за это лиц. В деревнях к этой работе следовало привлекать местных глав щюцкора и учителей. Массированная антирусская компания проводилась в финской прессе, где зачастую даже звучали призывы к уничтожению русских. В марте 1923 года в газете «Юлиоппиласлехти» вышла статья «Рюссафобия», в которой утверждалось, что «если мы любим свою страну, нам нужно учиться ненавидеть ее врагов… Поэтому во имя нашей чести и свободы пусть звучит наш девиз: Ненависть и любовь! Смерть «рюссам», будь они хоть красные, хоть белые». ( Каремаа О. От морального возмущения до национальной программы, с. 210)
В том же году АКС тиражом в 10 тыс. экземпляров выпустила брошюру «Проснись, Суоми!», содержавшую похожие идеи:
«Что же хорошее к нам когда-либо приходило из России? Ничего! Смерть и уничтожение, чума  и русское зловоние тянулись оттуда… Россия всегда была и навсегда останется врагом человечества и гуманного развития. Была ли когда-либо польза от существования русского народа для человечества? Нет! А его исчезновение с лица земли было бы человечеству, наоборот, великим счастьем».
Не менее радикально была настроена и щюцкоровская газета «Suojeluskuntalaisen», которая провела в 1921 г. среди своих читателей конкурс на лучшую пословицу о русских, победителем в котором стал читатель, предложивший такой вариант: «Какое животное более всего походит на человека? Это «рюсса».
Из-за большой популярности конкурса был проведен и второй тур, в котором лучшей стала пословица: «Побей по спине – избавишься от кашля, убей – и избавишься от «рюссы» (Каремаа О. От морального возмущения до национальной программы, с. 212).
Впрочем, подобные газетные выпады не будут выглядеть слишком вопиющими, если учесть, что в этот период даже финские чиновники в официальных отчетах допускали сравнения русских с животными. (Каремаа О. Русофобия в Финляндии 1917–1923 гг. // Россия  и Финляндия…, с. 217).


Одновременно с этим цензуре подверглась школьная программа, из которой были убраны упоминания о русских в положительном ключе. Чистки проходили и в финской армии, которую националисты стремились избавить от всяких следов «русскости». В первую очередь, безусловно, из армии увольнялись русские офицеры.
В сентябре 1919 года в отставку были спешно отправлены все русские летчики, готовившие пилотов для финских ВВС (Пюккенен А. Русские летчики в армии Маннергейма // Белая Гвардия. 2003, № 7, с. 69)

Вслед за ними пришла очередь и финских офицеров, служивших в царской армии. В 1920 году со страниц газеты «Илкка» их увольнения потребовал лидер Аграрного союза С. Алкио (Энгман М. Егери и царские офицеры // Два лика России.с. 258).
Не менее активно против служивших в России финнов выступали и офицеры-егеря. В 1924 году они даже пригрозили коллективной отставкой, если из армии не будут уволены бывшие царские офицеры.
В итоге число офицеров, получивших подготовку в России, в финской армии постоянно снижалось на протяжении  20-30-х годов, а все ключевые должности занимали финны, служившие в германской армии.
3 марта 1923 г. Государственный совет издал постановление о переводе службы в православных храмах в течение года на финский или шведский языки  (Мусаев В.И. Православная Церковь в независимой Финляндии (1918-1930-е гг.) // Вестник Церковной истории. 2006, № 4 с. 200).

Число приходов под действием финских властей также постепенно сокращалось: часть церквей была снесена (как, например, церковь в Хямеенлинне в 1924 г.), часть – превращена в лютеранские кирхи (Церковь Александра Невского  в Суоменлинне), некоторые – переданы под муниципальные учреждения (Церковь Апостолов Петра и Павла в Торнио) (Куркимиес И.Н. Православные храмы в Финляндии // Невский архив. Историко-краеведческий сборник. Вып. 5. СПб. 2001. с. 500).».

Помнится, либеральные публицисты нам долго рассказывали, что ТОЛЬКО злодеи-большевики разрушали и оскверняли православные храмы после революции.
Как выясняется, в 20-х годах  этим активно занимались и в католической Польше, и в лютеранской Финляндии, причем благословляли  эти деяния  отнюдь не местные большевики-богоборцы, а признанные лидеры этих национальных христианских (!!!) государств.

«По-своему боролись с православием и финские националисты: после 1918 года русские церкви и кладбища неоднократно подвергались осквернению.

Помимо спускаемой сверху, «идеологической» русофобии в Финляндии существовала и русофобия бытовая.
В условиях весьма тяжелого послевоенного положения страны и трудностей с продовольствием и жильем финны с большим беспокойством относились к беженцам, которые, по их мнению, лишь усугубляли и без того непростую экономическую ситуацию в Финляндии.
…в 1920-х годах в Финляндии действительно существовало довольно серьезная проблема этнической нетерпимости в отношении русских, которая не только сломала судьбы сотен оказавшихся в Финляндии бывших российских подданных, но и создавала напряженность в советско-финских отношениях в означенный период.
 
Как отмечал в 1923 году полпред СССР в Финляндии А.С. Черных, «русофобство финской буржуазии может сравниться разве только с их не менее ярким антисемитизмом. В текущей нашей работе мы ежедневно чувствуем эту глухую стену националистической, зоологической ненависти. Классовая ненависть финской буржуазии к Республике Советов, сочетаясь с неистовым русофобством, определяет непрерывные и, с первого взгляда, непонятные колебания финской политики. Объективно между нами и Финляндией нет серьезных поводов для конфликтов, наоборот, все как будто способствует деловому сближению, практически наша терпеливая, уступчивая, благожелательная политическая линия  не встречает  здесь отклика. Здесь сама идея, мысль о возможности лояльных, спокойных отношений с Россией вызывает сильнейшую оппозицию» (] Рупасов А.И. Советско-финляндские отношения. Середина 1920-х – начало 1930).
В Финляндии действовали фашистские организации, самой массовой из которых было Движения Лапуа, в 1932 г. было переименовано в «Отечественное народное движение». Численность на 1936г. составляла 100 000 чел. Его члены были ярыми антикоммунистами и принимали самое активное участие в войне с СССР.

Подобное положение дел, безусловно, оказывало негативное влияние на развитие советско-финских и отношений и, в конечном итоге, стало еще одним фактором, приведшим два государства к «Зимней войне».

Продолжение: http://www.proza.ru/2014/04/18/838


Рецензии
" ОЧЕНЬ болезненно воспринимают ЛЮБЫЕ критические замечания в отношении своего нового местопроживания" - бывает даже по-жестче:-)

Один приятель мне тут недавно доказывал, какой он "истинно русский", а потом заявил "Угораздил бог родиться представителем этого идиотского народа"

вот такие бывают иногда "русские"... мигранты конечно.
интересные ваши статьи.

с уважением.

Лев

Лев Вишня   09.03.2019 16:10     Заявить о нарушении
Негодяев, подлецов, подонков и дураков, к сожалению, всегда имеется немалое количество среди ЛЮБОГО народа, живущего на Земле.
Плюньте на этого дурака-приятеля, да и дело с концом.
С уважением,

Сергей Дроздов   09.03.2019 20:35   Заявить о нарушении
Ну он "приятель" в кавычках.

Просто как пример подобных персонажей.

Скажите, что вы думаете об этом (тезисы):

http://www.proza.ru/2017/09/08/11

с уважением,

Лев

Лев Вишня   09.03.2019 20:48   Заявить о нарушении
Я написал там свой отзыв, Лев.

Сергей Дроздов   09.03.2019 21:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.