Легенда о происхождении альпийских фей

Легенда о происхождении альпийских фей

Жена старого лесничего, сказочница Сэпэ, рассказывала:
- Теперь уже мало осталось фей в наших краях, не каждый из взрослых может узнать их среди простых людей. Дети могут видеть их и разговаривать с ними, поэтому нельзя утверждать, что феи не существуют.
Я расскажу вам откуда появились эти альпийские принцессы.

Давным--давно в валезанской долине Саас проходило соревнование деревенских девушек.  В те неспокойные времена много юношей пошли служить в армии соседних стран, и в деревнях осталось много девушек, которым было трудно найти себе пару.  Старейшины решили, что надо выбрать лучших, чтобы они смогли найти себе мужей, а значит, и родить детей. Для этого был организован конкурс альпийских прачек.

 Две команды из 12 девушек были расставлены у двух бассейнов с альпийской водой. Вблизи бассейнов старейшины соорудили очаги и поставили поленницы сухих дров. На огонь поставили большие котлы одинакового размера. Рядом – по мешку с одинаковым количеством золы для стирки. Девушкам оставалось только суметь всем этим воспользоваться: спички, мыло – всё было приготовлено в нужных количествах. Итак, 24 девушки в полдень должны были развести огонь, поставить кипятиться бельё в воде с золой, намылить, отбелить, прополоскать, развесить, сложить и выгладить. Победит та группа, которая закончит первой и принесёт самое чистое бельё.

В полдень раздался треск разгорающихся костров, взметнулось пламя, и двадцать четыре девушки захлопотали возле котлов. Со стороны первой команды раздавался громкий смех, в то время как у второго котла было совсем тихо.
Там, где была тишина, девушки тёрли бельё о стиральные доски, подкладывали поленья и ворочали большими палками бельё в котле. А первые шептались, смеялись, перекладывали огромные полотнища в котёл так, что вода выплёскивалась, и они снова весело хохотали. Играючи, их задиристый смех взвивался в небо, как кудрявые ростки винограда.
У второго котла одна девушка командовала время от времени:               
  - Поспешите, поспешите. Если хотите выйти замуж – надо закончить первыми. Не смотрите на этих болтушек. Мужчины всегда выбирают тех, кто лучше работает.
А напротив продолжалось веселье.  Ах! Глупышки! Они щебетали, разбрызгивали золу и мыльную воду, почти позволили огню потухнуть. Судьи, наблюдавшие это, уже знали на чьей стороне преимущество.
Но правила есть правила – они ждали, когда победительницы принесут на своих плечах корзины, полные выглаженного белья.
И вдруг произошло неожиданное.

Мужчина, богато одетый, тяжело дыша, очутился перед группой девушек, которые работали молча:
 - Прошу вас, спрячьте меня, спасите меня! Меня преследуют трое разбойников. Прошу вас, спрячьте меня, спасите мне жизнь.
Командирша выпрямилась, держа в руке огромный кусок мыла:
 - Вы видите, что мы работаем. У нас нет времени Вами заниматься. Может в другой раз...
 - Нет, сейчас, немедленно, с минуты на минуту они будут здесь!
- Ступайте своей дорогой. Вы нас уже заставили потратить время. Идите вон к тем. Они найдут для вас время!
 - Каменное сердце!  - Прошептал странник, обливаясь потом, измождённый погоней.

И он побежал к девушкам у другого бассейна:
-  Прошу вас, спрячьте меня, спасите меня!
Все девушки поднялись, слушая и желая ему помочь.
- Где же Вас спрятать? Вы же видите, мы не можем Вас спрятать под юбки.
- Вам надо дойти до деревни, -- сказала другая.
- Нет, у меня нет времени добежать до деревни, они сейчас будут здесь.
- Может спрятать его в котле? -- предложила третья, -- но он полон белья и горячей воды.
- Мы его опрокинем, -- сказала четвёртая, -- как раз хватит места.
- Это то, что нужно, -- сказал странник.
Тотчас так и сделали – опрокинули котёл, и вода полилась ручьём.
- Залезайте, залезайте.
Странник вдруг сделался таким маленьким, что одна девушка воскликнула:
 - Он как ягнёнок!
Но мужчина забеспокоился:
 - Они поднимут крышку и найдут меня.
 - Мы Вас застелем толстым полотном, а сверху посыплем мешком золы.

Как только его спрятали и закрыли крышку, вернулись к бассейну и стали полоскать бельё как ни в чём не бывало.
 В это время трое разбойников прибежали с саблями в руках:
- Отвечайте нам, где тот баран, который подходил к вам?
- Какой такой баран? Мы никого не видели.
- Обманщицы.
- Где бы он мог здесь спрятаться?
- Откройте котёл. – разбойник поднял крышку, откуда взвилась пыль от золы.
- Так, где же он?
- Он, должно быть, пошёл другой дорогой…

Разбойники побежали дальше.
Когда они пропали из виду, девушки поспешили открыть крышку, убрать золу и большое конопляное полотно. И что же они увидели на дне котла? Маленького белого ягнёнка!
 - Я же говорила, что он похож на ягнёнка. – снова воскликнула девушка.
Он выскочил и превратился в мужчину, которого они прятали. Только голова его теперь была озарена лучами.
 - Вы меня спасли. Как вы хотите, чтобы я вас отблагодарил?
Первая сказала:
- Я хочу быть всегда молодой и никогда не стареть.
- Хорошо, я сделаю так, как ты хочешь. А другие девушки?
Вторая сказала:
- Я хочу стать самой красивой.
- Хорошо, я сделаю так.
 Третья сказала:
- Я хочу всегда носить красивые платья.
- Хорошо, я сделаю так.

Четвёртая попросила быть всегда сытой; пятая – никогда не болеть; шестая была бы счастлива иметь много драгоценных колец; седьмая просила красивые серьги; восьмая осмелилась просить золотые кудри длиной до пят; девятая сказала, что хотела бы спать по утрам долго –долго; десятая хотела бы никогда не работать; одиннадцатая хотела бы ездить в карете; двенадцатая – самая маленькая и смышлёная -- скромно попросила:
- Я бы хотела получить волшебную палочку, чтобы весь мир повиновался мне.
- Самая умная из вас эта малышка, -- сказал странник, -- она попросила не красоты и не богатства, а то, что может ей принести и то, и другое. Я даю ей это!
Он подошёл к орешнику, растущему у дороги, отрезал прутик. Взмахнул им, разрезая воздух со свистом, как саблей.
- Вот символ и инструмент могущества. Я отдаю его вашей Королеве. Все вы будете ей повиноваться. Что она прикажет -- будете делать, а что запретит – никогда не сделаете против её воли.

Он подал палочку маленькой девушке:
- Ты можешь попробовать сейчас. Что ты желаешь?
- Чтобы наше бельё было самое чистое, и чтобы мы были первыми, кто принесёт его на суд жюри.
- Я вижу, что ты очень разумная девушка. Этой палочкой надо дотронуться до котла, который спас мне жизнь, и повторить твоё желание.
Она дотронулась и повторила. В тот же момент корзины наполнились выглаженным бельём, чистым, как снег.
- Очень хорошо. Идите теперь закончите это дело.  Но избегайте мужчин, иначе они вас заставят много страдать. Берегите своё одиночество. Благодаря этой палочке у вас не будет недостатка ни в чём и никогда!

Волшебник сказал это и ушёл на вершину горы.  Его больше никогда не видели.
Девушки принесли свои корзины на суд жюри, следуя совету ушедшего в горы странника.

Тем временем, другие двенадцать прачек закончили работу в тишине. Они были уверены, что справились первыми, и каждая из них мечтала уже к концу года найти себе мужа.
 Они выставили свои корзины перед жюри, которое ждало их с любопытством.
- У вас ушло больше времени, -- сказал старейшина.
- Как? Разве мы не первые?
- Вовсе нет. Мои бедные девушки…

Они подумали, что их хотят разыграть, и даже стали посмеиваться.
- Ваше бельё хуже поглажено и не такое белое.
- Вы так говорите, чтобы разыграть нас? - сказала командирша.
- Посмотрите и судите сами, если мы ошиблись.

Старейшины открыли корзины весёлых девушек. Бельё было безукоризненно чистое, выглаженное и сложенное – ничего не скажешь.

Проигравшие девушки громко разрыдались. Старшая воскликнула:
- Те, кто выстирал это бельё – колдуньи. Надо позвать Месьё Кюрэ. Мы не потеряли ни одной минуты, пока те смеялись и рассказывали истории.  Они болтали со странником, а теперь их бельё самое чистое.
То же самое они повторили священнику, который окропил бельё святой водой. Но бельё осталось чистым, как снег.
- Я ничего не могу для вас сделать, я не вижу следов колдовства.
Девушки снова расплакались:
- Давайте снова их позовём и послушаем, как они это объяснят.
Но весёлых девушек нигде не смогли найти. Двенадцать хохотушек исчезли.

Намного позже все узнали, что они стали феями и поселились в гроте, который вы можете видеть высоко в скале над дорогой, проезжая к нашим майенам, высокогорным хижинам над деревней Эреманс. Никто из простых смертных не может вскарабкаться так высоко.  И не бывает таких высоких лестниц, чтобы взобраться туда. Так как феи выходят только по ночам, то в народе их стали считать призраками. Говорили, что тот странник купил их души.

А работящие девушки к концу года все нашли себе мужей, нарожали детей, состарились и затем умерли.  Так и не узнав, откуда появились феи, и почему они всегда остаются молодыми и красивыми.


Перевела альпийскую народную сказку кантона Вале в изложении Мориса Церматтена.
Ирина Салимова февраль 2014


Рецензии