Могильный кувшин с зубами

     Однажды в юности во время каникул я был волонтёром в археологической экспедиции на реке Чалмык. Мы раскапывали могилы древних кочевников эпохи эллинских поселений в Крыму и на Северном Кавказе. Мне довелось вырыть глиняный кувшин, наполненный человеческими зубами. Никто не мог понять назначенье столь своеобразного клада. 
     Только недавно я понял назначенье этих погребальных человеческих зубов. Моя гипотеза такова.
     У древних кочевников Северного Кавказа (сарматов или скифов) было принято обменивать дорогие и редкие вещи на сушёные скальпы или на миниатюрные чучела людских голов. Но вражеские скальпы и чучела иноплемённых голов были подобны чересчур крупным денежным купюрам. А разменной монетой служили человеческие зубы. Вот и положили их в могилу не слишком знатного богатыря для расчёта с языческими богами в потусторонней жизни.
     Пожалуй, мне теперь можно претендовать на научный приоритет…   

 


Рецензии