Лакуны эпох

                Продолжение
  Савл- Павел всегда стоял особняком. Ученики Христа ставшие Апостолами, ему не доверяли. Даже после его встречи с Христом.
  Она описана в девятой главе "Деяний". Читая ее, спотыкаешься на одном эпизоде. На вопрос Савла "Кто Ты, Господь?"(а в нем, собственно, уже и ответ), он слышит:"Я Иисус, Которого Ты гонишь".
  Где и когда Христос называл себя по имени, включая разговоры с самыми близкими учениками? А тут такая фамильярность с юношей, у ног которого положили одежды убитого Стефана как свидетельство того, что суд над ним исполнен.
  Куда более правдиво прозвучала бы фраза "Я Тот, которого ты гонишь".
  После приключений в Дамаске, где Савл вдруг стал проповедовать Христа(а что он, собственно, знал он о Его учении, кроме того, что услышал от Стефана?), и бежал, спасаясь от разгневанных иудеев, "Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам;но все боялись его, не веря, что он ученик"(Деяния,9:26).
  И далее происходит весьма примечательная сцена:к Апостолам Савла приводит Варнава, со слов которого те узнают о том, что произошло с Савом по пути в Дамаск и в Дамаске.
  Кем был Варнава, ставший "адвокатом" Савла? Его звали Иосием, он был левитом, Кипрянином, из богатой семьи, имел землю, которую продал, а деньги  отдал Апостолам на их проповедническую деятельность. Он умел хорошо говорить, а, главное, всегда находить "утешительные слова" для тех, кто в них нуждался. И за это его прозвали Варнавой, что в переводе означало "Сын утешения".
  Варнава же на начальный период времени стал и своего рода опекуном Савла. После того, как преследуемые властями ученики Христа рассеялись за пределы Иерусалима, Варнава "пошел в Тарс  искать Савла и, нашед его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами"(Деяния,11:25-26).
  По сути, Варнава в признании Савла, чье имя по-гречески звучало как Павел, сыграл решающую роль.
  "Деяния", как известно, написал Лука, о чем он сам говорит в первых строках повествования. Со временем именно он станет главным и постоянным спутником Павла в его странствиях. Что, вероятно, не могло не наложить отпечаток и на структуру "Деяний". В книге 28 глав, Савл упоминается уже в седьмой, а с 9-й главы речь идет почти исключительно о Павле. Будто он и есть главный апостол Христа.
  Савл был из богатой семьи, учился у выдающегося законоучителя, и, разумеется, знал, как важно запечатлеть  свои деяния письменно. Безусловно, ему хотелось, чтобы его деятельность была оценена так, как ему об этом мечталось. Пр крайней мере, не ниже, чем первых учеников Христа. Но среди Иудеев достичь этого ему так и не удалось.  Очень часто они готовы были побить его (и били), а то и вовсе убить.
  Неудивительно, что в конце концов Павел переориентировался исключительно на язычников, и постарался достичь их расположения тем, что не считал нужным для них соблюдения иудейских традиций - обрезания, субботы, употребления кашерной пищи, как делали это верующие во Христа евреи.
  Со временем это и привело к полному отъединению христиан-язычников от материнского лона - иудейской религии. Поэтому Павла и считают создателем новой религии.
  Тем не менее, иметь дело и с язычниками ему становилось все труднее, что видно из его Посланий. В некоторых общинах его даже отказывались принимать, не оказывали материальной помощи, даже когда состарившемуся Павлу уже трудно было самому зарабатывать на хлеб (шитьем палаток).
  Дело доходило до того, что временами рядом с Павлом не оставалось никого, кроме Луки.
  Тон же Посланий по мере их появления видоизменяется, в них появляются нотки большей требовательности к пастве, а собственный пример приводится как образец  безусловного исполнения. "Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым"("-е Коринфянам,10:1).
  "Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас"(к Филиппийцам,3:17).
  "Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас..."(к Колоссянам,2:1).
  Однако все ли письма написаны или продиктованы самим Павлом?  Кто-то считает, что только семеро из четырнадцати Посланий можно отнести к его авторству, а кто-то вообще только четыре. Кто же писал остальные, выдавая себя за Павла? Многие полагают, что гностик Маркион.
  Он родился в Понте, в 140 году приехал в Рим проповедовать свое понимание учения Христа, но, спустя четыре года, был изгнан оттуда местной христианской общиной, после чего и увлекся гностицизмом.
  Этот "последователь" Павла отвергал Ветхий Завет, считая, что предсказанный там Мессия является ... Антихристом. Новый же Завет он составил сам, разделив на Евангелие - от Луки и без первых двух глав, и Апостол, куда включил десять Посланий Павла(?) -Галатам, 1 и 2-е к Коринфянам, к Римлянам, 1 и 2-е к Фессалоникийцам, Послание Ефесянам, к Колоссянам, к Филимону, к Филиппийцам.
  Не он ли их и написал?
  Что же проповедовал Маркион? Иисус не родился,  но явился людям, чтобы избавить их от власти материи.
  В ад Христос сошел, чтобы избавить язычников и ветхозаветных грешников от мучений, но ветхозаветные предпочли остаться там.
  Маркион выступал против брака, за отказ от всего, что приносит человеку удовольствие, от употребления мяса и вина.
  Впрочем, он не был оригинален. В 70-е годы первого века возникла иудео-христианская секта евионитов(от еврейского - евионим - бедные), просуществовавшая до четвертого или пятого веков, которая проповедовала аскетизм, бедность, вегетарианство. Так что гностику было у кого позаимствовать свои идеи.
  Но эта секта не признавала Павла, считая его отступником от веры отцов, и исказившим учение Христа. Евиониты почитали Христа как нового Моисея, который пришел, чтобы очистить его закон от многовековых наслоений, внесенных в него разными законоучителями.
  Интересно, что 12-м Апостолом, избранным вместо Иуды Искариота, они считали Иакова, брата Христа, "самого главного епископа из всех епископов".
  Действительно, история с избранием 12-го Апостола, изложенная в "Деяниях", весьма туманна. Назван некий Матфий, о котором никто не слышал, и  чьи деяния остались не известны миру, если таковые вообще были.
  Наверно, эта история так и останется загадочной (мало ли таких загадок в истории?).
  Что касается апостола Павла, то его личность и деяния по-прежнему вызывают много вопросов и нареканий. И, конечно, в первую очередь, у Иудеев, которые считают его отступником и предателем религии отцов, что привело, по их мнению, к порождению антисемитизма.
  Такой же упрек они адресуют... Марксу, нередко ставя имена Павла и Маркса рядом по принесенному ими вреда еврейскому народу. Это выглядит в какой=то степени даже забавно. Чем же Маркс провинился? Во-первых, крестился, а, во-вторых, и это главное,разработал теорию, которая приводила к революциям в разных странах, и в них непременно участвовали евреи, что также порождало антисемитизм.
  У Павла, как известно, были последователи, которых обозначили одним термином - паулианство, и, похоже, не очень удачно. Марксу повезло больше. Термин "марксисты" прижился, живет и поныне, и что он означает, известно всем.
                Продолжение следует


Рецензии