Мировой кризис современного кинематографа

Однополярность  современного мироустройства сыграла плохую шутку не только с мировой   экономикой, но и с развитием национальных кинематографов.  В отличие от мирового  финансового кризиса, охватившего развитые страны в середине 2008 года, кризис в  мировом кинематографе начался много раньше. Еще в начале 80-х годов 20-го века  родоначальники кино - французы, выражали озабоченность тем, что фильмы местных  режиссеров, психологически тонкие и умные, полные драматизма, с прекрасными   актерами, не пользуются зрительским успехом. Францию, как и всю Европу,  заполонила продукция американской «Фабрики грёз», всемирно известного  Голливуда. Американское кино не шло ни в какое сравнение с французским в  драматизме сюжета, психологизме, полноте раскрытия образов, характеров героев. Но  у него были другие козыри -  динамизм,  зрелищность, яркость. Герои – только хорошие и плохие, поступки – только  правильные и неправильные. Шутки на грани «фола». И – визитная карточка  продукции Голливуда – обязательный «хеппи-энд». Америка как бы говорила с  экрана зрителям всего мира – ты хороший, борись, не сдавайся, ты обязательно  победишь. И это сработало. Таким образом, кино, шагнувшее из полуподвального  кафе на парижском бульваре Капуцинок в  большой мир, попало в руки американских продюсеров и умерло, как вид  искусства, превратившись в «жвачку» для мозгов и глаз. Коммерческое кино  сегодня  - это товар массового  производства одноразового использования, не оставляющий после себя абсолютно  никаких воспоминаний, кроме непременного: «Все будет хорошо».
                После краха СССР американская  кинопродукция, яркая, эффектная, зрелищная, щекочущая нервы, не заставляющая  зрителей думать, продолжила победное шествие по миру. В России сегодня  американское кино столь же обыденное явление, как, например, Мак - Дональдс. Мощный  напор продукции Голливуда смел с экранов российских кинотеатров  фильмы отечественных режиссеров, сделав кинопроизводство  для массового зрителя экономически невыгодным. Редкие фильмы, снимаемые лучшими  европейскими и российскими мастерами, из года в год побеждающие на различных  кинофестивалях, погоды не делают – это кино предназначено для избранной,  элитной публики, и ни в коей мере не является элементом массовой культуры. Еще  более редки случаи, когда отечественные фильмы становятся популярными у  массового зрителя. Их буквально можно пересчитать по пальцам. Антикиллер,  Обитаемый остров, Дневной и Ночной дозоры…. Вроде все. Странное явление для  страны с богатейшей киноисторией. Страны, которая вырастила целую плеяду 
 режиссеров, снявших прекрасные ленты для рядового зрителя. Включите телевизор  наугад – обязательно попадете на какой-нибудь старый добрый фильм Рязанова, Гайдая,  Говорухина, Данелии. Однако же режиссеры, составлявшие элиту 
кинопроизводства  советской эпохи, почти  не востребованы в наше время. Как уже отмечалось выше, новых фильмов для 
 массового зрителя практически нет. Их заменили многочисленные телевизионные сериалы  по мотивам латиноамериканских новелл, снятые быстро, «задешево», и  ужасающего качества.
              Тем временем, Голливудское  кинопроизводство из года в год только набирает обороты. С одной стороны, это 
 хорошо - кино все-таки развивается. Это развитие идет по пути поисков новых  жанров, новых сюжетных линий, создает новые слова, постепенно становящиеся  частью общемировой лингвистики, например, «блокбастер», «сиквел» или «римейк». Также  развиваются новые технологии – прежде всего, передовая технология 3D (объемное изображение),  компьютерные технологии, стереозвук.
              С другой стороны, нельзя не отметить  явную деградацию того, что зрителю предлагают в качестве кино. Если тридцать  лет назад американцы все же старались «держать марку» и снимали хоть и  однотипные, но вполне добротные фильмы, то сейчас голливудское кинопроизводство  больше всего напоминает конвейер. В самом деле, зачем стараться? Конкуренты в  лице национальных кинокомпаний разорены, а продукция пользуется спросом. В  современном коммерческом кино «правит бал» продюсер. В полном соответствии с  законами рыночной экономики, продюсеры предпочитают финансировать производство фильмов  для широкой публики, а не элитное кино, экономя при этом на всем, на чем можно. 
 Наибольшие кассовые сборы делают боевики, отсюда многочисленные, будто сошедшие  с «киноконвейера»,  «Терминаторы» и «Чужие»,  причем каждая из последующих историй об одном и том же гораздо слабее  предыдущей.  Это происходит потому, что  удачная идея, подкрепленная внушительной цифрой дохода, начинает нещадно  эксплуатироваться. Сценаристы придумывают сюжет «на ходу», путаются, тонут в  противоречиях. Но таков закон рынка – ради получения высокой прибыли из одной  идеи выжимают максимум возможного. Зрители запасаются кока-колой и поп - корном  и послушно идут смотреть новые приключения знакомых героев. Процесс развития  кинематографа топчется на месте.
              «Что тут такого»? – спросите вы.  Каждый зарабатывает как умеет. Есть спрос, есть зрители, которых устраивает то, 
что им показывают. Между тем все далеко не так безобидно, как кажется.  Работая на потребу публике, Голливуд сам роет
 себе яму. Ведь Голливуд не занимается формированием вкуса у зрителей. Голливуд просто  следует зрительским запросам. А требования кинозрителей, в свою очередь, идут  вслед за той «жвачкой для глаз», которой их кормят студии. Получается своеобразный  «замкнутый круг», вырваться из которого почти нереально. Киностудии ни за что  не откажутся от прибыли, а зрители, в свою очередь, просто не знают, что бывает  иное кино – ничего другого им не предлагают. Только «киножвачку» со 
 спецэффектами. Причем компьютерные спецэффекты все чаще становятся самоцелью, ведь  чем их больше, тем фильм зрелищнее. Возьмем хотя бы недавний нашумевший блокбастер  «Аватар» - зрители, оглушенные обилием спецэффектов, даже не обратили внимания  на низкое качество сценария. Любовь, ненависть, добро и зло – все спряталось за 
 красочными нарисованными сценами звездных войн и гонок синих инопланетных кошек  на разноцветных летающих драконах.
                Рано или поздно настанет  момент, когда тупое следование кинематографистов неразвитым вкусам зрителей 
 дойдет до критической точки. Фантазия авторов киноисторий окончательно  иссякнет, и зрителя начнут кормить вместо нынешней «киножвачки» со  спецэффектами совсем уж откровенной чушью. Что произойдёт тогда?
                Вариантов два – либо  рядовой, «не продвинутый» зритель будет продолжать смотреть то, что ему  предлагают, постепенно деградируя вместе с кино, либо просто вычеркнет  посещение кинотеатра из своего повседневного маршрута. И тогда кино  окончательно уподобится театру, станет развлечением для «элиты», по крайней  мере, до тех пор, пока количество зрителей будет достаточным для того, чтобы  окупить затраты на производство.


Рецензии
Согласен полностью во всем. Да и французские,и наши кинематографисты подражают сейчас голливудским. Многие считают кино развлечением,а не искусством.

Сергей Генов   15.04.2014 21:59     Заявить о нарушении